Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
проект по логопедии (старшая группа)

Лепехина Светлана Викторовна
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фитболы1009.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ И ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ. Автор проекта: Лепехина Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 19 Ворошиловского района Волгограда »

Слайд 2

Актуальность выбранной темы Разработка инновационных оздоровительных технологий для дошкольных учреждений – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной темы определена социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране: по данным РАМН РФ, в последние десятилетия отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья физического, психического и речевого развития детей.

Слайд 3

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показали, что дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью .

Слайд 4

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Слайд 5

Цель проекта Коррекция речевого и психофизического развития детей с ОВЗ

Слайд 6

Задачи проекта Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега . Ф ормировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве. • Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий . • Развивать речевое и слуховое внимание . • Развивать физиологическое дыхание . Развивать силу голоса и выразительность речи, пения . • Развивать мелкую моторику, точность движений . • Развивать мимику лица . Преодоление речевого нарушения через развитие слухового внимания на основе формирования чувства ритма в процессе движения Повышение оздоровитель ного и общеукрепляющего воздействия специальных упражнений с фитбол – мячами на организм детей с ОВЗ

Слайд 7

Предварительная работа А нализ научно-методической литературы П риобретение фитбол – мячей на каждого ребенка Подбор комплексов ОРУ с фитболами , музыки, подвижных игр, фитбол – сказок С оставление конспектов, развлечений с использованием фитбол – мячей

Слайд 8

План реализации проекта А нкетный тест-опрос родителей Первичная диагностика Разработка перспективных планов работы с детьми Внедрение в работу технологий Картушиной , Потапчук , Овчинниковой П ромежуточная диагностика и сравнение результатов Корректировка планов занятий с детьми П рактическая работа с детьми З авершающая диагностика А нкетирование родителей, обработка полученных данных

Слайд 9

Общими в занятиях логоритмической деятельностью в сочетании с фитбол -гимнастикой для детей с ОВЗ являются : - комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребенка в процессе логоритмической деятельности; - систематичность занятий и строгая дозировка нагрузки для каждого ребенка; многократность повторения тренировочного материала .

Слайд 10

Содержание занятия напрямую связано с обучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Слайд 11

В вводной части з анятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика , речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.

Слайд 12

В основную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся танцевально-ритмические упражнения. Для снятия эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика .

Слайд 13

Задачей заключительной части занятия является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей .

Слайд 14

Речедвигательные игры и упражнения Дыхательно-артикуляционный тренинг Игровой массаж и пальчиковая гимнастика Речевые игры и ролевые стихи Танцевально-ритмические упражнения Игрогимнастика Игроритмика Релаксационные упражнения М одель логоритмики в сочетании с фитбол -гимнастикой

Слайд 15

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической импровизации .

Слайд 16

Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнений этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнение выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога .

Слайд 17

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с предметами и без. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру .

Слайд 18

Речевые игры и ролевые стихи являются основой развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Слайд 19

Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, это способность развиваема при «стороннем» воздействии.

Слайд 20

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела .

Слайд 21

Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая музыкально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движения рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями ). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещетки , камешки, кубики .

Слайд 22

Релаксационные упражнения снимают мышечные напряжения и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции .

Слайд 23

Планируемые результаты В результате использования упражнений на фитболах с элементами логоритмики к концу учебного года у детей с ОВЗ прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Результат Обогащение словарного запаса. Комплексы упражнений способствуют координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи. Нормализуется состояние мышечного тонуса. Улучшение внимания, памяти. Совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

«Применение различных форм работы для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Создание обновленных условий совместной деятельности детей, педагогов и родителей....

Статья: "Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".

В статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошколь...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья  Подготовила:  Воспитатель:  Гуслякова  Н.В. ...