Авторская программа по театрализованной деятельности «МХАТИК»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Лепехина Светлана Викторовна
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhatik.docx64.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 19 Ворошиловского района Волгограда»

УТВЕРЖДАЮ

        Заведующий МДОУ № 19                                                                                                                                              _____________ /Л.Ю. Водолагина/                                                                                                                    

Приказ № ___ от «__» ______2016г.

Авторская программа

по театрализованной деятельности

«МХАТИК»

срок освоения – 1 год

Автор программы:

Учитель-логопед

Лепехина Светлана Викторовна

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.  

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.    

В  Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:

- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;

- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.

 В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»  является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя  театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо.  И это качество необходимо развивать. Поэтому целью педагогической деятельности педагогов нашего ДОУ стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наш детский сад посещают дети с ОВЗ. У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения с адаптацией в детском коллективе, а отсюда – неуверенность в собственных силах и неспособность проявить себя в том или ином виде творчества.

Для преодоления этого барьера мною было проведено анкетирование

родителей с целью выявления направления работы по раскрытию недостаточной речевой активности детей.

Наблюдения за детьми показали, что наиболее эмоционально дети

дошкольного возраста откликаются на сказку и игру.

Работа по театрально-игровой деятельности  ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек, сказок, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:                в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона, где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.  

        Сотрудничество с родителями включает в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы является участие детей в инсценировках знакомых сказок (кружковая работа), выступления на утренниках в непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Цель работы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через  театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте,

воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2.  Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными  ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,  используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в   разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную  деятельность.
  • Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя

            атрибуты, детали костюмов, маски.

  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Основные направления:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей,  формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных  ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, в том числе на фитболах, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, в том числе на фитболах,  призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности  речи.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство со сказкой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор сказки или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с   импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;  создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера  спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители  (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры.
  • пантомимические этюды и упражнения.

Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности.  Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго  очерченных ролей с заранее выученным текстом.  Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.  Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного  другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.  Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера,  обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к  «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.  Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут  стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а  могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Интеграция образовательных областей:

Базовая образовательная область – социализация.

«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными  произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников,  и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическая культура» использование подвижных  сюжетных игр.

«Социализация» использование дидактических игр.

«Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним - это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества.

«Здоровье» используются здоровье сберегающие технологии.

«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

Здоровьесберегающие технологии:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика

• пальчиковые игры со словами

  •   упражнения на фитболах

• гимнастика для глаз

• физкультминутка, динамические паузы

Целевая аудитория.

При написании данной Программы была выбрана целевая аудитория –

дети 5-6 лет, основные возрастные особенности которой заключают в себе:

  • Способность распределять роли до начала игры и строить свое поведение,  придерживаясь роли, хотя при этом могут возникать конфликты, связанные  субординацией ролевого поведения.
  • Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по  содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные  отношения детей, отличается от ролевой речи.
  • Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развиваются

фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении  стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

  • Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость  внимания.
  • Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать

подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.

  • Продолжает развиваться образное мышление и обобщение, что является  основой словесно логического мышления. К 5-6 годам дети имеют  комплексные представления о смене времен года, дня и ночи, об  увеличении и уменьшении объектов.
  • Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.  Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения  специальной работы по его активизации.

Ожидаемый результат.

  • К концу реализации Программы, речь детей должна стать главным средством общения со сверстниками и взрослыми.
  • Словарный запас детей активизируется и пополнится знаниями о театральных жанрах, терминах и профессиях.
  • Изменять речевую интонацию в зависимости от цели.
  • Научатся строить простейшие диалоги со сказочными персонажами.
  • Сформируется творческая мотивация и опыт управления воображением в самостоятельной деятельности и групповом взаимодействии.
  • У детей проснется интерес к работе по сбору информации для презентации  проектов.
  • Ориентироваться в пространстве, взаимодействуя с партнерами.
  • Овладеют практическими навыками при работе над внешним обликом

героя: подбор грима, костюмов, прически.

  • Научатся действовать в соответствии с правилами и проявлять взаимное  внимание и уважение.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений.
  • Начнут критично оценивать результат своей работы, выделять успех и

неудачу.

  • Умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Формы организации занятий.

  • Занятия строятся в основном в активной, игровой форме;
  • В зависимости от тематики:

- Групповые занятия (по 20 – 25 минут)

- Индивидуальные (подгрупповые) занятия (по 5-10 м.)

  • Тематические беседы
  • Игровые тренинги
  • Проектная деятельность
  • Концерты и конкурсы
  • Показ  спектакля

Оборудование:

1. Театральная ширма

2. Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелеграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

Учебно – методическое обеспечение:

• Плоскостные фигуры для теневого театра.

• Подбор музыкального материала для сопровождения сказки.

• Набор кукольного театра нескольких видов.

• Репродукции к сказочным сюжетам.

• Атрибуты для спектаклей (элементы костюмов).

• Зеркало для отработки актерского мастерства;

• Набор мягких игрушек, игрушек «би-ба-бо».

• Материал произведений для игры – драматизации.

• Материал театрализованных игр.

• Видеоматериалы, аудиоматериалы (записи сказок, спектаклей на

компакт-дисках).

• Атрибуты и костюмы для образов сценических героев.

Наглядный материал:

• Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.

• Акварель, гуашь, кисточки.

• Цветная бумага.

• Цветные карандаши.

• Клей, кисточки, фломастеры.

• Картон, альбомные листы.

• Атрибуты к играм.

• Художественная литература.

• Дидактическая игра «Театральные профессии»

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.

Формы

Способы

Методы

Средства

Игра.

Непосредственно

образовательная

деятельность. Наблюдение.

Экспериментирование. Беседа.

Решение игровых и проблемных ситуаций. Викторины.

Досуги, развлечения.

Фронталь

ный

Групповой

 

Индивидуальный

Словесные: беседа,

рассказ, ситуативный

разговор с детьми,

восприятие

художественной

литературы.

Наглядные: 

рассматривание,

наблюдение,

презентации.

Игровые: игры,

упражнения,

имитационные упражнения, ролевая игра,

анализ игровой ситуации.

 Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковый,

исследовательский,

создание коллекций, диалог.

Визуальные:

предметы, макеты,

карты, диафильмы;

атрибуты, костюмы для образов сценических героев.

Аудиальные:

музыкальный центр, муз. инструменты,

синтезатор;

Аудиовизуальные:

ИКТ, презентации,

видеофильмы

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

Образовательные

ситуации

Содержание

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов

детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно

чтение (или рассказывание сказки) педагогом вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Музыкальная

деятельность

Организуется в процессе: музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Двигательная

деятельность

Организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего

СанПин; в рамках совместной с педагогом деятельности.

Коммуникативная

деятельность

Общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми организуется в ходе игровой, досуговой деятельности.

Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Организуется в процессе самостоятельной и совместной с

педагогами деятельности.    

Изобразительная

деятельность

Рисование, лепка, аппликация организуется в процессе

самостоятельной и совместной с

педагогом или родителями деятельности, в процессе индивидуальной работы.

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра (подбор грима, костюмов, прически) и другие виды игр организуются в совместной с педагогом деятельности, в процессе

индивидуальной работы.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

• самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

• музыкальные игры и импровизации;

• речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

• самостоятельная деятельность в книжном уголке;

• самостоятельная двигательная активность в музыкальном зале.

В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:

• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

• своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

• дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями.

Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.

При этом сам педагог определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка, приоритетными задачами его физического и психического развития.

2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов, сказок).

6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

В процессе реализации Программы коррекционная работа ведется на основе личностно-ориентированного подхода. Содержание специального (коррекционного) образования в ДОО направлено на формирование у

воспитанников жизненно важных компетенций и формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

Работа с родителями.

1. Сентябрь:

Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка-передвижка.

2. Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

3. Декабрь, Февраль:

Помощь детям при участии в конкурсах.

4. Апрель - Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

 Календарно-перспективное планирование на 2016-2017 учебный год

Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

3

14.09

1)        Знакомство с театром

2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября»

- Что такое театр?

- Виды театров.

-С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видеороликов.

Знакомство с

понятием театр,

видами театров,

воспитание

эмоционально-

положительного

отношения к театру.

Пополнение

словарного запаса

4

21.09

Кто работает в театре.

