Авторская программа “Развитие речевой деятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста"
рабочая программа по развитию речи на тему

Владение словом - инструментом общения, мышления - неоценимое богатство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_rechevomu_razvitiyu.docx155.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Мои документы\Ирина\детский сад\картинки с детьми\slgg2017-1.jpg

Введение

«Речевое развитие» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражение ребенка и в то же время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных  навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.  

             В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. И это естественно, т.к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.

             Слово таит в себе огромное богатство для успешного эмоционального и нравственного воспитания, он раскрывает и растит духовные силы, воспитывает любовь к родному языку. В дошкольном возрасте ребенок, согласно точному образу М.Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии речевого, сенсорного, социального, двигательного. В авторитетных психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство в период с 3 до 7 лет рассматривается как переходный - от игры к учению - возраст. Дошкольное обучение - начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию организационным формам, технологиям, характеру управления образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого ребенка и строилось на принципах преемственности с общим начальным образованием в целом.

        В заключении хочется отметить, что гармоничное развитие личности дошкольника происходит более многогранно, если осуществлять его, во-первых, на основе индивидуально-дифференцированного подхода развивающего обучения, во-вторых, в дошкольной группе обучения, т.е. в детском саду, создав благоприятную образовательную среду и необходимую атмосферу для эмоционального восприятия детьми речевой деятельности.

 Необходимо начать работу с дошкольниками с самого малого, но очень выразительного, интересного и близкого  душевному состоянию детей 3-7 лет.

         

  1. Пояснительная записка

Владение словом - инструментом общения, мышления - неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднее духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого - свое звучание (ударение, интонация, музыка). Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Иногда можно услышать: «Он (она) человек без воображения, без полета мысли». Это говорят о тех, кто в детстве не доиграл, мимо кого прошел «театр жизни». Маленькие дети любят выступать на публике - петь, читать стихи, танцевать. Став старше, они уже побаиваются ее, стесняются. Чаще всего это происходит из-за нехватки «сценического опыта». Из таких ребят могут вырасти люди некоммуникабельные, скованные, закомплексованные, не способные на раскованное, открытое поведение, просто-напросто обедненные в творческом самовыражении, страдающие дефицитом воображения.

Поэтому необходимо закреплять сформированные речевые навыки в практике речевого общения преимущественно во внеучебной деятельности, т.е. в кружковой работе. При такой организации дополнительного обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, начинает творчески мыслить. В результате он постигает больше того, что получил на занятиях. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться дополнительное развивающее обучение.

  1. Основные задачи по развитию речевой деятельности и творческого воображения

1. Развивать способность уметь владеть словом (понятийной и смысловой основой), понимать звучание каждого слова (ударение, интонационный смысл, музыка).

2. Развивать умение выражать в монологе воображаемое, полет мыслей.

3. Способствовать развитию коммуникабельности, раскованности, творческого самовыражения, умению управлять своим настроением и самочувствием.

4. Формировать способность коллективного взаимодействия в коллективном рассказывании, декламации.

5. Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук (пальчиковая гимнастика, упражнения для мелкой моторики рук).

  1. Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка:
  • принцип развивающего обучения
  •  принцип воспитывающего обучения;
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
  • принцип наглядности;
  • принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);

  1. Основными приемами обучения считаются:
  • показ с пояснением;
  • игровые приемы;
  • организация самостоятельной поисковой деятельности;
  • ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

5. К основным видам деятельности на занятии относятся:

-игровая деятельность;

-познавательно-исследовательская деятельность;

-показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

-рассматривание изобразительного материала;

-импровизационные игровые задачи;

-психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

       

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития речевого развития и творческого воображения дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.

Содержание работы

Октябрь

№ п\п

Тема

Структурные элементы занятия

1.

Представь - почувствуй-расскажи (осенний лист)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Широкий язычок».

2. Пальчиковая        гимнастика «Домик»

3.Упражнение        на воображение «Представь себя осенним листом».

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

5.Игра        на словообразование от слова «осень» (солнце осенью - осеннее).

6.Упражнение        для мелкой моторики рук (ММР) «Построй домик» (счетные палочки)

2.

Представь - почувствуй-расскажи (деревья)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Очки».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя осенним деревом».

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

5.Упражнение        «Подбор признаков» к слову «осень» (поздняя осень, теплая осень).

6.Упражнение        для ММР «Построй двухэтажный дом» (счетные палочки).

3.

Представь - почувствуй-расскажи (птицы)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата  «Лодочка», «Вкусное варенье».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Очки».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя птицей»

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Игра        «Кто с кем улетает осенью на юг?» (летят журавли на юг со своими журавлятами).

6.Упражнение        для ММР «Обведи по контуру»

4.

Представь и отгадай

1.Упражнение        для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Широкий язычок».

2.Пальчиковая        гимнастика «Очки», «Домик»3.Упражнение        на воображение «Представь себя осенней одеждой».

4.Физминутка «Дотронься до...»

5.Отгадывание загадок об одежде.

6.Упражнение для ММР «Собери бусы».

5.

Приметы и звуки осени

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли».

 3.Упражнение        на воображение «Звуки осени».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Чтение стихотворения «Осень наступила» А.Плещеев. Выделение примет осени по содержанию стихотворения.

6.Упражнение для ММР «Обведи контур кисти руки».

6.

Мое настроение

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли».

3.Упражнение        на воображение «На что похоже настроение?»

4.Физминутка        «Комплименты».

