Особенности речевой диагностики у детей дошкольного возраста (4-7 лет).
консультация (подготовительная группа)

Андронова Елена Леонидовна

Цель диагностики речи ребенка у логопеда одна: выявление особенностей речевого развития и соответствие возрастной норме. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения не только в звукопроизношении, но и во всей системе речи. Не каждый родитель понимает глубину проблемы своего ребенка, и чем раньше специалист выявит трудности речевого развития, тем  быстрее будет оказана квалифицированная помощь. Также не каждый родитель понимает, что изучает логопед, какие задает вопросы ребенку, на что обращает внимание.

Данная статья поможет увидеть родителям насколько подробно, и какие компоненты речи изучает специалист.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика речи ребенка – что это такое?

C:\Users\dns\Desktop\ПЛАНЫ индивид,груп,статья\диагностика.jpg

Особенности речевой диагностики у детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе и правильной социализации в обществе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка.  Однако наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.

Цель диагностики речи ребенка у логопеда одна: выявление особенностей речевого развития и соответствие возрастной норме. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения не только в звукопроизношении, но и во всей системе речи. Не каждый родитель понимает глубину проблемы своего ребенка, и чем раньше специалист выявит трудности речевого развития, тем  быстрее будет оказана квалифицированная помощь. Также не каждый родитель понимает, что изучает логопед, какие задает вопросы ребенку, на что обращает внимание.

Данная статья поможет увидеть родителям насколько подробно, и какие компоненты речи изучает специалист.

Обследование речи ребенка 4-6 лет включает в себя следующие исследования:

  1. Сбор анамнестических данных (медицинская карта, беседа с родителями ребенка) с целью определения причин нарушения речи, а также сделать заключение о соматическом состоянии ребенка.
  2. Исследование поведения и эмоциональной сферы (особенности коммуникативной сферы), насколько ребенок быстро устанавливает контакт со взрослым, общительность.
  3. Исследование слухового восприятия и зрительного восприятия (сформированность сенсорных эталонов: форма, цвет, размер).
  4. Исследование восприятия пространственных представлений (выявление навыка ориентировки в пространстве, в схеме собственного тела, собирание разрезных картинок 2,3,4-х частей, ориентируясь на цельное изображение и т.д.).
  5. Исследование состояния органов артикуляции (наличие или отсутствие аномалий в строении губ, зубов, твердого и мягкого неба, прикус, наличие полипов и аденоидов, подъязычная связка: короткая, нормальная).

  1. Исследование состояния общей моторики (выполнение разных моторных проб, объем выполняемых движений, темп, активность, проявление моторной неловкости: стоять на одной ноге, прыгать на двух или одной ноге, «Ласточка»-умение держать равновесие).
  2. Состояние ручной моторики (определение кинестетической основы движений, проверка навыков работы с карандашом), отмечается объем выполняемых движений, темп и способность к переключению (сложить в колечко по очереди пальцы правой руки, потом левой, умение рисовать карандашом горизонтальные и вертикальные линии, расстегивание и застегивание пуговиц).C:\Users\dns\Desktop\ПЛАНЫ индивид,груп,статья\32.jpg

  1. Состояние мимической мускулатуры (умение хмуриться, поднимать брови, попеременно закрывать глаза, надувать, сдувать щеки), отмечается наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус.C:\Users\dns\Desktop\ПЛАНЫ индивид,груп,статья\звукопр 2.jpg
  2. Состояния артикуляционной моторики (умение открывать, закрывать рот, растягивать губы в улыбке, трубочке, движения языка вверх, вниз, вправо-влево). Отмечается наличие или отсутствие движений, объем, точность выполнения, тонус языка, наличие синкенизий (сопутствующих движений), слюнотечение.
  3.  Исследование импрессивной речи у детей младшего возраста. Логопед просит показать по картинке изображения предметов, каких либо действий с этими предметами:
  • исследуется понимание слов-существительных («Покажи пирамидку»),
  •  понимание слов-глаголов («Где мальчик читает?»),
  • понимание слов-прилагательных («Где круглая чашка?», «Где грустный мальчик?»),
  • возможность различение ребенком слов в уменьшительно-ласкательной форме («Где лист-где листик?»),C:\Users\dns\Desktop\ПЛАНЫ индивид,груп,статья\импрессив речь.jpg
  • понимание глаголов единственного и множественного числа («Где слон идет-где слоны идут?»)
  • проверка состояния фонематического восприятия («Покажи, где кот? – Где кит?», кочка-кошка, дом-дым).