«Закулисье».

Знакомство с театральными

профессиями и их важность.

Знакомство с устройством

театра изнутри.

Беседа, просмотр видео-

ролика.

Воспитание

эмоционально-

положительного

отношения к театру и

людям, которые там

работают. Пополнение

словарного запаса.

5

28.09

Как вести себя в театре.

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа,

просмотр видео- ролика.

Знакомство с

правилами поведения

в театре. Расширять

интерес детей к

активному участию в театральных играх.

ОКТЯБРЬ

1

5.10

Знакомство с варежковым

театром

Самостоятельная игровая

деятельность

Освоение навыков

владения этим видом

театральной

деятельности

2

12.10

Мимика

Артикуляционная

гимнастика; упражнение

угадай интонации;

скороговорки; игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Развитие мимики;

раскрепощение через

игровую

деятельность;

3

19.10

Сила голоса

Артикуляционная

гимнастика; игра

«Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Развиваем силу

голоса;

работа над

активизацией мышц губ

4

26.10

1)Знакомство с пальчиковым

театром

2)Просмотр спектакля в детском саду

в исполнении профессиональных артистов

«Праздник со Смешариками»

(игра «Караван», викторина,

загадки, игра

«Энциклопедия», игра

«Ожившие механизмы», игра

«Найди и исправь ошибку».

Освоение навыков

владения этим видом

театральной

деятельности.

Развлекательное

занятие для детей

НОЯБРЬ

1

2.11

Знакомство с плоскостным

шагающим театром

Инсценировка сказок

«Рукавичка», «Заюшкина избушка»

Освоение навыков

владения этим видом

театральной

деятельности.

2

9.11

Пантомима

Артикуляционная

гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие

сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»;

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Развиваем умение

концентрироваться на предмете и

копировать его через движения;

развиваем

сценическую

раскрепощённость

3

16.11

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная

гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд

«Удивительно»; пальчиковые игры

Развиваем силу голоса

и речевого дыхания;

активизация мышц губ

4

23.11

Знакомство с конусным

настольным театром

Инсценировка сказок «Три

поросенка» и «Кот в сапогах»

Освоение навыков

владения данным

видом театральной деятельности

5

30.11

Мимика и жесты

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку

памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развиваем

воображение;

учимся с помощью

мимики передавать

настроение,

эмоциональное

состояние.

ДЕКАБРЬ

1

7.12

Знакомство с теневым

театром

Инсценировка сказок

«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности.

Развиваем мелкую

моторику рук в

сочетании с речью.

2

14.12

Рисуем театр (конкурс

рисунков «В театре»)

Совместная деятельность

детей и родителей.

Организация выставки

и награждение

грамотами и призами

победителей

конкурса;

3

21.12

Знакомство с куклами

би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику

рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков

владения данным

видом театральной деятельности

4

28.12

Слух и чувство ритма

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»;

пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;

игры- диалоги;

игра «Чудесные

превращения»

Развитие слуха и

чувства ритма у детей

ЯНВАРЬ

2

11.01

Театральные игры

Артикуляционная

гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай, что я делаю»

Развиваем игровое

поведение, готовность

к творчеству;

развиваем

коммуникативные

навыки, творческие

способности,

уверенность в себе.

3

18.01

Знакомство с куклами-

говорунчиками

Игра викторина с куклами

«Знаете ли вы ПДД?»

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности.

Повторить с детьми

основные ПДД

4

25.01

Знакомство со штоковым

театром

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности.

Побудить детей

импровизировать и

самих придумывать

сюжет для театра

5

31.01

Сценическая пластика

Артикуляционная

гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры

«Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

упражнения на фитболах

Развиваем умение

передавать через

движения тела

характер животных

ФЕВРАЛЬ

1

1.02

Расслабление мышц

Артикуляционная

гимнастика;

этюд на расслабление мышц

«Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

упражнения на фитболах;

скороговорки; пальчиковые игры

Развиваем умение

владеть собственным

телом; управлять

собственными

мышцами.

2

8.02

Знакомство с театром из

деревянных фигурок,

резиновых игрушек

(персонажи из

мультфильмов). Магнитный театр

Инсценировка сказки

«Репка», «Три поросёнка»,

самостоятельная

деятельность.

