Формирование артикуляционного аппарата и правильного дыхания у ребенка с дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пуртова Алёна Алексеевна

Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в зимний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx50.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Ромашка»

Индивидуальное  открытое логопедическое занятие

Тема: Формирование артикуляционного аппарата  и правильного дыхания у ребенка с дизартрией

        Учитель-логопед

                                                                                           А.А.Пуртова

г. Урень

2016 г.

Тема : «Путешествие в зимний лес».

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, выработка целенаправленной воздушной струи.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать укрепление мышечной системы языка, губ,щек.
  • формировать правильные артикуляционные уклады губ и языка.

Коррекционно- развивающие:

  • развивать слуховое внимание.
  • развивать процессы фонематического восприятия.
  • развивать продолжительность выдоха;
  • развивать речевое дыхание и голос;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • формировать и стимулировать интерес к занятиям.

Оборудование: Большие круги из картона (сугробы), маленькая елочка, снежинки с цифрами, пособие «Веселая гимнастика» ( кубик с изображением картинок, обозначающих артикуляционные упражнения, пособие «Метель» ( банка с мелким пенопластом и коктейльной палочкой ),  счетные палочки, образцы снежинок, ватные шарики, ворота,  снеговики с разной мимикой (радость, грусть, удивление, испуг) блестящая снежинка для сувенира. Музыкальное сопровождение: песня «Что такое зима?», звуки метели, вьюги, шум леса.

Группа: Подготовительная к школе группа

Возраст ребенка: 6 лет 8 месяцев.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед : Посмотри, сколько гостей к нам сегодня пришло. Поздороваемся с ними: «Здравствуйте!»

Сегодня мы с тобой отправимся в одно волшебное место. Отгадай загадку и  тогда узнаешь, куда мы пойдем.

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (лес).

Молодец!

Логопед: Так куда мы отправимся? (Про что загадка была?)

 Мы с тобой отправимся в лес.

А какое сейчас время года? (Зима)

Так в какой лес мы отправимся? (Зимний)

  1. Основная часть.
  1. Игровое упражнение "По сугробам"

Логопед: Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по тропинке. Но тропинка завалена снегом. Посмотри здесь одни сугробы. (показывает дорожку из больших картонных кругов-сугробов). Чтобы пройти по сугробам, нужно быть очень внимательным. Если услышите звук «а», переступи на один сугроб вперед. Если другой звук - стой на месте (Звуки У, О, И, А, У, А, И, А, А, У, О, И, А). Молодец!

Вот мы с тобой и в лесу.  (Логопед с ребенком садятся на стулья перед зеркалом).

  1. Самомассаж

Логопед:  Какая погода зимой?  (Холодная)

А что  с лицом происходит зимой, когда мы долго находимся на улице , например, на прогулке? (Замерзает)

Чтобы наше личико  не замерзло  в зимнем лесу, поиграем с ним.

«Каждый день лесные звери встают рано утром и умываются:

Водичка! Водичка! Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели, ( имитируем умыванием  глаз)

Чтоб щечки розовели ,( имитируем умывание щёк)

Чтоб кусался зубок ,(кусаем  верхними зубами нижнюю губу)

Чтоб смеялся роток (  улыбаемся).

  1. Игровое упражнение «Снеговики».

Логопед: Посмотри, кто к тебе еще пришел в гости. (Снеговики).Они все разные, чем отличаются? (Лицом). Правильно! У них разные лица.

Это какой снеговик? (Радостный). Покажем нашим гостям, как мы умеем радоваться, улыбнемся.

А это какой снеговик ? (Грустный). Посмотри, у него болит зуб,поэтому он грустит и плачет (Ух!). Мы тоже, когда у нас что-то болит грустим и можем поплакать. Покажем . Умница!Молодец!

Это какой снеговик? (Злой). Покажем, как мы умеем злиться.

А это какой снеговик? (Удивленный) . На Новый год на утренник ставят ёлку,мы удивлямся какая она красивая? Покажем,как мы удивляемся! (Ах!)

Это какой снеговик? (Испуганный). Покажем,  как мы можем испугаться! (Ох!). Молодец!Умница!

