Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Позднякова Светлана Андреевна

Консультация для педагогов:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Учителя-логопеда С.А. Поздняковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Учителя-логопеда С.А. Поздняковой

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается общим функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений рук. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтвержена преподавателями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и т. д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала действия ребенка неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков. Сначала ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в другую руку (пинцетный захват), к двум годам ребенок способен рисовать, правильно держать ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

Развитие мелкой моторики с 1 года до 3 лет

К 1 году ребенок  в норме уже  неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок, пытается рисовать каракули. Ребенок ставит друг на друга 2-3 кубика, пытается развернуть завернутый в бумагу предмет.

Если ребенок, в силу различных причин, освоил не все действия, перечисленные выше, ничего страшного, однако нужно уделить максимум внимания развитию мелкой моторики,  как на занятиях специалистов, так и на занятиях в домашней обстановке.

  • застёгивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
  • переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком;
  • доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне;
  • пальчиковые игры. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

Когда ребенку исполнится 2,5-3 года, начинаем разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте можно использовать фигурки с изображением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением. Например:

«Очки» (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

«Стул» (левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

Развитие мелкой моторики от 3 до 4 лет

В этом возрасте гимнастика для пальчиков выполняется так же ежедневно, но увеличивается время до 10 минут. Занятия начинаем с массажа, но массаж дети делают самостоятельно — ребёнок вполне с этим справится.

Чтобы получить наибольший эффект, рекомендуется во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

  • застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
  • всевозможные шнуровки;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • игры с мозаикой;
  • сортировка мозаики, помпончиков, бусинок по ячейкам руками или пинцетом, небольшими щипцами и т.д.;
  • игры с конструктором;
  • перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
  • закручивание-раскручивание болтов и гаек;
  • нанизывание бус (из готовых комплектов или, для разнообразия, из макарон, коктейльных трубочек, цветных скрепок и т.д.);
  • игры с прищепками (закрепление на картонной основе недостающих частей из прищепок: ежику-иголки, солнышку – лучики, цветочку – лепестки, тучке – капельки и т.д.) – из таких деталей с прищепками можно собирать целые картины, разыгрывать сказки как на индивидуальном занятии с ребенком, так и в группе детей;
  • составление фигур из палочек;
  • вырезание простейших фигур ножницами или обрывание их из бумаги.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

  • Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
  • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Работа по развитию мелкой моторики может происходить на специальных занятиях или включаться в любое комплексное занятие как в индивидуальной, так и в групповой форме. Однако совершенно очевидно, что стоит рекомендовать родителям повторять те упражнения, которые использовались на занятии специалистом, в домашних условиях.

Также ускорить развитие мелкой моторики можно различными способами, например:

•  Игры с мелкими предметами — пазлы, орехами, мозаика, конструкотр, шнуровка, бусины;

• Пальчиковые игры (гимнастика);

• Массаж кистей и пальцев;

•Лепка из глины и пластилина;

•Рисование ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углём;

•Штриховка, обвод трафаретов и шаблонов.

Очень интересен и эффективен для тренировки пальчиков такой материал, как грецкий орех. С помощью него мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженую работу внутренних органов в целом.

Такие не сложные игры могут быстро помочь ребенку освоить и сформировать речь в полном ее объёме.

Общие рекомендации воспитателям по развитию мелкой моторики у детей:

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребенка.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками ребенка, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...