Педагогический совет
материал по логопедии

Пяткина Анна Сергеевна

Доклад "Применение ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ped.sovet_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №27 «РОСИНКА»

__________________________________________________________________

ДОКЛАД

на тему: «Применение ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Подготовила: учитель-логопед

Пяткина А.С.

г. Ступино

Применение ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

     Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

     В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

     Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми.

     Новые информационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушением речи включают в себя и информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, объединяющее устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшие современные устройства ИКТ - компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. ИКТ позволяют использовать информацию в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение), с информационных носителей DVD, CD, флеш-памяти, средств мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.), аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска).

     Современный учитель-логопед должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и владеть навыками по их применению в своей профессиональной деятельности. Включение компьютерных технологий в работу учителя- логопеда позволяет оптимизировать механизмы компенсации   и достичь наилучшей коррекции нарушенных функций.

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Активное распространение компьютеризации дает возможность применять новые варианты обучения. Грамотное использование современных ИКТ способствует повышению мотивации детей к обучению, помогает более широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации их умственной деятельности.

     Из всего многообразия ИКТ для логопедической работы в ДОУ применяются следующие средства:

•        Обучающие, которые сообщают знания, помогают сформировать умения и навыки учебной деятельности.

•        Тренажеры, которые предназначены для отработки умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.

•        Учебно-игровые, которые предназначаются для реализации деятельности дошкольников в форме игры.

Применение средств ИКТ позволяет решить следующие задачи:

•        Осуществлять диагностику.

•        Организовать фронтальную и индивидуальную образовательную деятельность.

•        Осуществлять работу с родителями.

•        Обмениваться опытом с педагогами.

Логопедическая диагностика

Обследование речи учащихся - важный этап всего коррекционного процесса.

   Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности, позволяет                                ребёнку услышать себя, наблюдать результаты коррекционной работы.  Применение ПК позволяет хранить и обрабатывать диагностические материалы, использовать их для построения диаграмм, графиков и т.п.

Организация фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности

      Для фронтальной работы используются презентации, созданные с помощью программы Power Point (для закрепления лексических тем, пополнения и активизации номинативного и предикативного словаря, введения в речь предлогов, числительных, прилагательных), которые разрабатываются в соответствии с темой и задачами, а также, уровнем речевого развития учащихся.

    В индивидуальной работе используются компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков, развитие психических процессов дошкольников. Это -  материалы, размещенные на портале МЕРСИБО (http://mersibo.ru), собственные интерактивные игры и пособия, презентации, созданные в программе Power Point.

Образовательный портал МЕРСИБО содержит разделы, предназначенные для работы специалистов и родителей. Использование материалов этого портала позволяет вести документацию, осуществлять контроль за занятиями детей в домашних условиях, поддерживать связь с их родителями.

   На МЕРСИБО также размещены интерактивные обучающие и развивающие игры для детей дошкольного возраста разных возрастных категорий.

Для индивидуальных логопедических занятий используются следующие рубрики: «Развиваем речь», «От буквы к слову», «Учимся читать», «Логопедические игры».

В процессе индивидуальной логопедической работы интерактивные игры помогают реализовать следующие задачи:

•         Развивать фонематический слух («Музыкальная школа», «Загадки звуков», «Тик-так звуки», «Цветочный базар», «Пожужжим» и др.)

•        Выполнять артикуляционную гимнастику

•        Упражнять ребенка в выработке воздушной струи («Вертолет», «Торт со свечками», «Ветерок и жуки» и др.)

•        Работать над грамматикой («На рынке», «Кто за кем», «Рюкзак туриста»)

•        Развивать связную речь («Что сначала», «Кто сказал «МУ», «Сказочная ошибка»)

•        Отрабатывать звукопроизношение («Веселые рыболовы», «Хитрая половинка»)

•        Обучать чтению и письму («Лишний слог», «Сладкоежка», «Джин» и др.)

•        Развивать моторику (Физкультминутка «А ты так можешь?»)

•        Развивать мышление, логику, внимание, память («Правильный банан», «Невнимательный художник» и др.)

В процессе коррекционно-развивающего обучения используются и собственные интерактивные игры и пособия.

Для их создания используются материалы из сети интернет и конструктор картинок в МЕРСИБО, которые помогают подготовиться к занятиям и обследованию, составить пособия самостоятельно или с детьми, решить проблему с наглядным материалом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Созданные макеты сюжетных картин и наборы для обследования грамматики и звукопроизношения сохраняются, чтобы потом предъявляться детям. Это можно делать заранее или создавать картинки вместе с детьми, выбирая фон, героев и предметы вместе с учениками.

Обмен опытом

ИКТ используются для обмена опытом с коллегами. Это:

•        выступления на педсоветах

•        доклады на семинарах, конференциях

•        участие в электронных конкурсах и фестивалях

•        размещение профессиональных работ на сайтах в интернете

Работа с родителями

В работе с родителями ИКТ позволяют организовать проведение родительских собраний, проводить практикумы с родителями по постановке звуков и проведению артикуляционной гимнастики.

     Применение ИКТ помогает существенно облегчить и оптимизировать логопедическую работу с детьми с речевыми нарушениями. Однако, следует помнить, что влияние компьютерных игр на дошкольников недостаточно изучено. Особенно это касается дошкольников с ОНР. Поэтому применение компьютера должно быть строго дозированно и, ни в коем случае, не заменять непосредственное общение ребенка и учителя-логопеда. Важно, также, учитывать уровень сложности заданий индивидуально для каждого дошкольника. После работы на компьютере необходимо выполнить зрительную гимнастику для улучшения циркуляции крови, укрепления глазодвигательных мышц и улучшения процесса аккомодации.

Список литературы:

1.        Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России"

2.        Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3.        Новые информационные технологии в образовании

Материалы международной научно-практической конференции

Екатеринбург, 1–4 марта 2011 г. Часть 1 Екатеринбург РГППУ 2011

4.        под.ред. Микляевой Н.В.  Интерактивная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера»,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.

1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....