  1. Игровое упражнение «Веселая гимнастика»

Логопед: Лесные звери оставили тебе этот кубик (пособие "Веселая гимнастика"). Выбрасывай кубик на стол. Какая картинка выпадет, то упражнение мы и будем делать. (Выпадают картинки, обозначающие артикуляционные упражнения: заборчик, часики, лопаточка,чистим зубки, вкусное варение,грибочек. (Упражнения выполняются 2- 3 раза).Молодец!

Логопед: Посмотри, какую ёлку подарила тебе зима! А что висит на ёлке? (Снежинки). Правильно! Эти снежинки не простые, а с заданиями!

  1. Игровое упражнение  «Снежинки»

Педагог:  Возьми снежинку с цифрой «1». Зима хочет, чтобы ты помогла ей сделать красивые снежинки для снегопада. Нужно с помощью счетных палочек выложить  снежинки  по схеме.

Физкультминутка

Логопед: Зимой замерзает не только лицо, как мы с тобой говорили, но и ноги и руки.  Погреем их. ( Музыкальное сопровождение «Что такое зима?»)

Музыка. (Повороты, руки на пояс)

Что такое зима?Это снег и метели. (Шагаем, руки на пояс .)

В белых шапках дома. Ели шубы одели. (Наклоны, руки на пояс.)

Что такое зима?Белоснежные дали. (Шагаем, руки на пояс .)

Целый год мы тебя с нетерпением ждали. (Наклоны, руки на пояс.)

Заморозит детям нос мороз. Вечер горки разнесет в лед.(Прыжки на месте.)

Детям елку принесет и подарит Новый Год и подарит Новый Год.( Руки в стороны.)

Всем подарки принесёт, И подарит Новый год, И подарит Новый год. (Наклоны).

Логопед: Мы с тобой отдохнули, продолжаем дальше.

  1. Игровое упражнение «Метель»

Логопед:  Возьми снежинку с цифрой «2» ( Включается звук «метели» ).

А что это было, отгадай:

Всё вокруг белым-бело –
Все дороги замело!
Издалёка налетели
К нам суровые ... (Метели)

Зима хочет, чтобы ты помогла ей устроить настоящую метель. Возьмем баночку со снегом (шарики пенопласта) и подуем в нее под счет: 1- вдох, 2-3 –выдох.  Молодец! Справилась с заданием, устроил настоящую метель!

  1. Игровое упражнение «Вьюга в лесу».

Логопед: Поищи, где же снежинка с цифрой  «3». Включается звук вьюги и шум леса.

А что это был за звук,отгадай:

Зимою студёной бывает

Волчищем она завывает

Снег в воздухе  крутит по кругу

Колючая, снежная (Вьюга)

Логопед: А какая же зима без вьюги? Поможем зиме устроить вьюгу в лесу?   Я тебе в этом помогу, слушай внимательно.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». Давай вместе. А теперь попробуй сама. (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с». Молодец, справилась с заданием!

  1. Игровое упражнение «Снегопад»

Логопед: Снежинок на ёлке больше нет, значит, мы выполнили все задания. Нам пора возвращаться. Чтобы это сделать, нужно перенести все снежные комочки в эти ворота. Для этого нужно подуть: вдох – носом, выдох – ртом. Молодец!

3.Итог.

Педагог: Вот мы и вернулись из зимнего леса. Скажи, пожалуйста, что тебе запомнилось больше всего? Что было трудно? Ты мне тоже сегодня очень понравилась!Ты старалась выполнять все упражнения четко и правильно! А что было трудно, мы на следующих занятиях это преодолеем!  Зима благодарна тебе за помощь. В награду она подарила тебе эту блестящую снежинку. Ну,что пора прощаться. Скажем «Досвидание!» нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

—Объект  исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.—Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики и правильного дыхания у детей дошкольного возраста с дизартрией

Материал разработат из опыта работы с детьми, посещающими логопедический пункт....

Итоги смотра логопедических центров на наличие игр и пособий по формированию артикуляционной моторики и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Смотр проведен с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ и для пополнения наглядным материалом логоцентров группы по заданной теме....

Правильное дыхание. Научите ребенка правильно дышать

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать.Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.Ребенка, не умеющего правильно ...

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ. ПРИЕМ САМОМАССАЖА»

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (приемы и методы лог...

Правильное дыхание для ребенка

Правильное дыхание для ребенка...