Конспект занятия по обучению чтению детей по методике Н.Зайцева в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)


Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №8

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Тема: «Занятие по обучению чтению детей

по методике Н. Зайцева».

«Путешествие по России».

Старшая группа

                                         Учитель-логопед: Неретина Е.П. 1КК.

                                             Воспитатель: Рудыка И.В.                                              

Цель: продолжать  обучать детей чтению с использованием инновационной технологии - кубиков Н. Зайцева

Задачи: 

  • формировать навык выкладывания из кубиков коротких предложений, читать их.
  • Закреплять представление о понятиях: заглавной  буквы в начале предложения, расстоянии между словами, точки в конце предложения.
  • закреплять умения детей находить заданный кубик из общей массы с опорой на таблицу и на слух;
  • развивать умение манипулировать кубиками, следить за действиями педагога и выполнять его инструкции;
  • развивать зрительно-моторную координацию, формировать речевой выдох; (методика Железновых, методика Н. Зайцева).
  • воспитывать чувство патриотизма,  взаимопомощи, взаимопонимания, умение слушать друг друга.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент.

(Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга глобус.  (Звучит музыка к песне: «У моей России, длинные косички») 

Логопед:

(музыка вкл.)

Шар большой, на нем страна, (1 слайд)

Город в ней, а в нем дома. (2 слайд)

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя!

- Дети, что такое Родина? (место, где мы родились, наш город, наша страна)

(муз. выключается)

Логопед: «Ребята, а вы любите отгадывать загадки?»

Дети: Да.

Логопед:

Тогда слушайте:      

  1.  Он звучит торжественно,

      Все встают приветственно.

      Песню главную страны

      Уважать мы все должны!

                             (Гимн)

  1. Назовёте сразу вы

Символ города Москвы.

Площадь там зовется Красной,

Бьют часы на башне Спасской.

                          (Кремль)

  1. Бронзовый памятник – вам не игрушка,

Он ведь орудие – это

                        (Царь – пушка)

  1. В этом месяце бывает

Светлый праздник – День победы,

Все ребята поздравляют

Своих бабушек и дедов.

                            (Май)

Логопед: «Ребята, а какой город является столицей России?» (3 слайд)

Дети: Москва!

Логопед: « А что вы можете сказать про нашу столицу?»

 Дети:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя!

  Логопед: Молодцы! А давайте представим, что мы с вами отправились на Красную площадь, к Кремлю? А на каком транспорте мы быстро доедем до Москвы?

Дети: На поезде! (4 слайд)

Логопед: Но сначала нам надо «собрать» поезд, на котором мы отправимся в путь.

  1. Основная часть.

Игра: «Паровоз».

Цели:

  • учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;
  • способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же гласной;
  • учить осмысленно находить нужный кубик;
  • привлечь внимание детей к работе с кубиками.

Логопед предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой.

Логопед: Ребята, какой гласный звук в слове ДОМ? Правильно [о]. Вот вы сами и решили, с какой стороной будут наши вагончики.

 Все вагоны в паровозике будут с буквой О.

(муз. вкл.)

Дети ставят остальные кубики сами. Дети работают только с большими кубиками, постепенно выделяя их зрительно.

(муз. выкл.)

Логопед: А теперь, чтобы наш поезд тронулся и повез нас в путешествие, надо все вагончики прочитать. Внимательно следите за указкой.

Дети прочитывают все вагончики: ПО – НО – ГО – и т.д.

Звучит музыка Железновых «Паровозик» (слайд 5)

Логопед: Ой! Дети, посмотрите, наш путь завалило «Камнями»! (слайд 6)

  Нам надо его расчистить.

Игра: «Классификация».

Цели:

  •  привлечь внимание детей к кубикам;
  • показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;
  • учить запоминать названия различных групп кубиков;
  • учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

(муз. вкл.)

Игра проводится  как соревнование. Логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. По окончанию работы логопед проверяет правильность классификации кубиков, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Петь песенки по кубикам могут и дети (по желанию). Зрительный контроль за действиями педагога и детей очень важен. В процессе обучения дети на слух начинают улавливать разницу в произношении твердых и мягких слияний.

