Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук и буква П
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_p.docx21.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 6

    Конспект подгруппового логопедического занятия

      Подгруппы №3

    Дата проведения занятия

    Тема: Звук и буква П

    Цель: познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

    Задачи:

    Коррекционно – развивающие

    1. Познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов.

    2. Учить выделять звук в слогах и словах (конец слова).

    Образовательные

    1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

    2. Развивать голос и дыхание;

    3. Развивать фонематические процессы;

    4. Закреплять понятия: «звук», «слово».

    Воспитательные

    1. Воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

    Оборудование: сюжетная картинка для звукоподражания («Самовар пыхтит»), одно сюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картинки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гармошки для каждого ребенка, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, дидактическое пособие «Домик», буква П.


    Ход занятия

    Этап занятия и его задача

    /деятельность логопеда

    Ответы детей

    Примечание

    (пособия, картинки, речевой материал и пр.)

    Время

    I

    Организационный момент

    Игра «Слушай, повторяй!» Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов: ап-ап-ап-уп; уп-уп-ип; ип-ип-ап. т.д.

    Развитие общей моторики.

    Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород»

    Огород у нас в порядке –
    Мы весной вскопали грядки.
    Мы пололи огород, поливали огород.

    В лунках маленьких не густо, рассадили мы капусту.

    Лето всё она толстела,


    Разрасталась вширь и ввысь.

    А теперь ей тесно белой,

    Говорит – посторонись!

    Е. Стюарт

    Развитие мелкой моторики.

    Обыгрывание стихотворения И. Демьянова «Апельсин»

    Мы делили апельсин, 
    Много нас, а он один. 

    Эта долька – для ежа, 
    Эта долька – для стрижа, 
    Эта долька – для утят, 
    Эта долька – для котят, 
    Эта долька – для бобра, 
    А для волка – кожура. 

    Он сердит на нас – беда!!! 

    Разбегайтесь кто-куда

    Массаж лица.

    Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

    Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями.

    По морям и океанам

    Буду плавать капитаном.

    Буду волны покорять,

    Чудный остров открывать.

    Развитие мимических мышц.

    Логопед: Давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам. В левую — горький лук, в правую — сладкую грушу, в левую — терпкий чеснок, в правую — кислое яблоко и т.д.

    Развитие артикуляционной моторики.

    «Окошко закрывается и открывается* — спокойное открывание и закрывание рта.

    «Почесывание* нижней и верхней губ зубами.

    Многократное произнесение звука П.

    «Маляр» -красить нёбо языком, производя движения вперед-назад.

    Работа над развитием дыхания и голоса.

    Игра на губной гармошке: поиграли — протяжно произнесли звук А        , снова поиграли —

    протяжно произнесли звук У.

    Предполагаемые ответы детей.

    Действия по тексту.

    «Сажают»

    Показывают руками круг перед собой

    Руки в стороны, а затем вверх

    Руки разведены в стороны)

    Отталкивающие движения руками

    Изображают апельсин — пальчики в кулаке.

    Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

    Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

    Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

    Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

    Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом.

    От середины лба к дискам.

    Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.

    По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

    От середины подбородка к ушам. Заканчиваем массаж поглаживанием.

    Дети кладут овощи и фрукты в правую левую руки. Дети передают эмоциональное состояние.

    Выполнение артикуляционной гимнастики.

    Губные гармошки для каждого ребенка.

    II

    Основная часть

    1

    2

    Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п... Повторите этот звук. Сегодня познакомимся со звуком П.

    Акустико-артикуляционный образ звука.

    Произнесение звука П с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук П — это согласный звук.

    Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит». Звук П — глухой. (Повторение характеристики. Звука несколькими детьми: звук П — согласный глухой.) Обозначать звук П мы будем фишкой синего цвета.

    Связь звука и буквы.

    Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

    Буква П — дверной проем.

    Мы три палочки возьмем.

    Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим.

    Т. Куликовская

    Развитие фонематического слуха.

    Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд слогов.

    Физкультминутка. 

    Мы сначала будем хлопать,

    А затем мы будем топать.

    А сейчас мы повернемся. И все вместе улыбнемся.

    Е. Колесникова

    Закрепление звука в слогах.

    Логопед произносит утрировано слоги АП, УП. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.

    Дети хором повторяют

    Предполагаемые ответы детей.

    Предполагаемые ответы детей.

    Сюжетная картинка для звукоподражания «Самовар пыхтит».

    Зеркала для каждого ребенка, схемы для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем.

    Палочки для выкладывания буквы.

    Дети хлопают в ладоши на слоги со звуком П.

    Выполнение движений по тексту стихотворения.

    Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Цветные фишки для обозначения звуков и составления схем.

    Закрепление звука в словах.

    Определение места звука П в словах укроп, микроскоп, суп и т.д.

    Дидактическая игра «Домик» (обозначение места звука в словах). Логопед выставляет макет домика с тремя окошками-карманами, обозначающими место звука в словах — звук в начале, середине, конце слова. Логопед вставляет синюю фишку в последнее окошко. Затем логопед и ребенок меняются ролями.

    Предполагаемые ответы детей.

    Дети определяют место звука в словах.

    Дидактическое пособие «Домик», буква П.

    Предметные картинки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп)

    Закрепление звука в предложениях.

    Составление предложений по одно сюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп.

    Работа проводится без употребления слова «предложение». Логопед может дать детям вопрос- инструкцию: «Что вы видите на картинке?»

    Предполагаемые ответы детей.

    Одно сюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»)

    3

    Закрепление звука в тексте.

    Повторение вслед за логопедом.

    Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп. Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп.

    И т.д.

    Предполагаемые ответы детей.

    III

    Подведение итогов занятия

    Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета, глухой.)

    Почему звук П согласный? (Воздух не выходит

    свободно, встречает преграду — губы.)

    Предполагаемые ответы детей.

    Используемая литература (пособия)

    1. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппс О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгрупповой НОД по теме "Звук и буква Ч" для детей подготовительной группы

    Данное занятие для детей с ФФНР в подготовительной к школе группе. Его цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч....

    Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

    Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

    Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

    Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

    Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

    Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....

    Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звук О. Буква О.

    Конспект подгруппового логопедического занятияТема: Звук  О.  Буква  О....

    Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

    Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...

    Конспект подгруппового логопедического занятия теме: Звук [Р]. Продукты питания.

    Конспект подгруппового логопедического занятия теме: Звук [Р]. Продукты питания....