Методические рекомендации для педагогов "Синквейн для дошкольников"
консультация по логопедии
Технология синквейн является эффективным и интересным приёмом, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 732.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед:
МБДОУ «ДС№8 «Теремок» МО Староминский район
Булина Татьяна Ивановна
2020
Эффективность и значимость технологии Синквейна:
- Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию мышления, что актуально в связи с введением и реализацией ФГОС ДО.
- Развивает творческие способности, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
- Помогает развивать речевые возможности детей: способствует расширению словарного запаса, учит краткому пересказу, способствует развитию лексико-грамматической стороны речи,
- Используется как обобщающая игра по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Развивает внимание и память.
- Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Таким образом, технология Синквейн является одним из эффективных методов развития познавательной и речевой деятельности дошкольников.
Технология синквейн является эффективным и интересным приёмом, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Краткий экскурс:
Синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Дидактический синквейн – педагогический приём (разработан Н.Д.Душкой).
Правила написания дидактического синквейна:
Он состоит из 5-ти строк.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова - прилагательных. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые передают отношение к теме.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (синоним).
С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно.
Например, в четвёртой строке синквейна предложение может состоять не из четырёх слов, а из трёх. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.
А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Где и как может использоваться дидактический синквейн?
1. В работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя для формирования познавательной и речевой деятельности.
2. Во всех видах непрерывной образовательной деятельности ДОУ (индивидуально, в подгруппе и фронтально).
3. Для оценки уровня усвоения ребёнком пройденного лексического материала.
О чём можно составить дидактический синквейн?
− о природе;
− о картине и литературном герое;
− о маме и папе;
− о настроении;
− по всем лексическим темам (зимующие и перелётные птицы, весна, космос, дикие и домашние животные и т.д.).
Трудности, с которыми может столкнуться педагог:
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы.
Этапы составления дидактического синквейна:
I этап – подготовительный.
Цели: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-
ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
Можно использовать следующие словесные игры и упражнения: «Подбери признаки» – например, к слову «груша».
Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
Например: 1. Наша группа.
2. Весёлая, дружная.
3. Занимается, рисует, гуляет.
4. Наши дети самые послушные.
5. Детский сад.
III этап - практический
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна.
Тема синквейна может быть любой.
Например:
1. Белка.
2. Пушистая, рыжая.
3. Прыгает, скачет, заготавливает.
4. Рыжая белка живет в дупле.
5. Дикое животное.
− коррекция и совершенствование готового синквейна;
−анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы − без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
«Составь загадку», «Отгадай загадку».
Например: Маленький, шустрый.
Бегает, колется, фыркает.
Зимой спит в своём гнёздышке.
Дикое животное. Кто это?... (Ёжик)
− «Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)
− «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
− «Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
− «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Удобная форма для игр с дошкольниками!
Пирамидка – наглядная и доступная для понимания детей форма для составления дидактического синквейна (автор Шилова М.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/29/picture-21707.jpg)
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/06/picture-137215-1533570305.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-490890-1412258117.jpg)
Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"
...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-531357-1417856717.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Разработаны старшим воспитателем МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 г. Мценска Платоновой В.Г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-32925-1579764941.jpg)
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Методические рекомендации "Приёмы формирования здоровья дошкольников в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)"
Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И им...