Звуки "Н" , "Н*", буква Нэ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Федюшина Диана Владимировна

Знакомство со звуками "Н", "Н*" и буквой Нэ, используя элементы мнемотехники, и  лексическую тему "Зимующие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_gramote_zvuki_n_n.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41

Конспект занятия

Учителя-логопеда  группы №3

Федюшиной Дианы Владимировны

НОД:  Звук «Н», «Н*»  буква эН

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Звук «Н», «Н*»  буква эН

Цель: Познакомить со  звуками «Н», «Нь», буквой эН.

Задачи:
Образовательные:

 - закрепление  понятий «звук, буква»; 

 - выделение звуков «Н - Нь» в устной речи;

 - определение позиции звуков «Н-Нь» в словах;

 - ознакомление с буквой «эН»;

 - обучение умению преобразовывать слова;

 -  чтение прямых и обратных слогов;

Коррекционно – развивающие:

- закрепление навыка правильного произношения звуков Н и Нь в слогах, словах и предложениях;

- развитие слухового и зрительного внимания, памяти;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

-развитие слоговой структуры;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развивитие фонематического слуха, восприятия;

- формирование умение дифференцировать звуки «Н-Нь»  по твёрдости-мягкости;

- расширение словарного запаса;

-развитие навыков составления предложения;

-развитие начальных навыков чтения и письма; 

- профилактика дисграфии и дислексии;

Воспитательные:

 -  развитие интереса к занятию;

 -  обучение  внимательному отношению к слову;

 - воспитание чувства взаимопомощи, поддержки, товарищества.

- воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.

Наглядные пособия и раздаточный материал:

Макет парка, зимующие птицы, коллаж, схемы слов, буквы, слоги, схемы слогов, схемы предложения,  символы, схематические обозначения, символы,  буквы, рабочие тетради, цветные карандаши, предметные картинки, классики, песок.

Ход НОД.

Логопед: Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утро.

Дети: Здравствуйте, Доброе утро.

Логопед: Ребята сегодня мы с вами заглянем в городской парк.

Какие изменения в природе произошли?

 Дети: с деревьев облетели все листья.

Логопед: Правильно, послушайте. А что можно  услышать в парке?  

Дети: Пение птиц. ( шум, детский смех)

Логопед: Да, это пение птиц, и у каждой птичке есть своя песня, свои звуки. Послушайте! Чья это песня?

Трек 1.  

Дети: Воробьи - чирикают

Трек 2

Дети: Ворона - каркает

Трек 3

Дети: Голубь - воркует

Трек 4

Дети: Дятел  стучит посвистывает

Трек 5

Дети: Синица

Трек 6

Дети: Сова – ух- ух- ух

Трек 7

Дети: Стрекочет Сорока

Логопед: Какие вы  молодцы! Всех узнали.

 А вы  знаете, что многих птиц можно обучить говорить.  Сегодня мы познакомим птиц  с нашими звуками речи. А в этом нам поможет наш коллаж.

Подойдите все ко мне, давайте посмотрим  внимательно. Что изображено?

Дети: перечисляют изображения (ноты, зонт, синица,  снегирь, пень, книга, небо, лимон, неволяшка)

Логопед: какие звуки встречаются в этих словах?

Дети: звуки «н»,  «н*»

Логопед: Правильно. Звук «Н» -Какой?  Дайте характеристику.

Дети: согласный, звонкий,  твердый – обозначаем, синим цветом;

Звук «Н*»- согласный, звонкий, мягкий, и обозначаем зеленым цветом.

Логопед: А почему согласный

Дети: Есть преграда.

Логопед: Что работает, когда мы произносим звук Н?

Дети: язык упирается в верхние зубы.

Логопед:  садитесь за столы откройте тетради, сейчас мы  свами определим где спрятался звук и какой он?  

 Логопед: ноты -какой первый звук в слове ноты?

Дети: Н

Логопед: где он находиться  

Дети: В начале и твердый.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем

Дети: синим

Логопед: хорошо. (Разбираем остальные слова)

Логопед: Какие вы молодцы, всё правильно определили. Какой буквой мы обозначаем звуки «Н»,  «Н*»

Дети:  буквой  эН

Логопед: А из каких элементов состоит буква эН

Дети: две вертикальные палочки и одна горизонтальная

Логопед: перед вами крупа, насыпьте зернышек для птиц на силуэт буквы эН, и они запомнят,  как выглядит буква.

Дети:  берут щепотку крупы и насыпают на букву.

Логопед: Молодцы, справились.

Откройте город звуков и поселите нашу букву в домик над буквой Х. Закрасьте ножки в зеленый и синий цвет.

Дети: Работают в тетради.

Вставайте,  подходите ко мне.

Смотрим на меня и называем  гласные,  которые мы с вами уже прошли.

 Показываю  руками и артикуляцией .

Дети: называют А, У, О И, Ы

Логопед:  наш буква подружилась с гласными, сейчас мы с вами будем прыгать и читать слоги.

Дети: НА, АН НО, ОН, НУ, УН,  НЫ, ЫН, НИ, ИН

После прыжков дети, берут слоги и выкладывают схему слога

Логопед: молодцы, подходите к столам,  запишите  свои слоги в тетрадь   и составьте    схему слогов.

Дети: выкладываю, показывают.

Логопед: Молодцы, вспомните,  пожалуйста название зимующих птиц, сейчас прохлопаем, и узнаем  в каком какая птичка живет?

Дети: Синица -3, ворона-3, дятел-2, сорока-3, снегирь-2.

Логопед: Ребятки, а какие две птички были у нас на коллаже, вспомните? Посмотрите, правильно.

 Логопед: правильно синица и снегирь, подружите пожалуйста картинки и составьте предложения.

Дети: Синица сидит на пеньке. Выкладывает схему.

Снегирь клюёт рябину.

В книге нарисованы снегирь и синица.

Под зонтом сидят снегирь и синица.

Логопед:  Умнички!

Логопед: С какими звуками мы познакомили  зимующих птиц?

 Дети: «Н», «Н»*, смотрим на мнемотаблицу, это согласные звуки

Логопед:  Вы огромные молодцы. 

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...