Конспект мастер-класса для родителей дошкольников "Учимся играя"
консультация по логопедии

Конспект к презентации мастер-класса для родителей дошкольников "Учимся играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_prezentatsii_uchimsya_igraya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Учимся играя».

Цель: создание мотивации у родителей к совместным занятиям с детьми по развитию речи.

Сегодня Вашему вниманию будут представлены занимательные логопедические игры и упражнения, которые не только помогут вашим деткам преодолеть речевые трудности, но и разнообразят ваше совместное времяпровождение.

Немного теории. Речь ребенка представлена несколькими компонентами:

- фонематический слух

- артикуляционная моторика

- речевое дыхание

- словарь

- грамматический строй речи

- связная речь

Рассмотрим первый компонент. Под фонематическим слухом  понимается способность человека слышать отдельные  звуки (фонемы) в слове.

           У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов.

Игры на развитие фонематического слуха: «Слушаем тишину», «Найди одинаковые звуки» (игра «Шумящие коробочки») - различение неречевых звуков, «Поймай звук», «Зоркий глаз» - речевые звуки.

Более подробно с играми на развитие фонематического слуха Вы можете ознакомиться в памятке.

Следующий компонент речи - артикуляционная моторика

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?  Я вам  отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. И так, вкусная гимнастика.

  • «Держи крепче»

Удерживать  соломку на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья.

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».  Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

  •  «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.

 - сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

 - удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

 - приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

 - поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

 - двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Тренируем речевое дыхание

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Мыльные пузыри. Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Задуй свечу (глубокий вдох и плавный/ сильный резкий выдох; вдох и 3-5 резких выдохов, как будто необходимо задуть 3-5 свечей).

Надувание воздушных шаров.

Игры на обогащение словаря (по темам)

«Рыба – птица – зверь» (посуда – мебель - электроприборы) и т.п.. Цель: обогащение словаря по  лексическим темам (проигрывание с родителями).

Игры на формирование грамматического строя речи

«Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

         Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…   

           «Назови ласково». Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч, воздушный шарик.

Ход игры: взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Поиграем!

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Посчитай». Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.

     

 Игры на формирование связной речи   

«Пойми меня». Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: взрослый просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

«Если бы...» Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры: взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»

 «Опиши и угадай». Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на определенную тему. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры: ребенок должен описать внешний вид родственника, а остальные должны назвать, о ком он говорил.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» В.А. Сухомлинский. Развивая мелкую моторику руки – развиваем речь.

В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие ручной умелости. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут такие игры:

  •  «Золушка»
  • Волшебный мешочек
  • Рисуем веревочками
  • Массаж пальчиков
  • Пальчиковая гимнастика
  • Лепка, аппликация, мозаика и т.п. Такие игры, массаж помогают подготовить руку к письму и благотворно влияют развитие речи ребенка.

И в заключении несколько полезных советов:

Чем чаще выполняются игровые упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата, мелкой моторики руки, тренируются и развивается все компоненты речи.

Играйте и занимайтесь вместе! И помните, что малыши чутки к похвале. Хвалите ребенка, и пускай после занятий он показывает то, что у него начало получаться, другим родным, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Спасибо за внимание.