(муз. выкл.)

Логопед: Вот мы и расчистили с вами дальнейший путь! Вы большие молодцы – справились! Но вот новая задачка. Перед нами три тропинки. Кому по какой идти?

А решить нам этот вопрос поможет стихотворение про флаг:

Белый цвет – березка, (слайд 7)

Синий неба цвет,          (слайд 8)

Красная полоска – солнечный рассвет. (слайд 9)

Перед каждой тропинкой лежит картинка с изображением березки, неба и рассвета. Дорожки обозначены лентами в цвет флага, а на детях надеты футболки белого, синего и красного цветов. Дети в белых футболках становятся на дорожку, где лежит картинка с изображением березки; в синих футболках – напротив картинки с небом и дети в красных футболках напротив картинки с рассветом.

(муз. вкл.)

Игра по ассоциативным картинкам.

Цель: учить узнаванию и называнию букв посредством ассоциативной связи между картинкой, звукоподражанием и жестом (полисенсорный подход в обучении).

 Каждый рассматривает свою картинку и кладет на нее кубик с соответствующей буквой.

По окончанию работы, дети показывают символ картинки и пропевают соответствующий кубик. Потом ищут к большим кубикам маленьких «братиков» (маленькие кубики).

(муз. выкл.)

Логопед: Ребята, посмотрите на российский флаг. На нем присутствует белый цвет. Что напоминает вам белый цвет?

Дети: Снег, ромашки, березки, облака.

Логопед: А еще белый цвет символизирует благородство, чистоту, откровенность. Посмотрите на нашу поляну. Какие цветы на ней? (слайд 10)

Дети: Ромашки!

Логопед: Да, ромашки. А вы знаете, что ромашки, как и березы, символ русской природы. Ромашка считается русским цветком – не случайно желто-белые соцветия рисуют на глиняных горшках, матрешках. Вот и мы с вами пройдемся по ромашковому полю.  Но, наверное, был сильный ветер и все лепестки разлетелись? Давайте их соберём!

(муз. вкл.)

Игра «Ромашки»

Цель: учить зрительной дифференциации гласных У, О, А в открытых слогах; учить чтению открытого слога (склада).

На ковре разложены желтые серединки с изображением гласной буквы. Детям надо найти лепесток со слогами, в котором есть гласная из его серединки. Дети собирают свои ромашки. После того, как дети соберут свои цветки, каждый пропевает свои склады, изображенные на лепестках.

(муз. выкл.)

Логопед: Молодцы, справились! Ну вот мы с вами и дошли до Красной площади. (слайд 11) Дорога до Кремля выложена из красивого камня. Сейчас каждая команда пойдет по своей дорожке.

Перед детьми имитированная площадь.

Вот мы с вами и дошли до Красной площади. Давайте с вами напишем предложение. СТОЛИЦА РОССИИ ГОРОД МОСКВА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.

(муз. вкл.)

Дети выкладывают из кубиков предложение, применяя кубики со знаками заглавной буквы и точкой.

Столицей России является город Москва. А достопримечательностью Москвы является Красная площадь.

(муз. выкл.)

(слайд 12)

  1. Итог занятия:

Логопед: Вот мы и погуляли с вами по Красной площади, увидели Кремль! Вы отлично поработали! Спасибо вам большое!

Дети:

1 ребенок:

Родина -  слово большое- большое.

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

2 ребенок:

В нем умещается ровно полмира,

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и Я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".

Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева в старшей группе.

На занятии закрепляются и обобщаются знания по обучению грамоте, умению детей читать простые слова, соотносить прочитанное слово с предметом, составлять предложения по схеме. Развивается речь и мышлен...

Конспект занятия по обучению грамоте (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе в форме квест – игры «По следам пропавшей Азбуки»

подготовила: воспитатель МДОУ «Новомичуринский детский сад №2» Вахнина Анастасия Сергеевна...

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева...

Конспект занятия по обучению чтению детей подготовительной группы (на примере буквы "А")

Примерный конспект занятия по обучению чтению детей подготовительной группы...