Конспект по речевому развитию по теме "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Губина Анна Михайловна

Конспект по речевому развитию по теме "Траспорт" для логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_konspekt.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида № 178 «Россияночка»

НОД по речевому развитию в группе

 c   компенсирующей направленностью для детей  с ТНР (5-7 лет)

Тема «Транспорт»

                                                     Автор: Губина А. М.,

воспитатель

 I кв. категории

Архангельск, 2020

Цель занятия - формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт».

Задачи образовательные:

  • Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт», познакомить с историей создания первого автомобиля.
  • Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта (наземный, подземный,  водный, воздушный); познакомить с профессиями людей, которые  управляют различными видами транспорта ( пилот, командир, машинист, водитель).
  • Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. 
  • Упражнять детей в употреблении существительных женского,  мужского, среднего рода; расширять словарь по теме “транспорт”.
  • Продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

Воспитательные:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;

Закрепление слов: водный, воздушный, наземный,  подземный, пилот, командир, машинист, водитель, транспорт.

Материалы:

Игрушки транспорт, презентация.

Предварительная работа:  рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», наблюдения на прогулке, беседа, дидактическая игра «Транспорт».

Ход деятельности:

О теме нашего занятия вы узнаете, отгадав мою загадку:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

И что это? (Машина)

Педагог: Правильно. Это машина - верный друг и помощник человека. Сегодня мы будем говорить о транспорте. А с ейчас я вам расскажу, как появился первый автомобиль.

С помощью чего человек передвигался в прошлом? (Пешком или на лошади) Человек использовал для передвижения животных. Каких? (Лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов, собак, оленей).( Слайд 2.)

Чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Но на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил его одежду. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза, но она была тяжёлая и грубая. Стал человек думать, чтобы изобрести лёгкое и быстрое. И придумал изобрести карету, в которой с комфортом могли ездить пассажиры. Но лошади, которые везли карету, быстро уставали, Приходилось долго ждать, пока они отдохнут, их надо было кормить в дороге. (Слайд 3.)

 А человек всегда торопился. И придумал человек себе такого железного коня, который никогда не уставал в дороге. Назвал человек своего коня - автомобилем. Первые машины были похожи на кареты. (Слайд 4.)

Чтобы автомобиль мог быстро двигаться, человек придумал ему железное сердце - мотор, а чтобы это сердце работало, стал использовать бензин. Но проходило время, и ученые-инженеры придумывали новые, все более усовершенствованные автомобили. Машины, которые перевозили людей, были лёгкими и поэтому их называют легковыми. Но на легковой машине много груза не увезёшь, и человек придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния. Как называется такая машина? (Грузовая) Вот мы и узнали, как появился первый автомобиль.

Ребята, как называется одним словом автомобиль, поезд, самолет, пароход ?(Транспорт)

А теперь давайте посмотрим на следующий слайд (слайд № 5). На какие группы мы можем поделить транспорт (наземный, подземный, воздушный, водный)

Что относится к наземному транспорту? (Автобус, грузовик, трамвай и др.) Почему он так называется (Потому что ходит по земле). Что относится к наземному транспорту? (метро) Что относится к воздушному  транспорту? (самолет, вертолет и др.) Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы перевозить по воздуху людей и грузы в кротчайшие сроки.) Что относится к  водному транспорту? (Корабль, пароход, лодка).

А теперь, ребята, поговорим о профессиях людей, которые управляют различными видами транспорта (пилот, шофер, машинист, капитан и др.) (Слайд 6.)

Знакомство с многозначными словами (хвост, крыло самолета, нос корабля) (Слайд 7)

Физкульминутка.

«Мы – шофёры»

Едем – едем на машине (руками крутим руль)

 Нажимаем на педаль    (ногу  сгибаем и разгибаем)

Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)

Дворики смывают капли  (руки согнуты в локтях движения вправао-влево)                                                                                                                                                                          

вправо-влево – чистота!

Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)

Мы шофёры – хоть куда! (выставляем большой палец)

А теперь, ребята, отгадайте загадки про транспорт (слайд 8)

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

У него — два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский ... (Вертолёт)

Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

 Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведет её пилот.

Что за птица? (Самолёт)

Грузов столько он везёт,

Хватит всем на целый год:

Мебель, доски, кирпичи 

И спортивные мячи.

Отдыхать он не привык 

Наш трудяга … (грузовик). 

Выполним следующее задание « Четвертый лишний» (Слайд 9)

В каждом ряду нужно  найти лишний предмет и объяснить, почему  вы так считаете. (Первый ряд- пароход, т.к. он - водный вид транспорта,  а остальное- наземный транспорт, второй ряд – лишний предмет- вертолет, потому что он летает в воздухе, а остальные ездят по земле,  третий ряд- лишнее -  троллейбус-общественный вид транспорта, на остальных картинках изображен личный транспорт)

Следующая игра « Из чего какой?». Внимательно рассмотрите и назовите части транспорта. Закончите предложения.

Колесо из резины (какое?)-……

Дверца из металла (какая?)-  ….

Руль из пластмассы (какой?)-…..

 -Последнее упражнение «Опиши-ка». Описать транспорт по мнемотаблице.

Наше занятие подошло к концу. Ребята, что вам понравилось? Что интересного запомнили? На что был похож первый автомобиль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Транспорт»

Цель: Расширение представлений детей о видах транспорта.Задачи:Образовательные: дать представление о транспорте; о том, что транспорт бывает наземный, воздушный, водный; актив...

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Транспорт"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Транспорт"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по речевому развитию на тему: «Транспорт бывает разный»

Образовательная область: развитие речиВид занятия: Интегрированное.Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальнаяЦель: продолжать формировать представления детей о различн...

План-конспект по речевому развитию на тему "ТРАНСПОРТ"

Цель: Систематизировать знания детей о транспорте.Задачи:- Образовательные: обогащать представления детей о транспорте, и его видах; активизировать в речи детей слова: легковой, грузовой, специал...

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...

Конспект НОД по речевому развитию по теме "Транспорт"

Цель: Совершенствование  диалогической и монологической форм речи.Задачи: Образовательные:-уточнить и закрепить знания детей о транспорте;-учить классифицировать транспорт по видам (наземный, под...