Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"
статья по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений.

 

Тимофеева М. И. учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 10»

У многих детей дошкольного возраста, которые несколько «отстали» в своём речевом развитии от сверстников, уже произносят  все звуки родного языка, умеющих общаться с помощью коротких фраз. Возникают  трудности в общении, а ведь речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Как правило, у детей с речевыми нарушениями  слабо развита мелкая моторика, потому что еще идет развитие опорно-двигательной системы, у ребенка в этом возрасте не закончен рост, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, которые могут поддаваться деформированию.

При исследовании ручной моторики, было выявлено у детей:

- неполный объем выполнения движения кинестетических и кинетических упражнений;

-  недостаточно сформирован захват карандаша, ручки или кисточки;

- наблюдается повышенный или пониженный тонус мышц, все это влияет на формирование графо - моторных навыков, быстро наступает утомляемость и замедляется темп работы.

Задача взрослых (родителей и педагогов)  увидеть и своевременно правильно скорректировать помощь ребенку в его трудностях.  

В наше время все больше используются много разных развивающих технологий, одна из таких является Су-джок терапия («Су»-кисть, «Джок»-стопа).

Как известно на теле человека располагается множество активных биологических точек (БАТ). Стимуляция данных точек приводит к активному и правильному функционированию органов человека. Например, большой палец – голова, указательный – желудок,  средний – кишечник, безымянный – печень, мизинец – сердце. Все рефлекторно-активные точки, которые располагаются на  кистях рук, стоп и ушных раковин, тесно взаимосвязаны  с внутренними органами  организма.

Су-джок терапия – это механическое воздействие на биологически активные точки кисти и стопы. Целью приемов Су-джок терапии является: создание условий для активизации  речевых зон коры головного мозга,  нормализации мышечного тонуса. 

Шарик су-джок – медицинский тренажер «Массажный шарик», внутри которого находятся металлические пружинки в форме кольца. Их применение для массажа- терапии   безопасно, эффективно и просты в использовании.

Таким образом, используя массажный шарик,  мы тем самым активизируем определенную  зону коры головного мозга, которая отвечает  за развитие за мелкой моторики, нормализуем мышечный тонус и рабочую способность, активизируем тактильные ощущения.  Также данный массажёр можно  использовать для профилактики плоскостопия.

Сейчас в настоящее время появилось много разных модификаций массажеров,  например «Чудо-валик», его также можно применять для массажа тонкой моторики рук и стоп, которые   сделаны из дерева, из силикона, из каучука.

В логопедической практике  массажные шарики  можно использовать в игровых упражнениях направленных  на коррекцию звукопроизношения, на формирование лексико-грамматических категорий,  звуко-слогового анализа слов.

Тем самым, данная технология, является  как один из эффективных способов влияния,  на развитие познавательной, речевой,  эмоционально-волевой сферы у ребенка.

При выполнения массажа проговариваем (ются) различные потешки, стихи.

Способы применения Су-джок- терапии:

  1. Массаж или самомассаж шариком Су-джок
  2. Массаж или самомассаж эластичным кольцом
  3. Массаж стоп
  4. Ручной массаж тонкой моторики рук.

Перед началом  выполнения массажных упражнений необходимо проверить целостность кожных покровов, и просмотреть кожу на грибковые заболевания,

Для того чтобы занятие с Су – Джок шариками не стали скучным занятием, можно проговаривать  различные потешки, стихи. Вот  некоторые из них.

 (По каждой фаланге пальцев шариком делаем надавливающие движения, направление движения от кончиков пальцев  (смена рук).

По большому пальцу ходим, он на судне капитан,

                       Палец указательный

                      Умный и внимательный

      Средний пальчик он  матрос, мачту он на борт принес,

Безымянный палец – кок, он большой пирог испек,

                      Наш мизинец - это юнга

                      Он прямой сейчас как струнка. (Смена рук)

      Массажные упражнения (самомассаж)  с пружинным кольцом для пальчиков. Выполняем  движения кольцом вперед - назад на каждом пальчике.

     Чтоб писать мизинчик смог

Крутим пальчик как волчок

С безымянным пальцем дружим

И его тихонько крутим,

Крутит ложкой средний палец

Просто он мешает чай,

Вот  он указательный

пальчик самостоятельный,

А большой хочет сильным стать, Чтобы гирю поднимать. (смена рук)

Массажные упражнения для ладошек 

Выполняем движения в соответствии с данным текстом.

Я круги мячом катаю.

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Будто я мету дорожки

И сожму его немножко,

Как сжимают лапки кошка,

Всеми пальцами прижму

И другой  рукой начну. (Смена рук).

                                     Посуда

Долго-долго суп варился, (круговые движения по ладони).

Котелок наш закоптился, (сжимаем и разжимаем).

Будем мы его тереть, (проводим по ладони).

Чтобы начал он блестеть. (круговые движения по ладони). (Смена рук )

 Массажные (самомассаж) упражнения для мышц предплечья (комбинированный)

-сначала выполняем поглаживание рукой, затем выполняем легкое пощипывание пальцами(сжатие), далее шариком выполняем действия (смена рук).

По лесной сухой дорожки (катание шариком вдоль предплечья назад-вперед)

Топ-топ-топ – топочут ножки (легкие надавливания с прокачиванием)

Ходит бродит вдоль дорожек (катание шарика круговыми движениями)

Весь в иголках серый ежик (легкие надавливания).

                 Массажные упражнения для пальцев и кистей рук

- массируем мягкие подушечки и фаланги пальцев, по каждой фаланге пальцев шариком делаем надавливающие движения, направление движения от кончиков пальцев до ладошек к и обратно, смена рук.

Массажные упражнения с пружинным кольцом для пальцев рук

- прокручиваем кольцо вокруг пальца, направление движения назад - вперед, смена рук.

                 Массажные упражнения для ладошек

- катаем шарик между ладонями, сжимаем и разжимаем шарик, смена рук.

       Массажные упражнения для мышц предплечья (комбинированный)

-сначала проводим поглаживание, затем выполняем легкое пощипывание (сжатие), далее шариком выполняем действия.

 Список литературы:

  1. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению: пособие для родителей. –М.: Просвещение, 2007.
  2. Еромыгина М.В. Картотека для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  3. Новикова Е.В Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики рук: Наглядно-практическое пособие. –М.: 2007.
  4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

Сборник научных статей, статей по обобщению педагогического опыта «Дошкольное образование: «Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей» Иркутск : МЦПТИ «Микс»,2017г 376 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Использование Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

СТАТЬЯ "ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ"

Статья "Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений"...

Использование СУ-ДЖОК терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР

Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, важно использовать разнообразные игры для развития ме...

Проект "Использование Су -Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей"

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су-Джок терапия является  одним из эффекти...