  1. Исследование экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная). По картинкам логопед исследует способность ребенка:
  • к обобщению («назвать одним словом» изображения например игрушек, обуви, насекомых, транспорта и т.д.),
  • подобрать слова-антонимы (слова-«наоборот»: легкий-тяжелый, здоровый-больной и т.д.),
  • глагольный словарь (например: «Что делают животные в лесу?»),
  •  называть цвета, геометрическую форму предметов («На что похоже яблоко?» - «На круг», «Яблоко круглое»),
  • образовывать слова в числе, роде, падеже-грамматический строй речи, (кот-коты, ухо-уши; красная шапка, желтое солнце; «Чем рисует девочка?» -«Карандашом» и т.д.),
  • использовать предлоги (простые: на, в, у и сложные: под, над, из, из-под, из-за),
  • согласовывать имена числительные с именами существительными (ответить на вопрос: «Сколько?» - «Один кот, три кота, пять котов»),
  •  изменять слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс («Большая кукла, а это маленькая куколка», «Окно-окошечко», «Ведро-ведерочко»),
  • применять в речи относительные («Бочка из дерева-деревянная», «Стакан из стекла-стеклянный, шарф из шерсти-шерстяной») и притяжательные прилагательные («Чей хвост?» - «Хвост лисий, заячий»),
  • умение изменять слова-глаголы приставочным методом ( глагол «ехать» - «Машина выехала из гаража», «Машина приехала»).
  1. Проверяется состояние связной речи. По картинке логопед маленькому ребенку предварительно прочитает текст, задает вопросы и составляет план-пересказа, затем просит пересказать короткий рассказ. Ребенок 6 лет составляет рассказ по последовательным картинкам из 3-4 шт., разложив их по порядку.
  2. Исследование фонетической стороны речи начинается с проверки возможности ребенка:
  • повторять по картинкам длинные по слоговой структуре слова (фантик, самолет, парашютист),
  • произносить звуки всех групп в словах и предложениях (по картинкам). Изучается наличие всех звуков раннего онтогенеза (галсные 10 шт, согласные п-б,т-д,в-ф,к-г-х) и позднего с 4-х лет (л, ль, с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, р, рь). Наличие звуков, отсутствие, их четкость, искажения или замены (возможна замена «л» на «в», «с» на «ш» и т.д.),
  •  использовать дыхательную и голосовую функции (дыхание ключичное, брюшное, диафрагмальное, смешанное), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (тихий, громкий, нормальный),
  • способность правильно расставлять паузы в речи, интонировать голосом (вопросительные, восклицательные предложения), ритм речи (нормаьый, ускоренный или замедленный).
  1.  Исследование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза. Логопед проверяет способность ребенка:C:\Users\dns\Desktop\ПЛАНЫ индивид,груп,статья\Ухо.jpg
  • отраженно (за логопедом)  повторять цепочки слогов со схожими по звучанию звуками: па-ба, та-да, ка-га-ка, са-ша-са, за-са-за, ша-жа-ша,
  • выделить начальный звук под ударением в словах:  астра, Аня, озеро. Более старшие дети определяют звук в конце слов (кот,суп), ударный звук в словах (мост, банка) и определить количество звуков в словах (бык, дом, вата).

Таким образом, логопед выясняет особенности развития речи ребенка 4-6 лет и делает заключение в соответствии с психолого-логопедической классификацией. По результатам исследования логопед может направить родителей ребенка на дополнительное обследование к специалистам: невропатологу, а также к специалистам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Решение членов комиссии может быть в форме специального заключения, в котором ребенку определяется  программа обучения и воспитания в ДОУ.

Используемая литература:

1) Интернет ресурс. Сайт «Социальная сеть работников образования». Статья Л. А. Ухиной, 2013г. , методическое пособие «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста».

2) Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет», С-П, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ И ПИШЕТ?

Если ребенок дошкольного возраста  читает слова и предложения, но допускает ошибки: пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание звуков, скорость чтения невысокая, бывают пропуски начальных слогов в словах, а также при письме путает схожие по звучанию буквы: П-Б, Т-Д, Л-Р, С-Ш, З-Ж, пропускает буквы и слоги в словах, то такие нарушения имеют свое название – дислексия и дисграфия.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию (П - Б, С-Ш) искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии,  которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают препятствия при овладении письмом.


ВИДЫ ДИСГРАФИИ:

Акустическая дисграфия.  В ее основе лежат трудности слухового различения (дифференциаии) звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв (ПОЛОТО вместо БОЛОТО).

