Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи «Путешествие в лес с Ёлочкой»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пчельникова Ольга Владимировна

конспект фронтального логопедического занятия о деревьях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фронтальное занятие деревья809 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи

«Путешествие в лес с Ёлочкой»

По теме: Деревья и кустарники. Лес.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках.

Задачи:

Образовательные: познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина, ива, липа, ель, сосна; кустарников – шиповник, можжевельник, орешник. Обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья и кустарники»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные: развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: предметные картинки по теме: «Деревья и кустарники. Лес», интерактивная доска, ноутбук, цветные карандаши, листы бумаги с заданиями, шарики Су – Джок, игрушки для развития речевого дыхания – листики с ленточками.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посчитаем листочки?

В руках у детей листья с ленточками, вырезанные из цветного картона. Упражнение «Считаем листочки» (счёт до 10). «Один листочек, два листочка, три листочка и так далее. Досчитываем до10 и начинаем снова.

Дети садятся на стульчики.

2. На экране появляется первый слайд презентации с видом леса.

 В группу к нам пришло письмо.  Давайте прочитаем, что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Ёлочка, лесной житель. Охраняю лес от людей, которые не ценят и не берегут его. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас относится к лесу бережно!»

На экране появляется изображение эколёнка Ёлочки.
Елочка весёлая и общительная. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём
.

II. Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес — это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес. Деревья и кустарники».

4.Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью кораллы красные надела. (рябина)

Белый низ, зеленый верх в летней роще краше всех!

На стволах полоски. Хороши... (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет, желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб. С ним знакомы - это... (дуб)

Ветви в воду опустила, и о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво, над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой, в зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа, вкусным медом лечит... (липа)

Кто и летом, и зимой, в колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель, не снимает шубку... (ель)

Деревца в лесу стоят, даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки, шелестят листвой... (осинки)

На ветвях в весенний вечер, белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан. Как зовут его? (каштан)

На экране изображения деревьев – ответы на загадки.

В лесу, кроме деревьев, растут и кустарники. Кустарники – это лесные растения. (определение кустарников).

А сейчас разделите их на две группы и назовите, на какие группы вы их поделили (деревья и кусты). Ребята на что похожи кустарники?                                         А чем они отличаются? Что общего у всех деревьев и кустов?    

Части дерева, части кустарника.                    

5.Опиши дерево.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

Дети должны уметь описывать деревья и кустарники по вопросам:                        Как называется это дерево?                                                                                       Какое оно по величине?                                                                                                           Из каких частей состоит?                                                                                            Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...). 
Дерево или кустарник?
Какую пользу может принести людям? 
Как изменяется в разные времена года? 

На экране слайд с опорной схемой.

6. Физминутка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам. (Дети под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

7. Упражнения для развития слухового внимания

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика .

Давайте по очереди подуем на листочки (дети берут в руки листочки с ленточками и дуют на них)

9. Артикуляционная гимнастика

- для челюсти: медленно открывать – закрывать рот;

- для губ: улыбка – трубочка;

 - для языка: показать язык (пя-пя-пя), «вкусное варенье» (облизать губы), покусать язычок зубами;

- язык выгнуть слегка вверх (к-к-к);

-чередовать звук «К» и слог «ка» (при последнем упражнении язык упирается в нёбо).

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упал листочек, и назовите его (слайд с изображением разных листьев)

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке.           сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели,              встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Работа на листочках с заданиями.

- обведи дубовые листочки зелёным

- обведи лист берёзы желтым, кленовый - красным, осиновый и рябиновый -оранжевым карандашом.

13. Пальчиковый массаж с шариками Су-Джок.

Ребята катают колючий мяч между ладонями, приговаривая, на последнее слово каждой строки  зажимают мяч в ладонях.

У сосны, у пихты, ёлки.                                                                                                          Очень колкие иголки,                                                                                                  Но ещё сильней, чем ельник,                                                                                    Вас уколет можжевельник!

14. Правила поведения в лесу. Наша гостья Ёлочка хочет рассказать вам, как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьи гнезда.

2.Не шумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Ёлочка может быть спокойна, вы будете к лесу относиться бережно.

Если у вас сегодня на занятии всё получилось, и вы справились со всеми заданиями, поднимите листочек с ленточкой над головой.

Если не получилось сегодня выполнить все задания, опустите, пожалуйста, листочки вниз.

Благодарю вас, ребята, за хорошую работу.

Приложение. Лист для распечатывания заданий.

Литература:

1.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2017. -104с.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2017. -112с.

3.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. – 208с.

4. Куликовская Т.А. Учимся говорить правильно. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112с.

5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 544с.

6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2016. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «Космос» с использованием конструктора «Тико».

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по  теме Космос в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»

Задачи приоритетной образовательной области:• речевое развитие - развитие звуковой и интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме «Насекомые»), развитие с...