Статья: "Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".
статья по логопедии

Лепехина Светлана Викторовна
В статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_fitbol_statyacheboksary2015g.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

   Лепехина Светлана Викторовна

    учитель-логопед

МДОУ  ДСКВ № 19

г. Волгоград, Волгоградская область

КОМПЛЕКСНОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ И ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Аннотация: в статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: логоритмика, фитбол-гимнастика, движения, речь, музыка.

        В последние десятилетия наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья физического, психического и речевого развития детей.  По данным исследований  дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости,  низкой степенью сформированности двигательных навыков. Эти факты свидетельствуют о недостаточном развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления.  

Наш детский сад посещают дети дошкольного возраста с ОВЗ.  Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений  или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь,  а также вызывает эмоциональный подъем.  Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у  детей.  Занимающиеся меньше болеют, появляется чувство радости,   хорошего настроения.

Дыхательные упражнения, направленные на тренировку  диафрагмального дыхания, а также звукоречевая гимнастика с упражнениями на мячах необходимы детям с речевыми расстройствами. Особенно эффективно сочетание дыхательной гимнастики с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки. Такой прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, ведь их индивидуальный внутренний ритм  часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У данной группы детей часто изменен тонус мышц, в связи с этим необходимо включать упражнения на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса.

На первых занятиях выполняются простые задания – дети осваивают исходное положение и различные игры: «Замри», «Кто дольше простоит»,  «Кто самый сильный» и т.д. Как только ребенок освоит эти манипуляции с мячом, постепенно вводим ритмические упражнения с речью. Данные упражнения направлены на  развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами,  последовательность которых соответствует работе логопеда по постановке звуков.  Задача данных упражнений – координация речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча.

Двигательные упражнения объединяются в комплекс. Важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, чтобы дети могли быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения. Как правило, это детские песенки, например, из мультфильмов. Каждый комплекс (пять – шесть отдельных песен) исполняется 10 – 12 минут. Все комплексы  объединяются единым сюжетом и единым по стилю музыкальным материалом. Для  эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей, для развития творческого потенциала  мы используем речедвигательные игры и упражнения,  игрогимнастику, игроритмику, упражнения и игры на фитбол-мячах, упражнения на расслабление и релаксацию.

Увлекательный сюжет, игровая форма в сочетании с использованием наглядного материала развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоциональный отклик. В одном занятии, как правило, сочетаются игры разнообразной направленности, происходит частая смена видов деятельности, что позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с обучаемой лексической темой в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

В результате использования упражнений на фитболах с элементами логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.  Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи. Фитбол-гимнастика  стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд.

Список литературы

1.        Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников». Методические рекомендации — М., 2001г.

2.        Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007.

3.         Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие".  - М. 2001.

4.         Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников». «Речь» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

«Применение различных форм работы для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Создание обновленных условий совместной деятельности детей, педагогов и родителей....

Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы ...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья  Подготовила:  Воспитатель:  Гуслякова  Н.В. ...