АОП на ребёнка с ОВЗ 2018-2019
материал по логопедии

Ксензик Анна Александровна

Адаптированная образовательная  программа  ребёнка 5лет с ОВЗ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_na_rebyonka_sovz_2018-2019.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

«РАССМОТРЕНО»                                                «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом Совете                                     И.о.заведующего  МБДОУ«Солнышко» МБДОУ«Солнышко»                                              ______________________ А.И.Томина     № 1от « ___ » сентября 2018г                                 приказ № ___от «____» «___»2018г.                                              

                                                                                                  

«СОГЛАСОВАНО»

ПМПк  МБДОУ «Солнышко»        

Протокол № 1 от «___»  «____» 2018года                                                              

Адаптированная образовательная  программа  ребёнка с ОВЗ

девочка (20.09.2013г.р.) 5лет

                                                                                         Составитель:

                                                                                         учитель-дефектолог

                                                                                         Ксензик  Анна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел……………………………………………………………………….

1.1.Пояснительная записка ………………………………….....................................

1.2. Планируемые результаты ………………………….…………………………….

  1. Содержательный раздел…………………………………………………………….

  1. Образовательная часть ………………….……………………………………......

  1. Коррекционная часть ……………………………………………….……………

2.3.Воспитательная часть ……………………………………………………………..

  1. Организационный раздел…………………………………………………………...

3.1.Режим дня …………………………………………….………………………….

3.2.Расписание занятий со специалистами ……………………………………....

3.3.Специальные условия ………………………………………………..…………

3.4.Методическая обеспеченность …………………………………………………

3.5.Кадровое обеспечение ………………………………………………………….

ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………………………….

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

1.1.1Общая информация о ребенке,  решение ПМПК об адаптированной программе и системе условий

Фамилия, имя, возраст: девочка    (дата рождения: 20.09.2013г.)

АОП разработана на основании коллегиального заключения  районной ТПМПК    №2  от от03.09.2015г.  

По результатам  комплексного психолого-медико-педагогического обследования  ребёнок имеет  особенности психического и физического развития. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов. Является ребёнком с ОВЗ.   Психическое недоразвитие с выраженным дефицитом познавательных и социальных способностей, недостаточностью адаптивного поведения.  Грубое недоразвитие речи. Знания, умения, навыки не соответствуют основной образовательной программе дошкольного образования. Обучаемость при индивидуальном взаимодействии с педагогом крайне низкая. 

Сопровождение специалистов –дефектолог, психолог, сопровождение тьютора

Для составления Программы использовались специальные программы:

  • Программа логопедической работы по преодолению       общего недоразвития речи у детей.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
  • Парциальная программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
  • Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

Данная рабочая программа предназначена для работы с ребёнком 5 лет с ОВЗ.  Программа составлена в соответствии:

  • с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»,
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
  • Приказом Министерства образования и науки РФ30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),
  • «Конвенцией о правах ребенка» 1989 г,
  • «Конституцией РФ» ст.43. 72,
  • Разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности

У девочки наблюдаются отсутствие интереса к окружающему, общая патологическая инертность.

Отсутствуют и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми, и в частности доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, в результате чего не возник своевременно лепет.

Контакт устанавливает постепенно, кратковременный,  ухудшается в  зависимости от степени  утомления и пресыщения деятельностью.

Познавательный интерес  носит неустойчивый характер.

Крупная моторика: девочка ходит сама, затруднятся прыгать, повторять движения, может поднять руки вверх, кружится вокруг себя, бегать даже на короткие расстояния затрудняется.

Мелкая моторика : может черкать карандашом, рисует линию с помощью взрослого. Пользоваться столовыми приборами не умеет.

Интеллектуальные умения: не соотносит простые вкладыши (круг, квадрат),  цвета не знает. Находит по слуху  звучащий  музыкальный  инструмент. Картинки не соотносит, не показывает и не  узнает  знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки  не собирает, совершает однообразные манипулятивные  действия (стучит, кидает).Фигур не знает по слову не показывает.

Любит слушать определенную музыку, пытается выполнять ритмические движения.

Понимание обращённой речи затруднено. Понимает простые бытовые, многократно отработанные инструкции.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения.  Удерживает внимание не более 3-5  минут.