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности.

3

15.02

Театр кукол-оригами.

Конкурс «Игрушка для

театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том, как это делалось)

Изготовление кукол-оригами

для театра. Инсценировка

сказки «Кот и пес».

Совместная деятельность

детей и родителей

Ощутить себя

«творцами» кукол.

Организация выставки

и награждение

грамотами и призами

победителей конкурса.

4

22.02

Чувства, эмоции

Артикуляционная

гимнастика;

Упражнения на тренировку

памяти;

Игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры;

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие

сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

Знакомство с миром

чувств и эмоций;

развиваем умение

передавать чувства и

эмоции, учимся

овладевать ими

МАРТ

1

1.03

Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок «Курочка Ряба», «Кошкин Дом»

Освоение навыков

владения данными

видами театральной деятельности

3

15.03

Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков

владения данным

видом театральной

деятельности.

Побудить детей

импровизировать и самих придумывать сюжет для театра

4

22.03

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная

гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Работа над развитием

речи, интонацией,

логическим ударением  

5

29.03

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Формируем

правильное четкое

произношение

(дыхание,

артикуляцию,

дикцию); развиваем

воображение;

расширяем словарный запас

АПРЕЛЬ

1- 4

3.04

12.04

19.04

26.04

Подготовка к инсценировке

сказки «Муха Цокотуха»

Артикуляционная

гимнастика.

Разучивание ролей с детьми.

Упражнения на фитболах.

Артикуляционная

гимнастика.

Разучивание ролей с детьми.

Изготовление костюмов и декораций

Развитие

эмоциональной,

связно - речевой

сферы у детей

МАЙ

3

17.05

Театрализованное

представление

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие.

Показать чему дети

научились за год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«РЕБЕНОК И СВЯЗНАЯ РЕЧЬ»

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам заполнить анкету, которая покажет нам, как

развивается связная речь вашего ребенка в домашних условиях.

1. Любит ли ваш ребенок задавать вопросы?

□      □      □

 Да                Нет            Редко

2. Как общается ребёнок дома?

- Краткими ответами («да», «нет», «ага»)

- Полной фразой.

- Редко, в зависимости от ситуации.

02. Часто ли вы читаете ребёнку произведения детской литературы?

□      □      □

 Да                 Нет            Редко

4. Чему отдаете предпочтение при чтении?

- Сказкам.

- Рассказам.

- Стихотворениям.

- Всем видам произведений.

5. На какие темы вы чаще всего общаетесь с ребенком?

- Бытовые.

- Познавательно – развивающие.

- Нравственно – воспитательные.

- Использую все виды.

6. Умеет ли ребёнок выслушивать речь взрослого?

- Всегда выслушивает до конца.

- Перебивает, не дослушав.

- По-разному.

7. Как часто ребенок рассказывает об увиденном или прочитанном?

- Постоянно.

- Иногда, если заинтересуется.

- Никогда.

8. Как ребенок рассказывает об увиденном или прочитанном?

- Отвечает на наводящие вопросы взрослого.

- Эмоционально, но ограничен запас слов.

- Рассказывает эмоционально, выразительно, использует

распространенные предложения.

Благодарим за сотрудничество!

Список литературы:

1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».

Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

9. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

10. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

11. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

12. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

13. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические

рекомендации.М.:2009г.

14. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200

15. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

16. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»

Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

17. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по театрализованной деятельности: "Юные артисты"

Театр– это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.С.И. Мерзлякова.Театральная игра способствует развитию всех видов детского творчества: художественно-речевого, ...

Авторская программа по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) «Мы – артисты!»

Данная программа «Мы – артисты!»  по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет основана на программах: М.Д. Маханевой и ИващенкоЛ.П. «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраст...

Авторская программа “Развитие речевой деятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста"

Владение словом - инструментом общения, мышления - неоценимое богатство...

Авторская программа по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас"

Цель программы-  формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, эстетического отношения,  развитие фантазии, воображения и художественных  способностей детей в творческой деят...

Авторская программа по театрализованной деятельности "Копилка сказок"

Авторская программа «Копилка сказок»театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста...