Развивающая предмето-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Максимова Виктория Юрьевна

Логопедические центры в кабинете логопеда в условиях реализации ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС

 Слайд 2 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»    В.В.Сухомлинский

     А можно ли подобрать более точное высказывание? Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит дошкольный логопед, описывает пространство, которое должно окружать дошкольников, имеющих нарушения речи. В кабинете логопеда все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!»

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

 Слвйд 3 Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Слайд 4 Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности  и общения,  наличие свободного доступа детей, в том числе с ОВЗ к игрушкам, пособиям, оборудованию.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей детей.

- соответствие всех компонентов к требованиям безопасности и надежности при использовании,  согласно действующим Сан Пин

Слайд 5 ФГОС ДО ставит к развивающей предметно-пространственной среде определенные требования: в соответствии с ФГОС (пункт 3.3.4.) Принципы предметно –развивающей         среды:  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Центры расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

 Слайд 6  Основное назначение логопедического кабинета-создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая среда  логопедического кабинета построена на основе принципа доступности (материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках). Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому учителя-логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и принципами построения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой программой учреждения, пространство логопедического кабинета условно разделено на центры:

 Слайд 7  В Центре инд корр звукопроизношения: находятся- логопедический уголок- стол  зеркало и стулья, комплексы  артикуляционной гимнастики в картинках и сказках, Литература, картинный материал и картотека  на  автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки  на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Материалы и оборудование в области речевого развития могут реализовываться в ходе реализации области физического развития (автоматизация звуков при прыжках на большом мяче, хождение по сенсорным дорожкам, закидывание мяча в баскетбольное кольцо или при метании колец). Автоматизация звуков плавно переходит  к элементам по обучению финансовой грамотности (используем банкноты, игру «Магазин,  «Банк»). Математики- закрепляем формы, цифры.

 Слайд № Центр развития мелкой моторики имеет периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих детскую активности .включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, игры с прищепками, резинками, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики.

  Слайд № Центр дыхательной гимнастики-дыхательные тренажеры, вертушки,  муз  инструменты, картотеку дых упражнений

 Слайд № Центр обучения грамоте-, применяется принцип мобильности  (настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности);

 Слайд № Центр развития лексико-грамматической стороны речи- в данной зоне подобраны игры и пособия на словоизменение и словообразование, употребление предлогов, пособия для формирования фразы, картинный материал по разным  лексические темы,  для формирования и расширения синонимов , антонимов, предметного и глагольного словаря. Центр построен с учетом принципа вариативности (наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения). Игры для развития  лексико- грамматических категорий используются для автоматизации звуков или развития связной речи и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах.

  Слайд № Центр развития связной речи-включает в себя игры и пособия,  формирующие у детей  умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов и наборы текстов для пересказов

 Слайд № Центр методического сопровождения- Собрана документация логопеда. Представлена методическая литература, программно- методическое обеспечение занятий.

Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Считаю, что основное назначение кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.