Саморегуляция поведения  не развита : отмечается  хаотичность  движений (стучит одним предметом по другому, бросает все предметы, что попадаются под руку).

Коммуникативные акты с детьми не завершенные(может подойти и неожиданно обнять ребёнка, взять руку ребёнка).

Учебное поведение сформировано несформировано: трудно усадить работать за стол, вырывается, встаёт и начинает ходить по периметру группы, по периметру помещения.

Обучаемость затруднена. В обучении эффективен момент неожиданности, сюрпризности, включение музыкального отрывка. Эти приёмы действуют не более 2х-3х минут, внимание ребёнка угасает полностью и наступает утомление и отказ от дальнейшего взаимодействия.

Навыки самообслуживания не развиты: сама не может снять/надеть шарф, шапку, самостоятельно не может пользоваться туалетом(на ребёнке памперс), самостоятельно не ест ложкой, хотя  пьёт сама, пищу глотает, но иногда давится.

Игровая деятельность –предметно-манипулятивная.

Мама одна  занимается воспитанием и оздоровлением  ребёнка, хотя семья полная .

Особенности группы

В группе 16 человек. Дети достаточно дружелюбно относятся к девочке, но в то же время в близкий контакт не вступают. Родители детей группы адекватно относятся к ситуации инклюзии.

  1. Цель и задачи. Способы их достижения

Цель

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимальному развитию потенциала ребенка

Задачи и способы их достижения:

1.Развивать учебное поведение, элементарные умения коммуникации и установления контакта.

2.Развивать умение подражать.

3.Развивать элементарные  познавательные  умения и навыки, познавательные процессы, навыки самообслуживания.

4.Развивать саморегуляцию поведения и умение конструктивно выражать эмоции.

5.Формировать у родителей девочки способы  эффективной поддержки ребенка.

Способы достижений задач

Задача

Через что достигаем

Развивать элементарные умения коммуникации и установления контакта

Согласованная и единая позиция всех специалистов

Постепенное подключение девочки  к игре и видоизменение стереотипных видов деятельности ребёнка.

Поощрение позитивных действий

Частая смена видов деятельности

Показ игровых действий, расширение арсенала стереотипных действий

Использование возможности спорта и музыки, которые  нравятся ребенку

Развивать умение подражать

Пошаговая отработка от простого к сложному

Игровые ситуации

Поощрение позитивных действий и создание ситуации успеха

Многократное повторение

Стимулировать проприорицепцию и развивать чувство равновесия

Обжимание всего тела (глубокое надавливание)

Фиксационные зажимы

Завертывание в тяжелое одеяло

Выползание

Ползание, подтягивание

Ходьба и ползание по гимнастической лестнице

Развивать элементарные  познавательные  умения и навыки, познавательные процессы, навыки самообслуживания  

Создание мотивации, подкрепление позитивных действий

Игровые ситуации

Чередование приятных заданий для ребенка с менее интересными

Многократное повторение

Работа по различению , работа с объемными моделями

Показ инструкции, разделение инструкции по частям, начало с самого маленького действия, завершающего, чтобы почувствовать успех

Поощрение позитивных действий

Одевание и кормление игрушек

Развивать саморегуляцию поведения и умение конструктивно выражать эмоции

Постепенное подключение к игре, стереотипным действиям  ребенка и их видоизменение

Поощрение позитивных действий, которые относятся к ситуации, когда ребенка управляет своим поведением

Простые совместные игры с детьми

Формировать у родителей девочки способов эффективной поддержки ребенка

Выявление актуальных запросов мамы,  выражение поддержки маме, которая поможет преодолеть растерянность и найти ориентир, помощь маме в осознании направлений поддержки ребенка

Заключение договора с мамой о взаимной ответственности.

Совместная выработка способов поддержки ребенка дома.

          1.1.4 Программно-методическое обеспечение: см. приложение

1.1.5 Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры)

Работает за столом не менее 5-7 минут, удерживает контакт.

 Девочка повторяет и выполняет не менее 1-2 игровых действия (кидает мяч другому ребенку и ловит его).

Удерживает контакт с педагогом на протяжении 10 минут, ребенок дает войти в свою систему стереотипных действий и включить новое действие, арсенал новых действий расширился на 1-2 единицы.

