Развитие речи дошкольников.
консультация по логопедии

Екатерина Ивановна Волкова

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov.docx115 КБ

Предварительный просмотр:

               Развитие речи дошкольников.

  Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Необходимо научить ребенка управлять своими органами речи, правильно сформировать произношение звуков, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими. Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции. Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе необходимо своевременное овладение правильной речью .

     Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

   

 Для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья требуется разработка индивидуального варианта системы дидактического сопровождения в условиях образовательной  деятельности, соответствующей их возможностями и потребностям. Познавательные процессы дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Логопед обеспечивает развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка.  Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей.

Индивидуальные занятия позволяют логопеду в большом количестве использовать слова, обозначающие предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. В процессе целенаправленных занятий дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими, формируется речевой слух, орфоэпически правильная речь; грамматический строй речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), происходит овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация), формируется диалогическая и монологическая речь. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его. Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, рисование, конструирование, музыка, взаимодействие в свободной деятельности.

Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

                    http://mdou25-delfinchik.ru/assets/images/rashod/govorim-pravilno.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...