Проект "Читаем вместе"
проект по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Актуальность Проекта заключается: в возрождении традиции совместного семейного чтения; в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания; в создании Центра книги «Читаем вместе» и мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chitaem_vmeste_ats.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма

______________ Т.Н. Вандзиляк

ПРОЕКТ «Читаем ВМЕСТЕ»


Актуальность. За последние двадцать лет роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием индустрии развлечений, компьютерных и интернет-технологий снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - говорится в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, на период с 2007 по 2020 г.г. (далее - Программа).

В Программе феномен чтения рассматривается комплексно. Предполагается, что реализация Программы поможет изменить отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России.

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и педагоги. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература ‒ неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только нужно, но и очень интересно. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Актуальность Проекта заключается: в возрождении традиции совместного семейного чтения; в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания; в создании Центра книги «Читаем вместе» и мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing).

Цель проекта: создание условий для формирования интереса детей к чтению через классическую детскую литературу.

Задачи проекта:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса детей к чтению.

2. Организовать PR-компанию (мероприятия) популяризации чтения классической детской литературы.

3. Сформировать заинтересованность родительской общественности в возрождении лучших традиций семейного чтения.

Участники реализации проекта: Заведующий, старший воспитатель, методист, педагоги, родители (законные представители), воспитанники, социальные партнеры (библиотека, МДОУ «Детский сад «Солнышко»).

Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.

Ожидаемый результат проекта:

1. Методические продукты:

- разработан кейс методических материалов и разработок по реализации проекта «Читаем ВМЕСТЕ»;

- разработан перспективный план работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

- оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье».

2. Информационно-практические продукты:

- создан Центр книги «Читаем ВМЕСТЕ»;

- создана виртуальная интерактивная библиотека;

- создана аудио- и видеотека классической детской литературы.

3. Повышение рейтинга ДОУ в социуме:

- размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте МДОУ;

- творческий отчет о внедрении проекта «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»;

- публикация педагогического опыта в печатных педагогических изданиях на региональном и Всероссийском уровнях;

- публикация опыта работы в газете «Рабочий Надыма».

План реализации проекта

1. Информационно-подготовительный этап: октябрь-ноябрь 2018г

Цель этапа: разработка перспективного плана реализации проекта

Содержание

Участники

Ответственные

Сроки

1.

Мониторинг компетентности педагогов в вопросах мотивации детей к чтению художественной литературы

Педагоги

Старший воспитатель, методист

Октябрь-Ноябрь

2.

Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в группах для

реализации Проекта

Педагоги

Старший воспитатель, методист, специалисты

Октябрь-Ноябрь

3.

Анкетирование родителей на тему «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»

Родители

Старший воспитатель, методист

Ноябрь-Декабрь

4.

Выявление топа проблем и разработка путей решения

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист, специалисты

Октябрь-Ноябрь

5.

Изучение методической литературы по тематике Проекта.

Старший воспитатель, методист, специалисты

Старший воспитатель, методист, специалисты

Октябрь-Ноябрь

6.

Разработка плана реализации Проекта МДОУ

Старший воспитатель, методист, специалисты

Старший воспитатель, методист

Октябрь-Ноябрь

7.

Утверждение плана по реализации Проекта

Старший воспитатель, методист

Заведующий

Ноябрь

8.

Педагогический «brainstorm» целью вовлечения педагогов в реализацию

проекта

Старший воспитатель, методист, специалисты, педагоги

Старший воспитатель, методист

Ноябрь

9.

Презентация проекта для социальных партнеров (Библиотека, МДОУ «Детский сад «Солнышко») и заключение договоров о сотрудничестве

Старший воспитатель, методист,

работники библиотеки, участники проекта

Старший воспитатель, методист

Ноябрь

10.

Информирование общественности о ходе реализации Проекта через создание вкладки на сайте МДОУ и трансляции в средствах массовой информации

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист

Ноябрь

2. Организационно - практический этап: декабрь 2018г. – апрель 2019г.

Цель этапа: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературы, возрождение традиции семейного чтения.

Содержание

Участники

Ответственные

Сроки

1.

Разработка ряда мероприятий по изменению РППС в группах с целью приобщения детей к чтению детской художественной литературы

Педагоги

Педагоги

Ноябрь-Декабрь

2.

Создание Центра книги «Читаем вместе»

Педагогический коллектив, воспитанники, родители

Старший воспитатель, методист

Ноябрь-Декабрь

(пополнение в теч.реализации проекта)

3.

Создание виртуальной интерактивной библиотеки

Педагоги, родители

Старший воспитатель, методист

Ноябрь-Декабрь

(пополнение в течение реализации проекта)

4.

Мастер-класс по формированию компетентности педагогов в вопросах мотивации детей к чтению художественной литературы

Педагоги

Учителя-логопеды

Декабрь

5.

Тематические беседы:

 «История сказок»

«Как беречь книгу»,

«Твоя любимая книга»

«Мой любимый сказочный герой»

«Книги бывают разные»

«Красота природы на страницах детских книг»

«Как хорошо уметь читать…»

«Где в доме живет книга»

Воспитанники

Педагоги

На протяжении реализации проекта

6.

Просмотр обучающего фильма «Как рождаются книжки»

Воспитанники

Педагоги

Декабрь

7.

Квест-игра по произведениям классиков детской литературы

Воспитанники

Педагоги

Декабрь

8.

Экскурсия в городскую детскую библиотеку Семейного чтения

Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово!..»

Воспитанники

Педагоги

Декабрь

9.

Оформление и регулярное обновление в родительских уголках

раздела «Навигатор в мире детских книг» (составление тематических

перечней и каталогов для родителей (законных представителей): «А

Что читаете Вы?», «ЧИТАТЬ – Это Модно» и др.

Педагоги

Педагоги

Весь

период

реализации

проекта

10.

Домашняя акция-флешмоб «Светлячок» -

вечернее совместное чтение (поставив на подоконник осветительный прибор, в

Надыме горят в домах литературные огоньки.

Воспитанники, родители

Педагоги

Январь

11.

Музыкально-познавательная викторина для дошкольников старшего

дошкольного возраста по произведениям Э. Успенского, Чуковского, Михалкова

Воспитанники, родители

Педагоги

Январь

12.

Различные виды детских театров

Воспитанники, родители

Педагоги

На протяжении реализации проекта

13.

Драматизации

Воспитанники, родители

Педагоги

На протяжении реализации проекта

14.

Слушание аудио-произведений (создание аудиотеки)

Воспитанники, родители

Педагоги

На протяжении реализации проекта

15.

«Рекламный микрофон» (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных

новинок, плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми

книгами и др.)

Воспитанники, родители

Специалисты

Педагоги, Библиотека

Февраль

16.

«Bookcrossingе» (обмен детской литературой с партнерами по проекту)

- «МОЯ Первая Книга» - между группами младшего дошкольного

возраста;

- «Читаем САМИ» - между группами старшего дошкольного возраста;

- «Читаем Книгу – Познаем МИР» - между группами всех возрастов.

Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры

Старший воспитатель, методист

Февраль

17.

Сюжетно-ролевые игры

«Библиотека»

«Книжный магазин»

Воспитанники

Педагоги

На протяжении реализации проекта

18.

Творческий семейный конкурс по изготовлению книг своими руками

Воспитанники, родители

Педагоги

Февраль

19.

Литературная гостиная для родителей:

«Мамины сказки: вечерняя сказка для малышей»;

«Рождественские встречи»

«Наша Таня…» (по мотивам произведений Агнии Барто)

«Сказки Пушкина читать и на ус себе

мотать»

Воспитанники и родители

Педагоги, специалисты

На протяжении реализации проекта

20.

«Виртуальная (ознакомительная) экскурсия в типографию детской книжки»

Воспитанники

Старший воспитатель, методист

Март

21.

Акция «Как пройти в библиотеку»

Воспитанники, педагоги

Старший воспитатель, методист

Март

22.

Подвижные игры с героями сказок

Воспитанники

Педагоги, специалисты

На протяжении реализации проекта

23.

Тематические мероприятия с участием сотрудников библиотеки

Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры

Старший воспитатель, методист

Раз в месяц

24.

Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Петушок.

Воспитанники

Педагоги, специалисты

На протяжении реализации проекта

25.

Флешмоб «А помните ли ВЫ?» (совместно с партнерами по проекту) (детский дом, Гостинный двор, библиотека, детская больница, поликлиника)

Воспитанники, педагоги, родители, социальные партнеры

Старший воспитатель, методист

Апрель

26.

«Переплетная мастерская»

«Мы лечим книжку

Воспитанники, педагоги, родители

Педагоги

Апрель

27.

Конкурс чтецов

Воспитанники

Педагоги

Апрель

3. Итоговый этап: май 2019 г.

Цель этапа: подведение итогов реализации проекта. 

Содержание

Участники

Ответственные

Сроки

1.

Мониторинг интересов детей к чтению детской классической литературы, заинтересованности родительской общественности в возрождении традиций семейного чтения

Дети, родители

Педагоги

Апрель

2.

Праздничный концерт, посвященный

Воспитанники, педагоги, родители

Старший воспитатель, методист

Апрель

3.

Кейс методических материалов и разработок по реализации Проекта

Старший воспитатель, методист, специалисты

Старший воспитатель, методист, специалисты

Май

4.

Пресс-релиз по итогам проекта на сайт МДОУ и Департамент образования

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист

Май

5.

Публикация педагогического опыта в печатных педагогических изданиях на региональном и Всероссийском уровнях

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист

Май

6.

Распространение опыта работы на окружном уровне через профессиональные сайты

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист

Май

7.

Публикация статей в СМИ: газета «Рабочий Надыма»

Старший воспитатель, методист

Старший воспитатель, методист

Май

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Кадровое обеспечение:

- старший воспитатель;

- методист;

-воспитатели;

-логопеды;

- педагог-психолог;

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физической культуре.

2. Материально-техническое обеспечение:

- Центра книги «Читаем вместе» в ДОУ;

- центры книг в группах «Читайка»;

-  музыкальный зал ДОУ;

-  аудиотека: аудио с записями детских произведений, русских волшебных сказок, рассказов и стихов.

-  видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;

- интерактивная библиотека;

- смарт оборудование;

- наличие разных видов театров.

3. Методическое обеспечение:

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

- методические разработки по проведению мастер-класса, литературной гостиной, акций, флешмобов;

- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

- сценарии литературных праздников, викторин, конкурсов;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература.

 4. Технические средства обучения:

- Интерактивный стол;

- Музыкальный центр;

-  Компьютер;

- Принтер;

- Мультимедийная установка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...