Появилось не менее 2-3  новых инструкций, которые понимает …………,  появились 1-2 имитационных вербальных акта.

Соотносит  1 цвет, 1 форму.

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу.

Собирает вкладыш из 3 частей.

Мажет клеем и приклеивает  крупные предметы , катает  колбаску из песка, рисует линию и круг с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Идет и ползет не менее 2 метров по гимнастической скамейке.  Может сделать не менее 3 прыжков на двух ногах

Расширились умения имитации: хлопает, кружится,  с помощью берет музыкальный инструмент, играет на нем.

IIСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей воспитанника с ОВЗ в соответствии с направлениями развития ребёнка: задачи и результаты по образовательным областям, принципы, методы, приемы, формы

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое воспитание

Развитие умения бегать, поворачиваться вокруг себя, кидать мяч,  двигаться в заданном направлении.

Ребенок может бежать на расстояние 3-5 метров, кидает мяч. Может повернуться вокруг себя.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое

Развитие имитации на музыкальном материале –умения хлопать, кружиться, делать «фонарики» по подражанию, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их.

Расширились умения имитации: хлопает, кружится,  в 60% случаев делает фонарики, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем

Пробы, участие в итоговом событии.

Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие

Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом.

Появилось не менее 2-3 новых инструкции, которые понимает .

Появление 2-3 имитационных вербальных актов.

Показывает на карточке 2 действия.

Создание ситуаций применения в реальной жизни.

Интеллект (познавательное развитие)

Обучение умениям соотносить вкладыш с формой.

Обучение «счету»:  1 – много.

Знакомство с красным цветом, с фигурой- круг.

Находит знакомый цвет, знакомую фигуру.

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы.

Мелкая моторика (познавательное развитие)

Формирование умения  рисовать линии и круги, приклеивать, катать колбаски и шарики из песка.

 Катает  шар, колбаску из песка, рисует линию и круг с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности.

Учебное поведение (социально-коммуникативное)

Формирование умения работать за столом не менее чем 10 минут (3 раза в день), коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Работает за столом не менее 5-7 минут, удерживает контакт.

Наблюдение, фиксация времени.

Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное)

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие

Самостоятельно выполняет не менее 2 проб.

Деятельностные пробы, наблюдение

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Обучение простейшим игровым  действиям и их повторению по образцу, формирование умения отвечать на коммуникативный акт.

Повторяет и выполняет не менее 1-2 игровых действия (кидает мяч другому ребенку и ловит его).                     Удерживает контакт с педагогом на протяжении 15 минут, ребенок дает войти в свою систему стереотипных действий и включить новое действие.

Деятельностные пробы, наблюдение

Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное)

Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться.

Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 1 предмета гардероба сама, снимает 2 предмета гардероба сама.

Деятельностные пробы, наблюдение

Виды деятельности, через которые идет реализация АОП:

  • восприятие музыки, детских песен
  • двигательная активность
  • тактильно-двигательные игры
  • предметно-манипулятивная деятельность
  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • самообслуживание
  • действия на основе образца
  • музыкальная (самостоятельные  действия с музыкальными инструментами и выполнение голосовых упражнений)
  • изобразительная (самостоятельные действия с красками)

За счет чего достигаем результатов?

  • использование методов моторной коррекции (использование приёмов сенсорной интеграции)
  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование речи
  • игровая деятельность

Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях

  • адаптация содержания по  типу упрощения
  • на занятиях использование ресурса тьютора (работа тьютора с ребёнком по заданию педагога, чередование работы тьютора и педагога)
  • многократное повторение материала
  •  использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с интеллектуальными нарушениями
  •  частая смена видов деятельности
  • стиль обучения –многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического
  • предъявление инструкций – четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта

2.Взаимодействие специалистов,  социальное партнерство, сетевое взаимодействие

Сопровождение узких специалистов:

  • Дефектолога-логопеда
  • Дополнительные индивидуальные занятия по музыке  и физкультуре
  • Сопровождение тьютора

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог-логопед

понедельник, четверг –с 10.00 до 10.15

музыка

понедельник, среда с 10.20-10.35

физкультура

вторник, четверг - с10.20-10.35

4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй воспитанника (воспитательный компонент)

Целевая группа

Задача

Реализация

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях как необходимого условия  эффективной реализации АОП

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальное консультирование.

