«Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».
методическая разработка по логопедии

Григорьева Наталия Михайловна

 

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

Цель, задачи авторского материала: проводится с целью повышения интереса к процессу обучения; развитию речи; коммуникационных способностей; мелкой моторики; познание окружающего мира (восприятия предметов и явлений); повышения положительных эмоций, составляющих основу психологического здоровья и благополучия ребенка.

     Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

     Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются: «Услышал, увидел, сделал, рассказал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

     Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются или обрабатываются.

     Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребёнка с пуговицей (картинкой и т.д) и показать, как нужно ею пользоваться. Необходимо помнить: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорим спокойно, удивляемся и радуемся вместе с ним.

     Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

     Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многофункциональные дидактические пособия в логопедических группах «Волшебная пуговка» Подготовила: Логопед высшей квалификационной категории Григорьева Н.М. г.о . Химки

Слайд 2

«Волшебная пуговка» Цели: Повышение интереса к процессу обучения и воспитания; Развитие речи (коммуникативных способностей ребенка); Развитие мелкой моторики; Познание окружающего мира (восприятие предметов и явлений); Экспериментально – исследовательская деятельность; Повышение положительных эмоций, составляющих основу психического здоровья и благополучия ребенка.

Слайд 3

Задачи: Развивать связную речь, лексико - грамматичский строй речи; Расширять активный словарь по разным темам, (например «Одежда», «Профессии», «Игрушки»); Расширять фонематический слух, навыки звукового анализа; Развивать мелкую моторику рук; Развивать восприятие цвета; Развивать тактильную чувствительность; Закреплять элементарные математические представления: Понятие о геометрических формах; Счет (прямой и обратный); Пространственная ориентация на плоскости; Понятие о величине предмета Развивать внимание, память, мышление ( обобщнные понятия, классификация); Формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при её выполнении; Обогащать опыт детей в действиях с предметами; Воспитывать интерес к истории России, через историю предмета (пуговицы).

Слайд 4

Описание дидактического пособия (Что использованно при использовании дидактических игр?) Основой всех дидактических игр в пособии являются пуговицы (разные по форме, цвету, материалу и т.д ). Дополнение в изготовлении разных игр являются: бумага (картон); фетр (цветной); рамки для картин разного размера; декоративные коробочки пуговицы; пластмассовые сундучки, ящички, магниты, деревянная ложечка, тестопластилин , ткань (разная по цвету и фактуре), альбомы, книги и др.

Слайд 5

Методика работы с дидактическим пособием Игры можно использовать в совместной деятельности педагога с 1 -2 детьми от 5 – 7 лет; в самостоятельной деятельности детей (6 – 7лет) в присутствии педагога; Использование дидактических игр педагогом на фронтальных и подгрупповых занятиях; Использование игр положительно влияет на развитие ребенка.

Слайд 6

Многофункциональное пособие: «Волшебная пуговка в логопедической работе». Информационная деятельность (педагога, детей и родителей). Вопросы: «Что я знаю о пуговицах?», «Что я хочу узнать?». Темы бесед: «Что означает слово пуговица?»; «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»; «Какими были первые пуговицы?»; «Каких видов бывают пуговицы?»; «Из каких материалов делают пуговицы?»; «Какие есть способы пришивания пуговиц?»; «Для чего еще помимо застёжки используют пуговицы?»; «Устное народное творчество, пословицы и поговорки о пуговицах?».

Слайд 7

Дидактическое пособие

Слайд 8

Методика работы с пособием «Волшебная пуговка» 1. Игры на развитие мелкой моторики; 2. Пуговичный массаж. 3.Игры на восприятие цвета. 4.Игры на тактильное восприятие. 5.Игры на закрепление элементарных представлений. 6.Игры на развитие памяти, внимания и мышления». 7. Игры на формирование навыков звукового анализа 8. Игры для развития фонематического слуха. 9. Игры на автоматизацию звуков в словах, фразах 10. Игры на развитие речевой деятельности. 11. Придумывание сказок и историй. 12. Игры на развитие лексико – грамматических категорий 13 Поделки из пуговиц (дети, родители, воспитатели).

Слайд 9

Лепка пуговиц из тестопластилина

Слайд 10

Исследование пуговиц

Слайд 11

Развивающие игры с использованием пуговиц

Слайд 12

Выставка «Волшебная пуговица»

Слайд 13

Поделки с использованием пуговиц

Слайд 14

Главное, чему научатся дети и взрослые в беседах и играх – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Будем искать, удивляться и открывать новое!

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

Принято:                                                             Утверждаю:

На педагогическом совете                                Заведующий МАДОУ Д/С №51
Протокол №1 30 августа 2017г.                       ______________  Нисимова Л.Ю.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».

                                                                     

                                                  Из опыта работы учителя-логопеда

                                                        высшей квалификационной категории

                   Григорьевой Н.М.

