Логопедический массаж как средство коррекции звукопроизношения
статья по логопедии

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж как средство коррекции звукопроизношения

Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами.

Основными задачами логопедического массажа являются:

        - нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

        - активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

        - стимуляция проприоцептивных ощущений;

        - подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

        - уменьшение гиперсаливации;

        - укрепление глоточного рефлекса;

        - афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

С какого возраста можно проводить процедуру?

  • С 0,3 лет, как профилактически, так и при наличии у ребёнка проблем, связанных с различными неврологическими состояниями.
  • Для не говорящих детей с 2-х до 3-х лет — как «способ вызывания речи».
  • Для детей от 3-х до 4-х лет — нередко единственный метод воздействия, так как традиционные  занятия с логопедом ребенок выдержать не может.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Количество процедур необходимого курса массажа определяет  логопед-дефектолог на первичном приеме.

Проводиться логопедический массаж должен только после тщательного обследования речевого аппарата. Если логопедический массаж выполняется правильно, в мышечной и нервной системе происходят благоприятные изменения. После прохождения курса логопедического массажа у детей отмечаются следующие положительные изменения:

  • Улучшается подвижность мышц речевого аппарата;
  • Нормализуется общий тонус мышц, включая мимические;
  • Мышцы речевого аппарата становятся более «спокойными», пропадают судороги, гиперкинезы и другие патологии;
  • Объем и амплитуда артикуляционных движений увеличиваются;
  • Вырабатывается координация и мышечная память для извлечения наиболее сложных звуков;
  • Активизируются те мышцы речевого аппарата, которые ранее не отличались хорошей подвижностью.

Противопоказания и условия проведения

Несмотря на свою высокую эффективность при сравнительной простоте упражнений, массаж у логопеда имеет ряд противопоказаний. В частности, он не применяется при наличии инфекционных заболеваний, включая грипп. Очевидно, что нельзя выполнять массаж при герпесе и других заболеваниях кожи. К другим противопоказаниям относятся конъюнктивит и стоматит.

Проводится логопедический массаж в хорошо проветриваемом помещении при комнатной температуре. Желательно проводить его каждый день или хотя бы через день циклами по 10-20 сеансов. Затем нужно сделать перерыв на пару месяцев, чтобы дать мышцам привыкнуть к новым возможностям. После этого, если есть такая необходимость, курс следует провести заново.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.
Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении).

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Важно, чтобы логопедический массаж для детей был комфортным и не доставлял неприятных или болезненных ощущений. Тогда любой ребёнок будет с удовольствием приходить на занятия, а результаты не заставят себя долго ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...

логопедический массаж как средство коррекции

примеры упражнений лого массажа...

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....