Использование мнемотехники в старшей группе
консультация по логопедии (старшая группа)

Кононенко Людмила Васильевна

Одним из главных условий всестороннего развития детей в дошкольном возрасте является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemotehniki_v_starshey_gruppe_17.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в старшей группе

Одним из главных условий всестороннего развития детей в дошкольном возрасте является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.

Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

1. Неумение составлять длинные, сложные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых предложений.

2. Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.

3. Систематическое применение нелитературной лексики.

4. Бедный словарный запас, не соответствующий возрасту ребенка.

5. Дошкольник не может самостоятельно сформулировать вопрос и ответ на поставленные вопросы.

6. Плохая дикция.

7. Ребенок не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых проблем часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди воспитателей нашего сада.

Инструментарием мнемотехники являются мнемотаблицы.

Мнемотаблица представляет собой изображение (картинку, которая определяет конкретное слово или словосочитание, при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова.

Изучая представленные изображения, ребенок может быстро запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи дошкольников.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты.

Преимущества мнемотехники перед другими техниками речевого развития?

1. Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.

2. Применяется для решения распространенных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.

3. Мнемотаблицы широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания художественных произведений.

4. Максимальное развитие разговорных навыков.

Ниже приведены несколько мнемотаблиц, которые я использовала в своей практике.

1. Первая мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой. "

1я картинка к двустишию: Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

2я к двустишию: Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

3я к строке: Солнце за руку ведёт

4я к строке: Новый день и Новый год!

2. Вторая мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой

1я картинка к 1й строке: Мама спит, она устала…

2я к строкам: Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

3я к строкам: Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

4я к строкам: А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

5я к строкам: И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

6я к строкам: Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто,

– Посидим и в тишине.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект по развитию речи "Разучивание слов песни с использованием мнемотехники" для старших групп

Мнемотехника используется в дошкольном образовании в различных видах детской деятельности во время специально организованных образовательных ситуациях и во время режимных моментов. Суть использования ...

Конспект НОД «Золотая осень» с использованием мнемотехники в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехники в старшей группе по теме «Золотая осень»...

Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.

В работе с  дошкольниками  важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...