Проекты
проект по логопедии (старшая группа)

Мусатова Екатерина Ивановна

Проект "Краеведенье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_ptitsah_zamolvite_slovo.docx25.2 КБ
Microsoft Office document icon kraevedene.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №31

Проект

                                  «О птицах замолвите слово»

в старшей группе №6

                                      Разработчики:

                                                                               Кононова В.И., воспитатель

                                                                          Капуста И.А., воспитатель

                                                                                  Мусатова Е.И.,

                                                          учитель-логопед.

2016 год

Название проекта: «О птицах замолвите слово»

Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года, вызывая у детей сочувствие к птицам, желание и готовность им помогать.

Задачи:

  • Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.
  • Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
  • Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
  • Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

Актуальность:

Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса!  Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы  чередуются,  с оттепелями  все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм,  к нему невозможно  добраться. Молодые  особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться  и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашем крае обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в г. Яровое  зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, реже снегирь и во второй половине зимы – свиристель.  Холод  этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью.  Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемые результаты:

  • Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Тип проекта: информационно –познавательный, творческий,  .

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта:  05.12-18.12. 2016 г.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

1. Знакомство  детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

Рассматривание

иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, презентаций о птицах

экскурсии

Дети,

Воспитатели

2 этап

Основной

1. «Птицы зимой»,

   «Кто заботится о птицах»,        

   «Птицы-наши друзья»

 2. Наблюдение за птичьими следами,

  Наблюдение за птицами на   участке,

  Наблюдение за повадками и   поведением птиц на кормушках.

3. «Что за птицы на кормушке?»

«Птицы на кормушке»

«Зимующие птицы»

«Птички-невелички»

4. «Птицы» В.Берестова, А. Прокофьева «Снегири»,

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»,

М. Н. Богданова «Домашний воробей»

В.А.Сухомлинский

«Птичья кладовая» и др.

5. «Летает – не летает», «Четвертый лишний»

6. «Счет птиц»,

«Угадай птицу по описанию», «Собери картинку, назови птицу», «Подбери корм птицы»

 7. «Филин и пташки»,

«Вороны и собачка»,

 «Воробушки и автомобиль»

8. Создание копилки загадок о птицах.

9. «Отношение детей и взрослых к зимующим птицам»

«Покормите птиц зимой»

 10.  «Зимний пирог», «Крошки для крошки»

11.  Подкормка птиц во время прогулки

12. «Птичье кафе»

13. «Зимний разговор через форточку»

14. Выпуск газеты «Помогите нам друзья»

Беседа

Наблюдение

НОД (ФЦКМ)

Лепка

ЧХЛ

Словесная игра

Дидактическая игра

Подвижные игры

анкетирование

Информация для родителей

Заготовка корма

Изготовление кормушек совместно с родителями

«Игра -инсценировка»

Дети

Воспитатели

Родители

Логопед

Воспитатели, дети

Дети

Воспитатели

Родители

Дети

Воспитатели

Родители

Логопед

Дети

Воспитатели

Родители

3 этап

Заключительный

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

«Птичье кафе»

«Как мы птицам помогали»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте

викторина

Выставка кормушек

Фотовыставка

Презентация

Дети

Воспитатели

Родители

Логопед

Список литературы, интернет-ресурсы:

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.

3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

4. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

5. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2007г.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №31

Творческий проект

«Создание центра Краеведенья»

https://arhivurokov.ru/multiurok/7/3/3/73366019ecf03c7e134f37dcb2e7b22d64cde2a3/img16.jpg

Кононова В.И., воспитатель

                                                                           Капуста И.А., воспитатель

                                                                                    Мусатова Е.И.,

                                                            учитель-логопед.

2017

“Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с Алтайским краем,  с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 В настоящее время произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным

Проблема:в современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Гипотеза

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель  проекта:  формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Алтайского края.

Задачи проекта:

•        Обогатить знания детей Алтайском крае, городе Барнауле, как столице края; об истории, символике, достопримечательностях, промышленных и культурных объектах края.

•        Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край.

•        Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.

•        Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

•        Создать условия для творческого содружества семьи и ДОУ, включая семьи в единое воспитательное пространство ДОУ.

