«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников»
материал по развитию речи

Кононова Елена Викторовна

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Применение различных информационных технологий  способствуют улучшению организации образовательного  процесса, активному развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я применению технологию гибкого планирования, главной целью которой является развитие инициативности детей во всех видах деятельности, в том числе речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.15 КБ
Файл variativnoe_koleso_i_mozaichnaya_osvedomlennost_2.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

«Эффективность использования технологии гибкого планирования в развитии речевой активности старших дошкольников».

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Применение различных информационных технологий  способствуют улучшению организации образовательного  процесса, с целью - активного развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. В своей работе с детьми, я применению технологию гибкого планирования, главной целью которой является развитие инициативности детей.

На сегодняшний день тема развития детской инициативы, является самой актуальной. Одна из основных задач ФОП ДО так и сформулирована: обеспечьте развитие инициативности ребёнка, его самостоятельности. Сюда же добавим принципы и подходы ФОП, где опять же поддержка инициативы, с опорой на индивидуальные особенности воспитанников, когда сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.

В речевой деятельности детей показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен - это объясняется тем, что речь входит в любую деятельность детей. Речевая активность – это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном и инициативном использовании речи в практике общения.

Применяемые мной приемы и методы технологии гибкого планирования направлены на создание условий для формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, способствовать возникновению естественных потребностей в общении, самостоятельному высказыванию, способность к проявлению речевой активности.

Для развития речевой инициативной активности, успешно в своей работе использую метод «детский совет» — это ежедневный рефлексивный круг, где дети обсуждают возникшие проблемы, обмениваются полученными знаниями и опытом, выбирают интересующую их тему, высказывают свое мнение, делятся своим опытом, и т.д. Более подробно, я бы хотела рассказать  о методе «Мозаичная осведомленность».

«Мозаичная осведомленность» представляет из себя так называемое поле из мозаик в виде сот. Сами «мозаики» могут быть сделаны из обычной бумаги, а можно выполнить в виде коврика на переносном полотне или начерчены на полу.

 Главная цель этой технологии, натолкнуть детей на выбор темы, недели, проекта, мероприятия и т.д. Темы могут быть разными, основанными на интересах детей, что обеспечивает лучшую мотивацию, и ребёнок сможет найти в ней какой-либо интересующий только его аспект.

Внутри мозаичных сот нарисованы символы или разложены предметы, объединенные одной темой.  На каждую «ячейку» кладется предмет, или картинка с обозначением того или иного предмета. Все предметы и картинки связаны общей темой. Дети обсуждают и придумывают общее название темы, к которой могут походить все предметы мозаики. Когда тема определена, дети придумывают свою интерпритацию, объяснение каждого символа или предмета в мозаике. Это настолько увлекает детей, что порой появляются очень необычные варианты решения.

Дальше провожу беседу с детьми, на тему «Что мы можем рассказать, нарисовать, сделать?» Дети проводят бурные обсуждения, предлагают свои варианты, а в понедельник утром, на детском совете, совместно с детьми фиксируем все на «Вариативном колесе».

«Вариативное колесо» — это метод представляет из себя распечатанное на бумаге колесо (круг), в котором совместно с детьми располагаем интересующие нас «Рубрики» а по центру расположена - тема проекта или тематической недели.

Заполнять вариативное колесо мы можем начать сразу в пятницу, на вечернем совете, если ребенок определился с тем, что хочет рассказать, узнать или сделать. После того, как мы зафиксировали выбранную нами тему, вывешиваем наше «колесо» в приемной для знакомства с новой темой родителей.  Дома родители с детьми обсуждают, находят информацию из известных источников, подбирают информационный материал и т.д.  и в понедельник фиксируют что хотели бы рассказать, создают свои рублики.  

При организации работы по средствам применения технологии гибкого планирования, развитие речевой активности и инициативы дошкольников я стараюсь  соблюдать определённые правила:

1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо;

2. Не сдерживать инициативу детей;

3. Не делать за них то, что они могут сделать;

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка.

Таким образом, использование технологии гибкого планирования, позволяет значительно повысить самостоятельную речевую активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариативное планирование как средство формирования самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, п о средствам применения приемов «Вариативное колесо» и «Мозаичная осведомленность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад №54 "Золушка" города Лесосибирска Выполнила: воспитатель Кононова Елена Викторовна гЛесосибирск 2024

Слайд 2

«Мозаичная осведомленность»

Слайд 3

Использование технологии « Мозаичнаяосведомленность »

Слайд 5

«Вариативное колесо»

Слайд 6

Фиксация результатов на «вариативном колесе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....

Организация предметно-пространственной среды для профилактики и развития речевой активности старших дошкольников в логопедическом кабинете

Организация предметно-пространственной среды для профилактики и развития речевой активности старших дошкольниковв логопедическом кабинете...

Развитие речевой активности старших дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Опыт работы....

Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников

Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...

Использование технологии квест-игры, как развитие самостоятельности у старших дошкольников.

В статье даются рекомендации воспитателю в использовании технологии квест - игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников...

Технология "Сторителлинг" как эффективное средство развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с трудностями у детей, когда надо пересказать рассказ или сказку, придумать продолжение или окончание истории. У большинства дошкольников нарушена связность...