Презентация "Игры для речевого развития детей"
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Оборина Елена Викторовна

В презентации раскрываются условия и коррекционно-развивающие приёмы необходимые для развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар подготовила логопед Оборина Е.В. Игры для речевого развития детей раннего возраста

Слайд 2

Грудной возраст – подготовительный этап в развитии речи Цель: формировать психическую базу речи. И являются основой для формирования речи. О рганизуя их, взрослый подготавливает почву для развития речи. Слуховое восприятие Зрительное восприятие

Слайд 3

Игровые упражнения для развития зрительного восприятия Учить удерживать взгляд ребенка на неподвижном предмете или на лице взрослого. Учить следить за движущейся игрушкой, медленно перемещающейся вправо и влево (2-3 раза). Учить зрительно узнавать близкого взрослого: над лежащим ребенком поочередно, с интервалом в 3-5 сек., наклоняются знакомый, а затем незнакомый взрослый и ласково говорят с ним. Учить поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его глазами.

Слайд 4

Игровые упражнения для развития слухового восприятия Успокаивать ребенка, сосредотачивая его слуховое внимание на сильном звуке: напр., во время б еспокойного состояния ребенка, взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, начинает ласково говорить с ним или звенеть погремушкой. Учить на слух различать строгую и ласковую интонацию, по-разному реагировать на нее (менять интонацию с интервалом в 5 сек). («Идет коза рогатая») Через интонацию взрослого у грудного ребенка формируются основы понимания речи: ласковая, веселая интонация взрослого у ребенка вызывает «комплекс оживления» (улыбку, звуки гуления , движения ножками и ручками). Строгая интонация - недовольство, настороженность, плач. Учить различать и по - разному реагировать на свое и на чужое имя (с 6 месяцев): взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, называет его имя 2 раза и после паузы (10 сек) – чужое имя. Развивать слуховое восприятие посредством музыкальных игр-песенок, учить малышей по-разному воспринимать и реагировать на них: плясовая мелодия вызывает радостное настроение и «комплекс оживления». При прослушивании спокойной колыбельной мелодии - ребенок успокаивается (мелодии надо чередовать с паузой в 15-30 сек.). Под ритмичную музыку можно обучать малыша манипулятивно-предметным действиям (стучать погремушкой, хлопать в ладоши).

Слайд 5

«Звуковые игры -переклички» для стимуляции голосовых реакций в грудной группе Взрослый ласково, медленно и с частыми паузами произносит звуки «а, агу, гу », широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть артикуляцию и, давая возможность ребенку «подключится» к разговору; если реакция задерживается то повторить звук, побуждая ребенка к подражанию (стремиться вызвать более длительное и протяжное произнесение звуков). Спонтанно вызывать голос во время вибрационного ручного массажа грудной клетки, гортани, под нижней челюстью (взрослый произносит напевные звуки гуления ). Для вызывания громкого смеха и ответных реакций у ребенка взрослый то наклоняется, то отдаляется от него; ласково, с улыбкой произносит его имя или звуки гуления и лепета ( гу , гы , бу , ма ).

Слайд 6

1 средняя группа – « Лепетушки » Игры для развития способности понимать речь взрослого помогают устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим; между словом и выполняемым действием. Интонацией голоса взрослый продолжает помогать ребенку в осмыслении речи. В этот период малыш должен часто слышать от взрослого вопросы «Где?», «Что это?», «Кто пришел?».

Слайд 7

Для развития понимания речи проводятся следующие игры и игровые упражнения: 1. «Где…?» ( ляля , ко-ко , …)

Слайд 8

Игровое упражнение «Где Юлька?»

Слайд 9

«Узнай знакомые предметы и игрушки на картинках»

Слайд 10

Учить по слову выполнять игровые действия и поручения: «Дай» (руку или знакомый предмет), «Иди ко мне», «Пока», «Прятки», «Догоню-догоню», «Сделай ладушки». Обучение действиям по слову взрослого проходит в три этапа: сначала применяют метод пассивных движений (взрослый действует руками ребенка), затем по показу взрослого («Делай как я»), а потом по словесной просьбе взрослого («Сделай ладушки»).

Слайд 11

Развитие предпосылок активной речи Необходимо сделать общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Сначала взрослый, поддерживая речевую активность малыша, повторяет за ним те звуки, которые он уже произносит, а затем взрослый начинает побуждать ребенка к повторению за ним, т.е. к подражанию . Подражание является одним из способов освоения нового. Недостаточное речевое подражание взрослому является настораживающим фактором неблагополучия в речевом развитии ребенка.

Слайд 12

Побуждать к лепету и произнесению облегченных слов На этом возрастном этапе нужно наполнять активный словарь детей названиями предметов и действий. И учить обозначать их звукоподражаниями и лепетными словами (бах, тю-тю). У детей с ЗРР звуки появляются с трудом, затруднения вызывают даже произношение гласных звуков. Поэтому работу по вызыванию звуков речи начинаем с гласных звуков. Вводим вызываемый звук в звукоподражание, слово и в элементарную фразу. Хорошо использовать в работе с детьми игры по договариванию звуков и слогов в небольших стихотворениях.

Слайд 13

3 средняя группа – «Слова и словосочетания» (элементарная фраза) Побуждать замену слов-звукоподражаний полными словами, пользоваться местоимениями, наречиями (там, туда), предлогами (в, на), прилагательными (большой, маленький, красивый), учить задавать вопросы (кто? Где?). В целях поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов, но обязательно в сочетании с полными словами. Игра: «Веселый кубик» (учит соотносить, узнавать и называть предметы или движения, производимые одним объектом).

Слайд 14

1 старшая группа – «Фразовая речь» Учить говорить предложениями (простыми, сложными), правильно согласуя слова в предложениях. При построении предложения, учить подбирать нужные слова, выбирать грамматические формы, находить слову место в предложении («Фразовый конструктор») Упражнять в употреблении существительных во мн.ч. ( мяч-мячи ), согласовании слов с предлогами (в, на, под, над, из), глагола в прошедшем и будущем времени. Учить пользоваться всеми частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями (здесь, там, сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, далеко, близко, низко, высоко, рядом, много, мало).

Слайд 15

С ТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Логопедический массаж ( самомассаж ). Артикуляционная гимнастика. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха (фонетическая ритмика). Развитие речевого дыхания. Развитие понимания речи. Развитие активной речи. Развитие мелкой моторики. Развитие речи в процессе выполнения действий с предметами. Развитие речи в процессе ознакомления с сенсорными понятиями: использование карточек-схем для усвоения слов, обозначающих качества предметов - прилагательных .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...