•        Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края

Участники проекта:

  • дети
  • воспитатели
  • специалисты ДОУ
  • родители

Сроки реализации: среднесрочный

  1. Краеведческий принцип - максимальное включение в образовательный процесс изучения традиций, обычаев и культуры Сибирского края.
  2. Обеспечение субъективной позиции всех участников  педагогического процесса- каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.

3. Принцип интегративности. Особая роль в проекте отводится интеграции краеведческого содержания в различные виды детской деятельности и через различные способы её организации. Мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Сибири сочетаем разные виды деятельности.

4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Основные организационные формы

С родителями

С детьми

- анкетирование,

- родительская гостиная,

- участие в жизни д/с,

- рекомендации,

- посещение музея

-совместные экскурсии детей и родителей по различной тематике

- творческое задание: «История моей семьи в истории Алтая»,

- КВН  «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

-НОД,

-свободная деятельность,

-целевые прогулки по городу,

-игры,

-праздники,

-развлечения,

-экскурсии,

-наблюдения,

-продуктивная деятельность,

--тематические выставки,

-диагностика нравственно- патриотических способностей детей,

-встречи с участниками исторических событий, людьми искусства,

-работа в краеведческих уголках групп.

Этапы реализации проекта

Название этапа

сроки

содержание

1 этап.  Информационно-накопительный.

Январь-март

1. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

2. Обращение к специалистам.

2 этап.

 Разработка проекта

февраль

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.

2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3.Составление плана работы над проектом.

3 этап.  

Реализация  проекта

Февраль-март

Познавательное развитие:

  • Экскурсии  - по городу,  в библиотеку (Рассказ библиотекаря об образовании нашего города), на Мемориал Победы.
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, по темам: «Природа Алтайского края», «Люди края», «Традиции Алтайского края», «Традиционные ремёсла нашего края», «Город, который люблю».
  • Просмотр видеофильмов, презентаций по истории города, края.

Речевое развитие

  • Беседы: «Мой город Яровое» (рождение города) «Алтай– мой край родной», «Растительный мир родного края», «Животный мир Алтайского края», «Предприятия родного города».
  • Творческие рассказы: «Город, в котором я живу» Совместное с родителями составление мини-эссе.
  • Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».
  • Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».
  • Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
  • Заучивание стихов. «Чтение художественной Знакомство с творчеством детских писателей Алтая.
  • Разучивание стихов, песен об Алтайском крае.

Художественно-эстетическое развитие:

  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»
  • Народное творчество Алтайского края
  • Создание фотоальбомов «Алтай - глазами детей и родителей»
  • Изготовление макетов - «Город-будущего»  «Наша улица», «Наш детский сад».
  • Оформление выставок рисунков и творческих работ по теме проекта.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Организация уголка краеведения в группе
  • Сюжетно – ролевые игры: (Пожарные, Защитники Родины и др.)

Физическое развитие:

  • Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха»
  • Подвижные, речевые игры: «Дождь и солнце», «Кузовок» и др.

Игровая деятельность

  • Дидактические игры «Знаешь ли ты?», «Кто что делает», «Нарисуй узор», домино «Народные промыслы» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оформление игротеки по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего»,, «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и пр.

4 этап.   Презентационно - завершающий

март

1. Создание в группе уголков по краеведению.

2. Выставки продуктов детской деятельности.

5 этап.

Контрольно-рефлексивный

1.        Подведение итогов.

2.        Рефлексия по итогам реализованного проекта: диагностика   уровней сформированности  знаний о  Алтайском крае у детей 6-7 лет.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.

- Проявление самостоятельности и творческой активности.

- Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края.

- Развитие связной речи, обогащение словаря.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ.

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

- Помощь в создании угалка по краеведенью в группе.

Литература:

  1. Мы живем в России, авт. И.Н. Зеленова, Л.Е.Осипова, изд.Москва 2010г.
  2. «Воспитание маленького гражданина», авт. Г.А.Ковалева, Москва 2004г.
  3. Нравственно – патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маканева, Москва 2005г.
  4. Периодическая печать
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...