Открытое занятие "Письмо другу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вагнер Оксана Викторовна

Занятие по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_itog.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Письмо для друга.

Цель: формирование связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления детей об изменениях в неживой природе зимой.
  2. Актуализировать знания детей и учить составлять рассказ об особенностях жизни диких зверей в зимний период с опорой на мнемотаблицу.
  3. Расширять и активизировать словарь детей по данной теме. Познакомить с новым слово «мышкует».

Развивающие:

  1. Совершенствовать навык согласования порядкового числительного с прилагательным и существительным в роде, числе, падеже.
  2. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; навык грамматически правильного употребления существительных в родительном падеже.
  3. Упражнять в словообразовании слов с помощью суффиксов –иц, -онок
  4. Развивать зрительное и слуховое внимание, умение следить за правильным произношением звуков собственной речи.
  5. Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение общаться доброжелательно и корректно: выслушивать ответы другого ребёнка, не перебивать.
  2. Воспитывать желание оказывать помощь.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, беседа, игровой, мнемотаблица, показ иллюстрационного материала.

 Оборудование: магнитная доска, проектор, экран, картина «Зимний лес», картинки с изображением диких животных, презентация.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Сегодня на занятии.. (раздаётся звонок)

Простите, дети, у нас видео – звонок.

На экране появляется Алекс из мультфильма «Мадагаскар»(Слайд №!)

Алекс: Привет! (Дети здороваются). Я рад вас всех видеть.

Логопед: Здравствуй, Алекс! Как у тебя дела? Как у вас погода?

Алекс: У меня всё здорово. Погода замечательная, загораем, купаемся, едим фрукты. А у вас я слышал наступило холодное время года. Как оно называется и что происходит в природе? (Слайд № 2)

Логопед: Ребята, какое  наступило время года?

Дети: Зима.

Логопед: Давайте объясним Алексу, что происходит зимой?

Дети:     Солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее; холодно, морозно; идёт снег, бывают метели, земля покрывается снегом; водоемы покрываются льдом, дуют холодные ветра; люди надевают тёплую одежду- шубы, варежки...

Алекс: Да, холодно у вас там. А как же ваши  животные переносят зиму? Как они приспосабливаются к зиме? (Слад № 3)

Логопед: А какие животные тебя интересуют?

Алекс: Конечно, те, что живут у вас на Урале.

Логопед: Ребята, поможем Алексу. Составим рассказ о том, как зимуют наши животные. И отправим ему письмо – картину. Вспомните животных, которые живут у нас на Урале.

Дети: Медведь, волк, лиса, белка

Логопед: Как много животных вы знаете! Но обо всех мы рассказать не сможем, расскажем о некоторых из них.

Логопед показывает картину зимнего леса на магнитной доске.

Логопед: Наступила зима. Почему животным в лесу живётся трудно?

Дети: Холодно в лесу, мало корма.

Логопед: Правильно. Отгадайте загадку.

В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?

Дети: Белка.

На экране появляется картинка с изображением белки.(Слайд №4)

Логопед: Правильно – белка. Расскажите, как же белочка приготовилась к зимним холодам?

Дети: Белка сделала запасы – грибы, орехи, ягоды. У неё поменялся цвет шерсти с рыжего на серый. Живёт белка в дупле.

На экране предоставляется таблица (Слайд № 5)

Логопед: Всё верно, молодцы.( обобщает)  Белка зимой меняет рыжую шубку не серую, более тёплую. В сильные холода прячется в дупле, которое она утеплила мхом и веточками. А питается она запасами, которые приготовила осенью.

Белка на экране: Ребята, помогите мне посчитать мои запасы.( Слайд №6)

На экране появляется изображение – пять белых грибов и пять еловых шишек

(Слайд №7)

Логопед: Кто может сосчитать? При счете не забудьте правильно произнести окончания в словах. 

Дети: Один белый гриб, два белых гриба……

Логопед: Отлично. Ты всё правильно сказал.

Белка: Огромное спасибо!

Логопед: Маша, возьми картинку с белочкой и размести на нашей картине.

На экране появляется изображение уши лисы(Слайд №8).

Логопед: Ребята посмотрите, чьи это уши выглядывают из снега?

Дети: Лисьи уши.

Далее аналогично на экране - хвост, туловище лисы.  (Слайд 9,10)

Дети: Лисий хвост, лисье туловище.

Логопед: Молодцы, всё правильно.

На экране изображение лисы в зимнем лесу.(слайд № 11)

Логопед: А вот и лиса. Как она живёт в лесу зимой?

Дети: Лиса живёт в норе. Питается мышами, птицами.

На экране предоставляется таблица (Слайд № 12) 

Логопед: Умнички, правильно! (обобщает) Лиса в  сильные морозы прячется в норе, зимой у неё вырастает под мехом густой подшёрсток, который помогает ей пережить зиму, а питается она по прежнему мышами, птицами. У неё очень хороший слух и, услышав под снегом писк мышки, она …мышкует . Посмотрите, как она это делает.

На экране видео – «Лиса мышкует» (Слайд № 13)

Логопед: Как вы думаете, каким словом можно заменить это слово (Как по - другому сказать, что делает лиса)?

Дети: охотится, ищет, достаёт.

Логопед (предлагает одному из детей расположить лису на картине.)  Ваня, возьми картинку с лисицей и размести на нашей картине.

Логопед: А кого мы из животных  не встретим в зимнем лесу? Почему?

