Игры для детей старшего дошкольного возраста направленные на формирование фонематического восприятия
консультация по логопедии (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте  может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи  у детей школьного возраста. Чтобы не испытывать затруднений в овладении школьной программой по русскому языку, у дошкольников к моменту школьного обучения необходимо сформировать фонематическое восприятие. Предложенные ниже задания помогут ребенку развить слуховое и фонематическое восприятие и тем самым достичь нужного уровня готовности к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей старшего дошкольного возраста,

направленные на формирование фонематического восприятия

        Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте  может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи  у детей школьного возраста. Чтобы не испытывать затруднений в овладении школьной программой по русскому языку, у дошкольников к моменту школьного обучения необходимо сформировать фонематическое восприятие. Предложенные ниже игровые задания помогут ребенку развить слуховое и фонематическое восприятие и тем самым достичь нужного уровня готовности к школьному обучению.

Задание № 1

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН             ВАВАН                          АЛЬБОМ      АЛЬПОМ

ПАМАН             ДАВАЙ                          АЙБОМ        АЛЬМОМ

БАНАН                      БАВАН                         АНЬБОМ      АЛЬНОМ

БАНАМ             ВАНАН                          АВЬБОМ      АБЛЁМ

ВИТАМИН        ВИТАНИН                     КЛЕТКА       КЪЕКТА

МИТАНИН        МИТАВИН                    КЪЕТКА       КВЕКТА

ФИТАМ ИИ      ФИТАВИН                     КЛЕТТА       ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ        ВИТАНИМ                    ТЛЕТКА       КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

 

Задание № 2

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так                             моток—каток—поток
ток—тук—так                          батон—бутон—бетон
бык—бак—бок                        будка—дудка—утка
дам—дом—дым                      нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном                     клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

Задание № 3

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

Задание № 4

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан,

сом—ком—индюк—дом,

лимон—вагон—кот—бутон,

мак—бак—веник—рак,

совок—гном—венок—каток,

пятка—ватка—лимон—кадка,

ветка—диван—клетка—сетка,

каток—дом—моток—поток.

Задание № 5

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

та—та—та                           па—па—па                     ка—ка—ка
та—та—та                           па—па—па                     ка—ка—ка
та—та—та                           па—па—па                     ка—ка—ка

фа—фа—фа                       на—на—на                      ма—ма—ма               

ва—ва—ва                          ба—ба—ба                             га—га—га

Задание № 6

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та—то—ту                          ну—ны—на                        бо—ба—бы
ты—та—то                       но—на—ну                        бу—бо—ба
му—мы—ма                      да—ды—до                        па—пу—по
мо—ма—мы                      ду—ды—да                        ку—ко—ка
ва—ву—во                                                               

 

Задание № 7

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па                                  па—ка—та
ка—на—па                                  га—ба—да
фа—ха—ка                                 ка—фа—ха
ба—да—га                                    ва—ма—на
ма—на—ва                                                   И т.п. То же с гласными О, У, Ы.

 

Задание № 8

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

па—ба                                                              та—да
по—бо                                                              ка—га
пу—бу                                                              фа—ва
пы—бы                                                            са—за

ша—жа

(То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

па—ба—па                          та—да—та                       ва—фа—ва
по—бо—по                       да—та—да                         фа—ва—фа
пу—бу—пу                        ка—га—ка                          са—за—са
пы—бы—пы                      га—ка—га

 

Задание № 9

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости,
па—пя                        по—пё                     пу—пю                     пы—пи
ма—мя                    мо—мё                    му—мю                    мы—ми
ва—вя                     во—вё                      ву—вю                      вы—ви

та—тя                        то—те                    ту—тю                   ты—ти

ба—бя                        бо—бё                   бу—бю                  бы—би

да—дя                        до—дё                   ду—дю                  ды—ди

фа—фя                       фо—фё                  фу—фю                 фы—фи

 

Задание № 10

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

 

Задание № 11

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

М — корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н — телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)       

В — вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)

Ф — из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

К — игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

Т — работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)

П — лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

X — греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

С — качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

3 — комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

Ц — тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:   А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

В-О-Э и т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.

Задание № 12 а

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 12 б

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

 

Задание № 13

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У.

 

Задание № 14

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ                                                            УАИ
УА                                                            АИУ
АИ                                                            АУИ
ИА                                                            ИУА
ИУ                                                            УИА
УИ                                                            ИДУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

 

Задание № 15

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

 

Задание № 16

«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

 

Задание № 17

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

 

Задание № 18

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

 

Задание № 19

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы — липки, лапы — лапки, норы — норки.

 

Задание № 20

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

Авторская методическая игра ««ТимГейм»-командная игра» для детей старшего дошкольного возраста, по формированию и развитию межполушарных связей, мышления, внимания и повышение уровня доверия и взаимопомощи в коллективе.

Духина Диана Сергеевна, инструктор по физической культуре муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район стан...