Организация предметно-пространственной среды для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников в логопедическом кабинете
статья по логопедии

Хайруллина Ильгиза Зайкатовна

Организация предметно-пространственной среды

для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников

в логопедическом кабинете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_po_nishchevoy_log._kabineta.docx37.38 КБ
Файл sreda_po_nishchevoy_log._kabineta.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Картинки по запросу картинки речевая среда

Организация предметно-пространственной среды

для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников

в логопедическом кабинете

Подготовила:

учитель-логопед

И.З. Хайруллин

Организация предметно-пространственной среды

для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников

в логопедическом кабинете

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)  

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик  Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т. п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.  

Перечень оборудования

Центр речевого и креативного развития

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.

5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

6. Спирт.

7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)

8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.

10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи160.

12. «Мой букварь».                                                

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.

16. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка».

17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».

18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

20. Картотека словесных игр.

21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).

23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).

24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

25. Разрезной и магнитный алфавит.

26. Алфавит на кубиках.

27. Слоговые таблицы.

28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.

29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.  

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда  

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая ширма.

 4. Кассета с записью «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и т. п.).

5. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.

 6. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.

 8. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).

9. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.).

10. Палочки Кюизенера.

11. Блоки Дьенеша.

12. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).

13. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.  

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда                                               

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками).

6. Массажные мячики разных цветов и размеров.

7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.).

8. Флажки разных цветов (10 шт.).

9. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

12. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

13. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14. Игрушка «Лицемер».  

Литература:

  1. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004  
  3. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  4. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005  
  5. Крупечук О. И. Мой Петербург. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010,
  6. Нищева Н. В. Москва —столица России. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  7. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  8. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет) — СПб., 2013
  9. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  10. Буре Р. С. Мы помогаем друг другу. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
  11. Буре Р. С. Как поступают друзья? — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
  12. Нищева Н. В. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  13. Дерягина Л. Б. Наша родина — Россия. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  14. Нищева Н. В. Москва — столица России. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  15. Крупенчук О. И. Мой Петербург. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  16. Дерягина Н. Б. Этот День победы. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  17. Нищева Н. В. Две столицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.  
  18. Нищева Н. В. Все работы хороши. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  19. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  20. Нищева Н. В. Кем быть? — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  21. Нищева Н. В. Защитники Отчества. Покорители космоса. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012. 5.
  22. «Уголок для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий) — СПб., ДЕТСТВО —ПРЕСС, 2010
  23. Нищева Н. В. Наклейки для оформления раздевалки, групповой и туалетной комнат. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Картинки по запросу картинки речевая среда

Организация предметно-пространственной среды

для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников

в логопедическом кабинете

Подготовила:

учитель-логопед

И.З. Хайруллин

Организация предметно-пространственной среды

для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников

в логопедическом кабинете

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)  

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик  Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т. п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.  

Перечень оборудования

Центр речевого и креативного развития

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.

5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

6. Спирт.

7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)

8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.

10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи160.

12. «Мой букварь».                                                

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.

16. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка».

17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».

18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

20. Картотека словесных игр.

21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).

23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).

24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

25. Разрезной и магнитный алфавит.

26. Алфавит на кубиках.

27. Слоговые таблицы.

28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.

29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.  

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда  

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая ширма.

 4. Кассета с записью «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и т. п.).

5. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.

 6. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.

 8. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).

9. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.).

10. Палочки Кюизенера.

11. Блоки Дьенеша.

12. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).

13. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.  

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда                                               

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками).

6. Массажные мячики разных цветов и размеров.

7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.).

8. Флажки разных цветов (10 шт.).

9. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

12. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

13. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14. Игрушка «Лицемер».  

Литература:

  1. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004  
  3. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  4. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005  
  5. Крупечук О. И. Мой Петербург. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010,
  6. Нищева Н. В. Москва —столица России. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  7. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  8. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет) — СПб., 2013
  9. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  10. Буре Р. С. Мы помогаем друг другу. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
  11. Буре Р. С. Как поступают друзья? — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
  12. Нищева Н. В. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  13. Дерягина Л. Б. Наша родина — Россия. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  14. Нищева Н. В. Москва — столица России. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  15. Крупенчук О. И. Мой Петербург. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  16. Дерягина Н. Б. Этот День победы. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  17. Нищева Н. В. Две столицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.  
  18. Нищева Н. В. Все работы хороши. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  19. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  20. Нищева Н. В. Кем быть? — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
  21. Нищева Н. В. Защитники Отчества. Покорители космоса. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012. 5.
  22. «Уголок для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий) — СПб., ДЕТСТВО —ПРЕСС, 2010
  23. Нищева Н. В. Наклейки для оформления раздевалки, групповой и туалетной комнат. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности старших дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Опыт работы....

Организация предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию дошкольников разновозрастной группы ДОУ

Создание условий для предметно- пространственной среды в условиях образовательной организации...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...

Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вклю...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...