Дети: Медведя, ежа, барсука. Они впадают в спячку. Им трудно найти корм.

Логопед: Правильно, это животные зимой спят, но видят сны. Как вы думаете, что им снится? Да, и я думаю, что они видят сны о лете. Например, вот такие.

Физминутка: На экране с медведем.(Слайд № 14)

Логопед: (показывает мнемотаблицу на экране – слайд № 15) Итак, медведь зимой спит в своей берлоге.

Логопед : Катя, возьми картинку с медведем и размести в нашем зимнем лесу.

На экране волчьи следы.(слайд № 16)

Логопед: Ребята, как вы думаете, а чьи это следы?

Дети: Волчьи следы.

На экране волчья семья.(слайд № 17)

Логопед: Ребята, кого вы видите? Как правильно сказать семья чья? Назовите всех членов волчьей семьи.

Дети: Волчья. Волк, волчица, волчата, волчонок.

Логопед: Как живут волки в лесу зимой? Чем питаются?

Дети: Зимой волки едят зайцев, кабанов, волк живёт в логове.

Представляется на экране мнемотаблица – волк (слайд №18)

Логопед : Молодцы, всё верно! (обобщает ответы детей) Волк – опасное животное. Зимой волк часто голодает, ему трудно передвигаться по снегу. Поэтому он долго охотится. Пища его – это зайцы, кабаны, но иногда волчья стая  нападает и на крупных животных – например, лосей. У волка, как и у лисы вырастает густой подшёрсток.

Логопед: Даша, возьми картинку с волком и размести её на нашей картине.

Логопед: Послушайте и отгадайте загадку.

 На экране – картинка заяц в зимнем лесу.(слайд № 19)

Логопед: Назовите, кто это?

Дети : Заяц.

Логопед: Ребята, а как можно сказать про зайца – какой он?

Дети: трусливый, белый, пушистый…

Логопед: Отлично! Скажите, как заяц приготовился к зиме? Чем питается зимой?

Дети: Заяц меняет шубку на белую, чтобы его не видно было хищникам. Ест он кору, веточки.

Логопед: обобщает и выставляется на экране мнемотаблица –заяц – слайд № 20)

 У зайца меняется цвет меха с серого на белый – это помогает ему быть незаметным на снегу для хищников, А знаете почему хищникам трудно догнать зайца? Да потому что  на его лапках отрастает длинная шерсть, увеличивается площадь опоры, а это способствует лучшему передвижению по снегу. Питается заяц корой и веточками.

Логопед: Коля, размести картинку с нашим зайчиком в нашем зимнем лесу.

На экране лось, лосиха и лосёнок(слайд №21)

Логопед: Ребята, посмотрите, а это кто?

Дети: Лось, лосиха и лосёнок.

Логопед: А теперь скажите, кого нет на картинке?

На экране по очереди убираются лось, затем лосиха, лосёнок. (Слайд, 22,23,24)

Дети: Нет лося, нет лосихи, нет волчонка.

На экране картинка лося в зимнем лесу (слайд № 25)

Логопед: Как зимует лось? Чем питается?

Дети: лось ест побеги…

Логопед: обобщает и выставляется на экране мнемотаблица – лось – слайд № 26)

Логопед: едят  кору, объедают торчащие из-под снега побеги . Зимой лоси кормятся днем. Ночью животные отдыхают, зарываясь в снег по самую голову, снижая, таким образом, теплоотдачу. Зимой лоси почти не пьют и снег не едят, чтобы не терять драгоценное тепло.

Логопед предлагает детям поставить  картинку с изображением лося.

Логопед : Вот такая картина у нас получилась. Итак, теперь надо составить рассказ о том, как зимуют уральские звери  В этом нам поможет таблица...

На экране мнемотаблица.(слайд №27)

Логопед предлагает детям по – очереди рассказывать по таблице.

Логопед: Отличный рассказ у нас получился, вместе с ним мы отправим Алексу и нашу картинку.

На экране картина зимнего леса с животными, которую составили дети. Картинка сворачивается, письмо отправилось.(слайд №28)

Раздаётся звонок. На экране Алекс, который благодарит детей за рассказ и прощается.(слайд № 29)

Логопед: Ребята, как вы думаете хорошее дело мы сегодня с вами сделали? Какое?

Дети : Помогли Алексу узнать о жизни животных зимой.

Что больше всего понравилось тебе, Маша? А тебе что запомнилось, Артем?

Логопед: дает оценку деятельности детей, обобщает вспомнили как живут животные зимой, составили и отправили рассказ Алексу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Друг без друга нам нельзя!» для детей 2 младшей группы

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные...

Открытый просмотр в возрастной группе 5-7 лет на тему "Ты мой друг – я твой друг".

Социально-коммуникативное развитие в возрастной группе 5-7 лет....

Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Описание внешнего вида друг друга» Средняя группа

учить детей составлять небольшой описательный рассказ внешнего вида друг друга по схеме;  говорить полным предложением; воспитывать эмоциональный интерес и внимание к внешнему виду....

открытое занятие "Друг мой волшебный мяч"

quot;Друг мой волшебный мяч"...

Конспект просмотра открытого занятия «Друг познается в беде» ОО «Речевое развитие» (развитие речи) (старшая группа)

Творческое рассказывание детей -это такой вид речевой   деятельности, результатом  которой   является  самостоятельно придуманный  рассказ ребенка. данный материал п...

Открытая беседа " Друг мой светофор"

Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения....