АОП для ребёнка с ЗПР 2019-2020
материал по логопедии
Примерная Адаптированная образовательная программа ребёнка с ЗПР, на 3года3 месяца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_dlya_rebyonka_s_zpr_2019-2020.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете И.о.заведующего МБДОУ«Солнышко» МБДОУ«Солнышко» ______________________ А.И.Томина
№ 1от « ___ » сентября 2019г приказ № ___от «____» «___»2019г.
«СОГЛАСОВАНО»
ПМПк МБДОУ «Солнышко»
Протокол № 1 от «___» «____» 2019года
Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ
……………………………………………………(3года3 месяца)
Составитель:
учитель-дефектолог
Ксензик Анна Александровна
педагог-психолог:
Самойлова Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел……………………………………………………………………….3 Введение…………………………………………………………………………………3 | |
1.1.Пояснительная записка …………………………………...................................3-7 | |
1.2. Цели, задачи, условия реализации АОП………………………………………..7-8 | |
2.Содержательный раздел……………………………………………………………8 | |
2.1.Общая информация о ребёнке, решение ТПМПК об адаптированной программе и системе условий………………..……….……………………………………..........8-9 | |
2.2.Возрастные и индивидуальные особенности.….………………………………9-10 | |
2.3.Цели и задачи, способы их достижения………………………………………10-15 2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника………………………………………………………………………….15 2.5.Система мониторинга: специфические формы контроля, освоения воспитанником с ОВЗ содержания АОП………………………………………... 15-18 | |
3. Организационный раздел……………………………………………………… 18. | |
3.1.Учебный план……………………….………………………………………… 18 | |
3.2.Режим дня ……………………………………...................................................18-19 | |
3.3.Система психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка ………………………………………………..…………………………… 19 | |
3.4 Организация пространства ……………………………………………………19-20 | |
3.5.Особенности включения в традиционные события, в праздники, мероприятия…………………………………………………………………………. 21 3.6. Программно-методическое обеспечение……………………………………… 21 | |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Введение
Настоящая адаптированная образовательная программа (далее - АОП) дошкольного образования разработана для коррекции, воспитания и развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписывает организовывать содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП).
АОП - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа разработана образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС на основании адаптированной основной образовательной программы (АООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
По своему организационно-управленческому статусу АОП, реализующая принципы Стандарта, раскрывает общую модель построения образовательного процесса дошкольного образования детей с ЗПР и проектирования образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития дошкольников с ЗПР .
Содержание АОП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
- Пояснительная записка
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста с задержкой психического развития
Для определения целей и задач АОП значимо понимание клинико-психологических особенностей полиморфной, разнородной категории детей с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. МКБ-10 объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами психологического развития» (F84).
У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения.
Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью ЦНС приводят к еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка может оказывать ранняя социальная депривация.
Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с сохранными.
Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность (мозаичность) нарушений ЦНС. Это приводит к парциальной недостаточности различных психических функций, а вторичные наслоения, чаще всего связанные с социальной ситуацией развития, еще более усиливают внутригрупповые различия. В соответствии с классификацией КС. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР.
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность произвольной регуляции поведения и деятельности.
Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.
Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.
Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания, образования, коррекции. В зависимости от соотношения явлений эмоционально-личностной незрелости и выраженной недостаточности познавательной деятельности внутри этого варианта И.Ф. Марковской выделены две группы детей. В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте развития в большей степени страдают звенья регуляции и контроля, при втором - звенья регуляции, контроля и программирования.
Этот вариант ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности.
Таким образом, ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.
Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения ребёнком с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем - учебной деятельностью.
Особенности речевого развития ребёнка с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
- отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
- низкая речевая активность;
- бедность, недифференцированность словаря;
- выраженные недостатки грамматического строя речи:словообразования,
словоизменения, синтаксической системы языка;
- слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного
отчета;
- задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
- недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
- недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста .
Для дошкольников с ЗПР характерна неравномерность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция .
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения. Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития
В ФГОС ДОУ отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности, а также в условиях инклюзивного образования, должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта (Н.В. Бабкина ; Н.Ю. Борякова ).
Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:
- раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психологопедагогической помощи на дошкольном этапе образования;
- обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социальнокоммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
- обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого- медико-педагогического консилиума;
- обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
- изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
- индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
- формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;
- постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
- разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с
учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
- изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
- приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
- обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
- обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
- развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
- развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
- целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.
- Цели, задачи, условия реализации АОП
Цель программы:
Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с задержкой психического развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основные задачи Программы:
- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- учитывать особые образовательные потребности ребёнка с ЗПР при освоении им образовательной программы;
- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь ребёнку с ЗПР с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации
и интеграции ребёнка с ЗПР;
- создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности
ребенка;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребёнка с ЗПР.
В соответствии с Законом РФ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребёнка с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования.
Основной формой работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога с ребенком, имеющим задержку психического развития, посещающему группу комбинированной направленности, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. Проводятся подгрупповые занятия.
Специалисты дошкольных групп осуществляют информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей специалистами.
Принципы и подходы к формированию Программы:
- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
- принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции, развития, т е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
- принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1.Общая информация о ребенке, решение ТПМПК об адаптированной программе и системе условий
Общая информация о ребенке, решение ТПМПК об адаптированной программе и системе условий
Фамилия, имя, возраст: …мальчик…..22.06.2016(дата рождения)
АОП разработана на основании коллегиального заключения районной ТПМПК № 5 от 10.09.2019г.
По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребёнок имеет особенности психического развития. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является ребёнком ограниченными возможностями здоровья ( далее ребёнок с ОВЗ). Психическое недоразвитие с выраженным дефицитом познавательных и социальных способностей. Грубое недоразвитие речи. Знания, умения навыки ребёнка не соответствуют возрастной норме.
Сопровождение специалистов – педагог-психолог, учитель-дефектолог , учитель-логопед.
Для составления Программы использовались специальные программы:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013год.
- Парциальная программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
- Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Данная рабочая программа предназначена для работы с ребёнком 3 лет с ОВЗ. Программа составлена в соответствии:
- с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Приказом Министерства образования и науки РФ30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),
- «Конвенцией о правах ребенка» 1989 г,
- «Конституцией РФ» ст.43. 72,
- Разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
2.2.Возрастные и индивидуальные особенности .
У мальчика наблюдаются кратковременный интерес к окружающему, общая патологическая инертность.
Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, со взрослыми и сверстниками ребёнок общается невербально. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего не возник своевременно лепет.
Контакт устанавливает постепенно, кратковременный, ухудшается в зависимости от степени утомления и пресыщения деятельностью.
Познавательный интерес носит неустойчивый характер.
Крупная моторика: мальчик ходит сам, но движения плохо координированные, затруднятся прыгать, повторять движения, может поднять руки вверх, кружится вокруг себя, бегает бесцельно.
Мелкая моторика: может черкать карандашом в разном направлении выходя за контуры рисунка. Умеет пользоваться столовыми приборами не в достаточной степени.
Интеллектуальные умения: соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник) применяя силовые пробы, цвета не знает. Находит по слуху звучащий музыкальный инструмент. Картинки не соотносит, не показывает и не всегда узнает знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает(без учёта величины предметов).Фигур не знает по слову не показывает.
Любит слушать музыку, пытается выполнять ритмические движения.
Понимание обращённой речи затруднено. Понимает простые бытовые, многократно отработанные инструкции.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Удерживает внимание не более 5-7 минут.
Саморегуляция поведения не развита : низкая концентрация внимания, интерес к предметам кратковременный, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, исходя из своих предпочтений.
Коммуникативные акты не завершенные (может подойти и неожиданно обнять или стукнуть ребёнка, взять взрослого за руку).
Учебное поведение не сформировано: мальчик садиться за стол, но не надолго.
Обучаемость затруднена. В обучении эффективен момент неожиданности, сюрпризности, включение музыкального отрывка. Эти приёмы действуют не более 3х-5х минут, затем внимание ребёнка угасает. Навыки самообслуживания развиты не в полной мере: может снять/надеть шарф, шапку, самостоятельно пользоваться туалетом, самостоятельно ест ложкой, пьёт, глотает пищу.
Игровая деятельность –предметно-манипулятивная (ребёнок может бесцельно катать машинку, стучать кубиком о предмет) .
Воспитанием и оздоровлением ребёнка в основном занимается мама, хотя семья полная .
Особенности группы.
В группе 19 человек. Дети достаточно дружелюбно относятся к мальчику, но в то же время в близкий контакт не вступают. Родители детей группы адекватно относятся к ситуации инклюзии.
2.3. Цель и задачи. Способы их достижения
Цель: Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимальному развитию потенциала ребенка
Задачи и способы их достижения:
- развивать учебное поведение, элементарные умения коммуникации и установления контакта;
- развивать умение подражать;
- развивать элементарные познавательные умения и навыки, познавательные процессы, навыки самообслуживания.
- развивать саморегуляцию поведения и умение конструктивно выражать эмоции.
- формировать у родителей способы эффективной поддержки ребенка.
Способы достижений задач
Задача | Через что достигаем |
Развивать элементарные умения коммуникации и установления контакта | Согласованная и единая позиция всех специалистов Постепенное подключение мальчика к игре и видоизменение стереотипных видов деятельности ребёнка. Поощрение позитивных действий Частая смена видов деятельности Показ игровых действий, расширение арсенала стереотипных действий Использование возможности спорта и музыки, которые нравятся ребенку |
Развивать умение подражать | Пошаговая отработка от простого к сложному Игровые ситуации Поощрение позитивных действий и создание ситуации успеха Многократное повторение |
Стимулировать проприорицепцию и развивать чувство равновесия | Использование элементов нейрогимнастики: Обжимание всего тела (глубокое надавливание) Фиксационные зажимы Завертывание в тяжелое одеяло Выползание, ползание, подтягивание Ходьба и ползание по гимнастической лестнице |
Развивать элементарные познавательные умения и навыки, познавательные процессы, навыки самообслуживания | Создание мотивации, подкрепление позитивных действий Игровые ситуации Чередование приятных заданий для ребенка с менее интересными Многократное повторение Работа по различению , работа с объемными моделями Показ инструкции, разделение инструкции по частям, Поощрение позитивных действий Одевание и кормление игрушек |
Развивать саморегуляцию поведения и умение конструктивно выражать эмоции | Постепенное подключение к игре, стереотипным действиям ребенка и их видоизменение Поощрение позитивных действий, которые относятся к ситуации, когда ребенок управляет своим поведением Простые совместные игры с детьми |
Формировать у родителей мальчика способов эффективной поддержки ребенка | Выявление актуальных запросов мамы, выражение поддержки маме, которая поможет преодолеть растерянность и найти ориентир, помощь маме в осознании направлений поддержки ребенка Заключение договора с мамой о взаимной ответственности. Совместная выработка способов поддержки ребенка дома. |
Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей воспитанника с ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка: задачи и результаты по образовательным областям, принципы, методы, приемы, формы
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание | Развитие умения бегать, поворачиваться вокруг себя, кидать мяч, двигаться в заданном направлении. | Ребенок может бежать на расстояние 3-5 метров, кидает мяч. Может повернуться вокруг себя. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале –умения хлопать, кружиться, делать «фонарики» по подражанию, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. | Расширились умения имитации: хлопает, кружится, в 60% случаев делает фонарики, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем | Пробы, участие в итоговом событии. |
Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом. | Появилось не менее 2-3 новых инструкции, которые понимает . Появление 2-3 имитационных вербальных актов. Показывает на карточке 2 действия. | Создание ситуаций применения в реальной жизни. |
Интеллект (познавательное развитие) | Обучение умениям соотносить вкладыш с формой. Обучение «счету»: 1 – много. Знакомство с красным, синим, зелёным, жёлтым цветом, с фигурами- круг, квадрат, треугольник. | Находит знакомые цвета, знакомые фигуры. Строит постройку из 3-5 элементов по образцу Собирает вкладыш из 5-7 частей. | Деятельностные пробы. |
Мелкая моторика (познавательное развитие) | Формирование умения рисовать линии и круги, приклеивать, катать колбаски и шарики из пластилина. | Катает шар, колбаску из пластилина , рисует линию и круг с дозированной помощью взрослого по подражанию. | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности. |
Учебное поведение (социально-коммуникативное) | Формирование умения работать за столом не менее чем 10-15 минут (3 раза в день), коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Работает за столом не менее 7-10 минут, удерживает контакт. | Наблюдение, фиксация времени. |
Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное) | Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | Самостоятельно выполняет не менее 3-5 проб. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельность (социально-коммуникативное) | Обучение простейшим игровым действиям и их повторению по образцу, формирование умения отвечать на коммуникативный акт. | Повторяет и выполняет не менее 1-2 игровых действий (кидает мяч другому ребенку и ловит его). Удерживает контакт с педагогом на протяжении 15 минут, ребенок дает войти в свою систему стереотипных действий и включить новое действие. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное) | Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться. | Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 3 предметов гардероба, снимает 3-5 предмета гардероба. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Виды деятельности, через которые идет реализация АОП:
- восприятие музыки, детских песен
- двигательная активность
- тактильно-двигательные игры
- предметно-манипулятивная деятельность
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- самообслуживание
- действия на основе образца
- музыкальная (самостоятельные действия с музыкальными инструментами и выполнение голосовых упражнений)
- изобразительная (самостоятельные действия с красками)
Достижение желаемых результатов через:
- использование методов моторной коррекции (использование приёмов сенсорной интеграции)
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- игровая деятельность
Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- адаптация содержания по типу упрощения
- многократное повторение материала
- использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с познавательными нарушениями
- частая смена видов деятельности
- стиль обучения – многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического
- предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта
Взаимодействие специалистов, социальное партнерство, сетевое взаимодействие
Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога-логопеда
- Педагога-психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог-логопед | Понедельник, среда – с 10.00 до 10.30 |
педагог-психолог | Вторник, четверг- с 10.00 до 10.30 |
музыка (инд) | Среда 15.40 |
физкультура | Пятница 15.40 |
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника (воспитательный компонент)
Целевая группа | Задача | Реализация |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях как необходимого условия эффективной реализации АОП Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях Выявление актуальных запросов мамы, выражение поддержки маме, которая поможет преодолеть растерянность и найти ориентир, помощь маме в осознании направлений поддержки ребенка Заключение договора с мамой о взаимной ответственности Совместная выработка способов поддержки ребенка дома |
2.5. Система мониторинга: cпецифические формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания АОП.