Артикуляционно-акустическая дисграфия. Связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме.  Например, если ребенок говорит ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то так он и пишет это слово.

  • пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении – ТРЕЛА вместо – СТРЕЛА;
  • пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР);
  • вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ);
  • перестановка букв (ТУРБА вместо ТРУБА);
  • разделение слова на части (ЛА МПА вместо ЛАМПА).

Оптическая дисграфия. Трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими.

  • замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
  • недописывание элементов буквы;
  •  «зеркальное» изображение букв (И – N).

 Аграмматическая дисграфия. Проявляется в отражении устной речи ребенка, проявляясь в неправильном согласовании слов.  Например: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ).
Смешанная форма дисграфии. Выражается в трудности рܰаܰзܰлܰиܰчܰеܰнܰия пܰрܰаܰвܰоܰй и лܰеܰвܰоܰй сܰтܰоܰрܰоܰн пܰрܰеܰдܰмܰеܰтܰаܰ, нܰаܰхܰоܰдܰяܰщܰеܰгܰоܰсܰя нܰеܰпܰоܰсܰрܰеܰдܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰо пܰеܰрܰеܰд рܰеܰбܰеܰнܰкܰоܰмܰ 6-7 летܰ. Оܰсܰоܰбܰеܰнܰнܰо тܰрܰуܰдܰнܰо дܰлܰя рܰеܰбܰеܰнܰкܰа оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰеܰнܰиܰе пܰрܰаܰвܰыܰх и лܰеܰвܰыܰх чܰаܰсܰтܰеܰй тܰеܰлܰа у чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰаܰ, сܰиܰдܰяܰщܰеܰгܰо нܰаܰпܰрܰоܰтܰиܰвܰ, тܰаܰк кܰаܰк в эܰтܰоܰм сܰлܰуܰчܰаܰе еܰмܰу нܰуܰжܰнܰо мܰыܰсܰлܰеܰнܰнܰо пܰрܰеܰдܰсܰтܰаܰвܰиܰтܰь сܰеܰбܰя в дܰрܰуܰгܰоܰм пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰм пܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰиܰ.

Чтобы предотвратить оптическую дислексию и дисграфию

у детей дошкольного возраста надо развивать:

  1. Зрительное восприятие;
  2. Зрительную память;
  3. Зрительный анализ и синтез;
  4. Пространственное представление.

        

Важно родителям, у которых дети испытывают трудности при чтении и письме, обратиться к специалисту: учителю-логопеду в детском саду или школе. Специалист определит тип нарушения, разработает план проффилактических и корреционно-развивающих игр и упражнений для ребенка.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Также родители самостоятельно могут изучать специальную литературу авторов  по профилактике оптической дисграфии и их методики, описанные в работах:  А.В.Семенович, Т.В. Ахутиной, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой; Левина Р.Е. (Недостатки чтения и письма у детей. Логопедия), Парамонова Л.Г. (Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция).C:\Users\dns\Desktop\РАБОТА 19-20 гг\ДИСГРАФИЯ\scale_1200.jpg


ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  НАРУШЕНИЯ  ЧТЕНИЯ  И  ПИСЬМА У  ДЕТЕЙ  5-7  ЛЕТ.

  1. Развитие зрительного восприятия.114.jpg

Игра «Наложенные фигуры».

Обведи разноцветными карандашами предметы, наложенные друг на друга.

        

Игра « Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре предмета. Один из них по цвету не подходит. Ребёнок называет лишний предмет. Н-р:

  • Солнышко, подсолнух, небо, цыплёнок.
  • Огурец, редис, лягушка, ёлочка.
  • Редис, помидор, мак, снеговик.

Игра «Паровозик».

 Рассмотри изображение и назови, из каких фигур оно состоит.

  1. Формирование буквенного восприятия.

Знакомя детей с буквами, нужно прописывать их в воздухе, выкладывать из счётных палочек, проволоки, лепить из пластилина, обводить, раскрашивать и штриховать их. Всё это будет подключать кинестетические (телесные) чувства ребёнка для лучшего запоминания зрительного образа буквы. Для закрепления материала можно использовать следующие задания:

Упражнение «Неправильные буквы». Найди неверно написанные буквы.

Упражнение «Спрятанные буквы».

Назови замаскированные буквы.

  1. Развитие гностических функций

Упражнение «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5 — 7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке.

Успехов вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике кор...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

     Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

       Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"

В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...