Пояснительная записка

Предмет: воспитательная работа.

Возраст: дидактические игры предназначены для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).

Название материала: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебная пуговка» (дидактические игры).

Вид ресурса: методическое пособие с подбором дидактического и наглядного материала.

Цель, задачи авторского материала: проводится с целью повышения интереса к процессу обучения; развитию речи; коммуникационных способностей; мелкой моторики; познание окружающего мира (восприятия предметов и явлений); повышения положительных эмоций, составляющих основу психологического здоровья и благополучия ребенка.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

     Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

     Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются: «Услышал, увидел, сделал, рассказал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

     Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются или обрабатываются.

     Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребёнка с пуговицей (картинкой и т.д) и показать, как нужно ею пользоваться. Необходимо помнить: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорим спокойно, удивляемся и радуемся вместе с ним.

     Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

     Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

История пуговицы


    Пуговица застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей: она пришивается на одной части одежды и вдевается в петлю, находящуюся на другой части. Пуговицы могут иметь разную форму: квадратную, треугольную, цилиндрическую или шарообразную. Количество отверстий также может варьироваться.
    Интересно, кто-нибудь задумывался о пуговице, застегивая утром рубашку или, собираясь на прогулку, куртку? Вещь привычная, с чисто утилитарным функциями... Однако стоит посмотреть на пуговицу повнимательнее, и вам откроется немало интересного, а подчас даже фантастического и захватывающего.
    Первые застежки, отдаленно напоминавшие современные пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до н.э. Так, например, на раскопках в долине реки Инд (протекает по территории современных Индии, Китая и Пакистана) найдена пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились у греческих воинов в IV в. до н.э. Кожаные ремни на их форме застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке.

      В Средневековье рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили гораздо позднее - в XVIII столетии. Вначале интерес к новым застежкам проявили мужчины, а женщины встретили их появление в штыки и продолжали пользоваться булавками. Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской; пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.
    До русских модников пуговица «докатилась» в конце XV - начале XVI в. Ранее в нашей стране пуговиц не было. Одевались примерно так: в куске материала вырезали отверстие для головы, закрепляли одежду на теле поясом.
    Каким словом обозначаются пуговицы на разных языках? Об этом говорить можно долго, поэтому упомянем лишь японскую нэцке, английскую «button» - «нераспустившийся бутон», германскую «Knopf», т.е. «шишка», «выпуклость», «вершина». «Пуговица» в русском языке имеет тот же корень, что и слова «пугать», «пугало», «пугач». Некоторые исследователи считают, что это совпадение связано с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.
    Как менялись и как использовались пуговицы в разное время
Пуговица как украшение и как застежка. Древние египтяне носили диски, напоминавшие пуговицы, в качестве наградных значков. А вот греки и римляне использовали их не только для украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России приходится на XVI в., времена Ивана Грозного, когда пуговицы из золота, серебра и слоновой кости пришивали на рукав, от локтя до манжеты, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью они призваны были демонстрировать богатство и социальный статус их владельца.

     До петровских реформ русские бояре и боярыни платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмали. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Размеры у них были разные - от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджака, жакета - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету.

       В конце XIX столетия в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и обходиться без пуговиц стало весьма затруднительно. Вот когда ими широко начали пользоваться женщины.
     Пуговица как опознавательный знак. Пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Например, при Николае I, который и ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи - от сторожа до государственного канцлера - носили мундиры с пуговицами определенного типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время, например якорь у моряков.
Раньше у пуговиц было и магическое значение: по представлениям наших предков, они были способны отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и пре вращала пуговицы в обереги.

Русские пословицы и поговорки о пуговице

1. Пуговички золоченые, а три дня не евши.

2. Умная умница – что светлая пуговица.

3. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

4. На чужой рот пуговиц не нашить.

5. С солдата пуговку не сорвешь.

6. Стой, батальон пуговку нашел! Марш, марш – без ушка!

7. Застегнуть на все пуговицы.

8. Простой как пуговица.

9. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста

Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста У ребёнка есть страсть к игре,и её надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Буклет на тему "Использование игрового пособия В.В.Воскобовича «Волшебные Гонзики» в логопедической работе".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕН ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ ГОНЗИКИ» ПОМОЖЕТ: сформировать у ребенка мотивацию и стойкий интерес к занятиям;повысить работоспособность;развить высшие психичес...

Многофункциональное пособие «Волшебный парашют» и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

Уникальность парашюта и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушными. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущени...

Сборник дидактических игр для подготовки детей к школе с использованием многофункционального пособия «Волшебные камушки Марблс»

Предоставлена игровая технология с использованием нетрадиционного материала, в которой ясно, доступно и последовательно изложена система работы с камешками Марблс....

Буклет "Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)."

Использование многофункционального пособия «Логокуб» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)....