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
- Элементы портфолио
- Анализ видеоматериалов
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
Виды музыкальной деятельности | 2.02 | 5.02 | 9.02 | 12.02 | 16.02 | |
Эмоциональное восприятие музыки | Концентрация внимания | + | + | + | + | + |
Реагирует на музыку разного характера | + | + | + | + | + | |
Ритмические движения | Хлопать в ладоши | _ | _ | _ | +_ | +_ |
Стучать кулачком о кулачок | +_ | +_ | +_ | +_ | +_ | |
Хлопки ладошкой о поверхность | _ | _ | _ | + | + | |
Простейшая игра на музыкальных инструментах | Удерживание музыкального инструмента | +_ | +_ | +_ | +_ | + |
Шуметь погремушкой | +_ | +_ | +_ | + | + | |
Звенеть колокольчиком | +_ | +_ | +_ | + | + | |
Играть на бубне | +_ | + | + | + | + | |
Играть на ложках | + | + | + | + | + | |
Угадывание муз инструмента по слуху | + | + | + | + | + | |
Пальчиковые игры | Поглаживание пальчиков | _ | _ | _ | +_ | +_ |
Пальчик на раскрытой ладошке | _ | _ | +_ | +_ | +_ | |
Подготовка к пению | Подражание подпеванию | _ | _ | +_ | +_ | +_ |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план
Образовательные области | Виды непосредственно образовательной деятельности | Возраст ребёнка 3 года | Педагоги | |
Количество видов непосредственно организованной деятельности/часов в неделю | ||||
виды | часы | |||
Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений | 1 | 10-15 мин. | Воспитатель, |
Ознакомление с окружающим миром | 1 | 10-15 мин | Воспитатель | |
Речевое развитие | Речевое развитие | 1 | 10-15 | Воспитатель |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальное | 2 | 25-30 мин | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Рисование | 1 | 15 мин | Воспитатель | |
Лепка | 1 | 15 мин. | Воспитатель | |
Физическое направление | Физкультурное | 2 | 30 мин | Инструктор по физической культуре, воспитатель |
Занятия с дефектологом-логопедом | 2 | 30мин | Дефектолог | |
Педагог-психолог | 2 | 30 | Психолог |
3.2. Режим дня составляется в соответствие с основной образовательной программой
Примерный распорядок половины одного из дней (до обеда):
- Встреча воспитателем ребенка
- Разминка
- Утренний круг
- Познавательное занятие (подгруппой) и индивидуальные занятия со специалистами по расписанию
- Продуктивная деятельность
- Музыка
- Прогулка
- Обед
3.3. Система психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка
- адаптация содержания по типу упрощения
- активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
- чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
- при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
- многократное повторение материала
- использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с познавательными нарушениями.
- частая смена видов деятельности
- быстрый темп
- стиль обучения –многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического
Предъявление инструкций –четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта
3.4. Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям | Не требуется | ||
Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями | Наличие визуального расписания Наличие сенсорного оборудования Наличие доски, стола, стула для индивидуальной работы | Детский сад | Воспитатель, дефектолог заведующий |
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Не использование громкой музыки и яркого мерцания | специалисты, воспитатель | |
Изменение в помещении | Оборудование ресурсной комнаты, где мальчик может отдыхать, уединяться и там же заниматься соспециалистами в палатке | Детский сад | Старший воспитатель, , дефектолог |
Материалы для нормализации тонуса | Мат, фитбол, музыкальные диски, комплекс упражнений Сенсорная коробка Оборудование на улице для подвижных активностей | Детский сад | воспитатель, дефектолог |
Визуальная поддержка | Коробки с заданием Портфель с материалами Подкрепление на доске Карточки альтернативной коммуникации | Детский сад | воспитатель, дефектолог |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –группа полного дня с сопровождением Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм Присутствие на общих занятиях столько времени, сколько возможно для ребенка Чередование занятия с отдыхом в ресурсной комнате | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
3.5.Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия
Наравне со всеми детьми, при проектировании праздников и традиционных событий продумывается формы активного включения ребенка, где бы он играл ведущую роль.
Срок реализации программы -3 месяца. Пересмотр программы –май 2020
3.6. Программно-методическое обеспечение.
Для дидактического оснащения, расширения объема и качества иллюстративного и предметного материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР, были привлечены следующие пособия, учебники, книги:
- Екжанова Е.А, Е.А. Стребелева Е.А, Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Просвещение, -М, 2009;
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред., КАРО, С-Пб, 2005 г.
- Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод, пособие. - М. : Гном- Пресс, 2000. - 64 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 365 с.
- Проект программы обучения детей 3-летнего возраста с ЗПР в диагностико-коррекционной группе / под ред. С. Г. Шевченко.
- Данилова, Е. А. Пальчиковые игры / Е. А. Данилова. - М.: Росмэн-Пресс, 2010. - 95 с.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. Профи, 1993. - 198 с.
- Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. Беласс, 1998,- 160 с.
- Пожеленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: метод, рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб. : КАРО, 2004. - 92 с.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 48 с.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".
Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....