Главные вкладки

    Звуковая культура речи.Формы работы с родителями.
    статья по логопедии

    Коротченко Яна Юрьевна

    Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

    В данном материале представлены некоторые из форм работы с родителями, учитывающие современные реалии, веяния,темп жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zkr.docx34.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

    Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

    Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

    Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

    Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

    Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

    - звуковысотный слух;

    - слуховое внимание;

    - восприятие темпа и ритма речи.

    1. Формировать произносительную сторону речи:

    - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

    - развивать артикуляционный аппарат;

    - работать над речевым дыханием;

    - вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

    - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

    - формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

    - фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

    1. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
    2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

    Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    - дидактические игры («Чей домик?»)

    - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    - дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

    - хоровые и индивидуальные повторения;

    - обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    - индивидуальная мотивировка задания;

    - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    - оценка ответа или действия и исправления;

    - образная физкультурная пауза;

    - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    Литература:

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

     Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

    Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

         Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.

    Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

    Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

    Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

    Современным родителям присущ высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность , что  не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным  умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике.

    Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все воспитатели могут оказать такую помощь.

    Формы работы с родителями.

    Групповые родительские собрания в группе 3 раза в год: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям нужно уделять особое внимание, тщательная подготовка к их проведению, анализ каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу,обсуждали,  анализировали  учебные достижения  коллектива  группы, ознакомление родителей  с  содержанием   воспитания  и  обучения   в   детском   саду (с  разделом   работы  по  воспитанию   звуковой   культуры    речи),   требованиями,  которые  предъявляются к воспитанникам, согласовывание эти требования  с  семьей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.

         Консультации нужно строить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации  делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут заинтересовать родителей вгруппе по звуковой культуре речи:

     - «Артикуляционная гимнастика»;

    - «Развитие мелкой моторики» ;

    - «Развитие внимания и мышления» ;

    - «Речевые игры дома»;

    - «Как научить ребёнка читать» ;

    - «Как учить звуко - буквенному анализу» .

         Иногда можно включать ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

         К некоторым консультациям организовывать выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, , мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждайте родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывайте о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией ,можно  из материалов мини - музея «Наши руки – не для скуки». На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома .

         Нетрадиционна форма работы с родителями – открытые занятия. Цели  открытых  занятий:

     • показать способы  работы  с  воспитанниками,  которые  нужно  знать  родителям  при  оказании  помощи  детям  в  формировании   навыков   правильного    звукопроизношения, развитию  мелодика – интонационной и темпо – ритмической  сторон  речи;

    • привлечь  внимание  родителей  к  ребенку,  его  проблемам;

    •показать  достижения  детей,  раскрыть  их  лучшие  стороны,  заинтересовать  родителей  делами  ребенка.

        Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Конечно, с родителями заранее обговаривают  тему занятия и задания, которые они хотят увидеть.

        Создание библиотеки игр и упражнений . В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке представляются  пособия, используемые на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

         Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала можно организовывать речевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: «В гостях у Буквоежки», «В стране Звукарии», «33 сестрички» и др.

         Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы берутся на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

         Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаются мама и папа вместе. Для темы беседы  не берётся большой объём материала. Ограничтесь узким кругом вопросов. Например:

    в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;

    как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);

    часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

         Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Лучше заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

        Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. «Обучение дошкольников 5-7 лет чтению», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать (1,2,3 период)», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка. Логопедические игры», «Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры».

     Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Попробуйте внедитью в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР:папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы,  и др. Никто не проходит  мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Обновляйте информационный стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Повторите вместе с нами".  Также размещайте литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п. Папки-передвижки меняйте 2-4 раза в год.  В них размещайте материал с практическими советами и рекомендациями, который тщательно отбирайте в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя из темы занятий, т.е. наглядная  информация динамична.

         Речевой уголок . В речевом уголке для родителей оформи рте рубрику «Поиграем дома!», которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, учитывайте большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома порекомендуйте «игры на кухне», «игры на диване», «игры в ванной».

         Можно проводить игры:

    «Что помоем в тазике?». Названия каких предметов можно «помыть» в тазике?

    «В стране Фантазии». Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.

    «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

    «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите».

             Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной.Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно

             Направление        

     Формы

     Рекламное

    Стенды

    Дни открытых дверей

     Работа сайта ДОУ

     Публикация

    Сотрудничество со СМИ

     Диагностическое

     Анкетирование

    Опросы

    Беседы

    Тестирование

    Комплексные исследования

    Работа почтового ящика

     Психолого-педагогическое

     Наглядная педагогическая пропаганда

    Родительские собрания

    Консультации

     Беседы

    Тренинги

    Игра

    Работа «Родительского клуба»

    Мастер классы

     Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

    Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей

     Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

    Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители, это:

    - групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;

    -  «Родительский клуб», мастер-классы для родителей;

    -«Дни открытых дверей»;

    -проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники,  соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);

    организация проектной деятельности педагог - дети – родители;

    оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

    Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

    Формы работы с родителями по звуковой культуре речи

    Консультация для воспитателя детского сада...

    МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

    Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

    Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».

    Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

    Конспект НОД для родителей. Звуковая культура речи: звуки л, ль (дистанционная работа с родителями)

    Конспект НОД для родителей, с пояснениями и дидактическими материалами....