Подгрупповое занятие " ЗВУКИ "К,Г,Х"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пронь Татьяна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, игрушка кот, книга с картинками или папка с файлами, в которые вставлены картинки.

                                                   Ход занятия

В: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами знаем?

Д: (А, О, У, Ы, Э, И)

В: А какие звуки называются гласными?

Д: Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути.

В: Верно. Гласные тянутся в песенке звонкой:

Могут заплакать о - о - о и закричать а - а- а-а

Громкий гудок паровозу подать: у -у- у- у

Нежно лошадкой могут заржать: и- и- и- и

Даже медведем могут рычать: ы- ы- ы- ы

Эхом далеким в лесу отвечать. Э - э- э- э

Сегодня к нам на занятие пришел гость – кот – мурлыкаКак вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети отвечают)

В: Правильно, все время поет, мурлычет песни. Вот и сегодня у него хорошее настроение, и решил он  с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его в ладошки (хлопок). Если какой-то другой, не ловите.

Кот поет: а-а, и-и-и, к-к-к, о-о-о, у-у-у, г-г-г, ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.

Эти песни гласные,

Ты поешь прекрасно их.

А вот сможешь ли ты, котик,

Так раскрыть свой милый ротик,

Чтобы звук мы не слыхали,

Только по губам узнали?

(Котик отрицательно мотает головой)

В: Ребята, давайте покажем коту, как мы умеем определять по губам звук.

Вызывается ребенок, который демонстрирует беззвучную артикуляцию. Дети озвучивают показанный губами образ звука.

В: Котик, запомнил ли ты те песенки, которые у тебя не получились и которые дети не выбрали?

(Котик отвечает, а самые внимательные дети ему помогают.)

Д: Звуки К, Г, Х.

В: Сегодня будем знакомиться с этими звуками. (Сравнение артикуляции звуков.)

Возьмите зеркала, посмотрите и поочередно произнесите звуки К, Г, Х.

Обратите внимание на положение языка: при произнесении звуков (К) и (Г) спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука (Х) спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трех случаях находится за нижними зубами.

Попробуйте пропеть, прокричать эти звуки. Получается?

Д: Не получается пропеть, прокричать.

В: Почему это происходит? (Ответы детей)

На пути воздушной струи все время встает преграда – в данном случае спинка языка, зубы, губы и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.

Вывод: Этот звук нельзя пропеть, прокричать; на пути воздушной струи встает преграда. Значит это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки (К), (Г), (Х) – согласные звуки.

В: А согласные согласны

     Шелестеть, шептать, свистеть,

     Даже фыркать и скрипеть,

     Но не хочется им петь.

Физминутка.

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

В: Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.

   Котик пришел к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ. Слушайте.

  Жила на хуторе девочка Галя. И был у неё кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый день лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав; гуси и куры возвращались во двор, недовольно ворча: га-га-га, ко -ко- ко.

   Ребята, что такое хутор? (ответы детей)

Эта маленькая деревушка, в которой несколько домиков. А с какого звука начинается слово хутор?

Д: Со звука (Х)

В: Какой первый звук в словах Галя, Катаська, Хомка?

Д: Звуки (Г), (К), (Х)

В: Какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука (К)?

Д: Куры, кот, ко - ко, крылечко

В: С согласного звука (Г)?

Д: Гуси, га - га, гавкал

В: Ребята!  А ещё котик принес нам песенки, которые он услышал на хуторе.

Подумайте, кто их мог петь.

Ку-ка-ре-ку. (Петух)

Ква-ква. (Лягушка)

Ку-ку. (Кукушка)

Ха-ха. (Дети)

В: Вы когда - нибудь видели петуха? Ч то он делает?

Д: Кукарекает, гуляет, дерется, ищет, ухаживает, кричит, сидит.

А лягушка? Прыгает, квакает, сидит, охотится, ищет, плавает.

А кукушка? Летает, поет, прыгает, стучит.

В: А теперь давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Д: К, Г, Х

В: Какие это звуки?

Д: согласные

В: Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Д: Гласные можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути. Согласные нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка.

В: Игра «Доскажи словечко»

 Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол).

Лодки по морю плывут,

Люди веслами … (гребут).

Кто альбом раскрасит наш,

Ну конечно …(карандаш).

Не хотел котёнок мыться,

Убежал он из …(корытца).

Хлоп - и конфета стреляет как пушка!

Каждому ясно: это …(хлопушка).

В: Ребята, а пойдемте искать по группе слова, которые начинаются на согласные звуки «К, Г, Х».

Д: (Ответы детей)

В: Вспомните имена наших детей,  которые начинаются на звук “К”.

Д: Катя, Кирилл, Коля, Карина, Костя ….

В: Имена, которые начинаются со звука "Г".

Д: Геля, Галя.

Имена, которые начинаются со звука Х: Харитон

В: Бисерография «Укрась хвост петуха». Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку.

(Заранее вылепленные петухи из пластилина)

В: Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов.

   Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и слушались его.

В: (Похвалить детей, подвести итог.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "...

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "...

Конспект подгруппового занятия "Звук П"

Знакомство со звуком П. Расширение словаря, развитие грамматического строя речи по лексической теме "Посуда". Буква П....

Конспект подгруппового занятия "Звуки [л-л\'] правильно называй и различай"

Конспект подгруппового занятия с элементами Су-Джок терапии "Звуки [л-л'] правильно называй и различай" с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового занятия "Звук У. Буква У"

Разработан для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР, РАС) по водготовке к обучению грамоте....

Подгрупповое занятия «Звук Ч»

Подгрупповое занятие для детей с ТНР по автоматизации звука...

Конспект подгруппового занятия "Звук [Р]"

План конспект по формированию звуковой стороны речи в подготовительной группе (подгрупповая форма работы)Тема: «Постановка звука [Р]»...