Совместная работа по созданию условий  для выполнения единых требований  в реализации задач АОП.

Выявление актуальных запросов мамы,  выражение поддержки маме, которая поможет преодолеть растерянность и найти ориентир, помощь маме в осознании направлений поддержки ребенка.

Заключение договора с мамой о взаимной ответственности.

5. Система мониторинга: cпецифические для Программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового.

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком,  проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа (с воспитателем, с тьютором, с узкими специалистами)
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Деятельностные пробы
  • Анализ видеоматериалов

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития.  Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.  Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.Учебный план

Образовательные области

Виды непосредственно образовательной деятельности

Возраст ребёнка 5-6 лет

Педагоги

Количество видов непосредственно организованной деятельности/часов в неделю

виды

часы

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

1

10-15мин.

Воспитатель, тьютор

Ознакомление с окружающим миром

1

10-15 мин

Воспитатель, тьютор

Речевое развитие

Развитие понимания обращённой речи, понимание простых действий(дай, на,покажи, привет, пока, пойдём, упал,упала).

1

10-15 мин

Дефектолог-логопед          , тьютор

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное

2

40 мин

Музыкальный руководитель, воспитатель, тьютор

Рисование

1

20 мин

Воспитатель

Лепка

1

20 мин.

Воспитатель

Физическое направление

Физкультурное

3

60 мин

Инструктор по физической культуре, воспитатель

2. Режим дня в соответствие с основной образовательной программой

 Примерный распорядок половины одного из дней (до обеда)

  • Встреча детьми ребенка
  • Утренняя зарядка
  • Познавательное занятие вместе с тьютором на занятии/ индивидуально
  • Продуктивная деятельность (с тьютором)
  • Музыка (5-10 минут с тьютором, далее в ресурсной комнате отработка по заданию воспитателя)
  • Прогулка
  • Обед

3. Система психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка

- адаптация содержания по  типу упрощения

-на занятиях использование ресурса тьютора

-чередование работы с тьютором по заданию педагога с работой с педагогом

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка

-при  планировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка

-многократное повторение материала

-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с интеллектуальными нарушениями.

-частая смена видов деятельности

- смена  темпа деятельности

-стиль обучения –многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического

Предъявление инструкций –четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта

4. Организация пространства

Параметр

Исполнение

Ресурс для исполнения

Ответственный

Организация пространства

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям

Не требуется

Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями

Наличие сенсорного оборудования

Наличие доски, стола, стула для индивидуальной работы

Детский сад

Воспитатель, тьютор, дефектолог-логопед

заведующий

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях

Использование  негромкой музыки и яркого мерцания

Тьютор, специалисты, воспитатель

Изменение в помещении

Помещение для отдыха в сауне,  где  ребёнок может отдыхать, уединяться и там же заниматься с тьютором, специалистами; Палатка в группе .

Детский сад

Старшая медсестра, тьютор, дефектолог-логопед

Материалы для нормализации тонуса

Мат, фитбол, музыкальные диски, комплекс упражнений . Оборудование на улице для подвижных игр.

Детский сад,

Тьютор, воспитатель, дефектолог-логопед

Визуальная поддержка

Методика исследования интеллекта ребенка ( чемодан Стребелевой Е.А.) комплект №2 для возраста 3-7 лет. 

Детский сад

Тьютор, воспитатель, дефектолог-логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –  первая  половина дня с сопровождением тьютора

Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм

Присутствие на общих занятиях столько времени, сколько возможно для ребенка

Чередование занятия с  отдыхом в ресурсной комнате

Детский сад

Тьютор, воспитатель, дефектолог-логопед, специалисты

5. Финансово-экономическое обеспечение

Региональная субвенция на образовательную деятельность детей с ОВЗ согласно приложения 2-3 закона Об Образовании Красноярского края

6.Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

Наравне со всеми детьми, при проектировании праздников и традиционных событий обязательно продумывается формы  включения ребенка.

На мероприятии ребенок находится столько, сколько отвечает его психофизилогическим особенностям. На событии ребенка сопровождает мама или тьютор

7.Срок реализации программы -3 месяца. Пересмотр программы –май 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...

Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!

тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....