5.Упражнение        на интонационный смысл «Произнеси грустно, весело, громко, тихо». Четверостишие «Мой веселый, звонкий мяч».

6.Упражнение        для ММР «Составь узор»

7.

Представь и отгадай (животные)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Иголочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Гости пришли».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя лесным зверем».

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Игра        «Придумай загадку о животном».

6.Упражнение        для ММР «Бабочка» (счетные палочки).

8.

Отгадай и расскажи (действия, осенний лес)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Иголочка».

2.Пальчиковая гимнастика «Очки», «Гости пришли».

3 .Упражнение на воображение «Отгадай, что я делаю».

4.Физминутка «Есть или нет?»

 5.Коллективное рассказывание «Сочини историю о прогулке по осеннему лесу».

 6. Упражнение для ММР «Выложи по контуру» (фасоль).

Ноябрь

№ п\п

Тема

Структурные  элементы  занятия

9.

Сочини и расскажи (герои сказок)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики здороваются».

3.Упражнение        на воображение «Веселые сочинители».

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

 5.Рассматривание        иллюстраций с изображением сюжетов из сказок «Назови героев сказки».

 6.Упражнение        для ММР «Завяжи узелок».

10.

Сочини-

угадай- расскажи

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики здороваются».

3.Упражнение        на воображение «Веселые сочинители» (продолжение).

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

 5.Чтение отрывков из произведений Чуковского К.И. Задание «Угадай и назови стихотворение»

6. Упражнение для ММР «Завяжи бантик».

11.

Представь- расскажи- угадай (Сказки, сказочные герои)

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Чашечка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики здороваются», «Флажок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя сказочным героем».

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Чтение отрывков из известных сказок. Задание «Угадай и назови сказку».

6. Упражнение для ММР «Обведи по контуру».

12.

Представь- расскажи- назови

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Человечек», «Флажок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя в мультфильме ».

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Игра        «Кто что делает?» (действия героев сказки «Кот, дрозд и петушок»).

6.Упражнение        для ММР «Обведи по контуру»

13.

Представь- расскажи- составь (материал, качество)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Человечек», «Лодка».

3.Упражнение        на воображение «Летаем на ковре - самолете».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Игра        «Что из чего и какое?» (на словообраз-ние, составление предложений).

6.Упражнение        для ММР «Рожица» (счетные палочки).

14.

Подумай - правильно произнеси

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли».

3.Упражнение        на воображение «На что похоже?» (изображение кривых линий).

4.Физминутка        «Комплименты».

5.Упражнение        на интонационный смысл «Произнеси грустно, весело, громко, тихо». Стих-е А.Барто «Кораблик».

6.Упражнение        для ММР «Лодочка» (складывание из бумаги).

15.

Представь- расскажи- подбери (признаки, действия)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Широкий язычок».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Очки», «Лодочка».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя ветерком».

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Упражнение        «Подбор признаков» к слову «ветер» (сильный ветер, теплый ветер).

6.Упражнение        для ММР «Построй мельницу» (счетные палочки).

16.

Вообрази и расскажи

1 .Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Широкий язычок». 2.Пальчиковая гимнастика «Домик», «Флажок», «Лодочка»

3. Упражнение на воображение «Если бы я был волшебником

4.Физминутка «Дотронься до…»

5. Коллективное рассказывание сказки «Репка»

6. Упражнение для ММР «Слепи репку»

Декабрь

№ п\п

Тема

Структурные  элементы  занятия

17.

Представь-

почувствуй-расскажи

(снежинки)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Широкий язычок», «Иголочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пароход», «Лодка».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя снежинкой».

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

5.Игра        на словообразование от слова «зима» (одежда зимой - зимняя).

6.Упражнение        для ММР «Нарисуй снежинку».

18.

Представь - почувствуй-расскажи (деревья, зима)

1.Упражнение        для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Флажок», «Очки», «Корни деревьев».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя зимним деревом».

4.Физминутка        «Дотронься до...».

5.Упражнение        «Подбор признаков» к слову «зима» (ранняя зима, морозная зима).

6.Упражнение        для ММР «Ёлочка» (счетные палочки).

19.

Представь и расскажи (птицы)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Вкусное варенье».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Качели».

3.Упражнение на воображение «Представь себя кормушкой для птиц»

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Чтение рассказа Тургенева И.С. «Воробей» 6.Упражнение «Какой был воробей?» б.Упражнение для ММР «Обведи по контуру»

20.

Представь и отгадай (одежда)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Широкий язычок

2.Пальчиковая        гимнастика «Флажок», «Цепочка».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя зимней одеждой».

4.Физминутка        «Дотронься до...»

5.Отгадывание загадок о зимней одежде. 6.Упражнение для ММР «Собери бусы».

21.

Приметы и звуки зимы

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Цепочка».

3.Упражнение        на воображение «Звуки зимы».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Чтение стихотворения И.З. Сурикова «Зима». Выделение примет зимы по содержанию стихотворения.

6.Упражнение для ММР «Обведи контур кисти руки».

22.

Представь и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Пальчики здороваются».

3.Упражнение на воображение «Я - новогодняя елка»

4.Физминутка        «Комплименты».

5.Чтение сказки «В гостях у дедушки Мороза».

6.Упражнение для ММР «Составь звездочку» (счетные палочки).

23.

Представь и отгадай (животные)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Иголочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Корни деревьев», «Гости пришли».

3.Упражнение на воображение «Представь себя лесным зверем».

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Игра        «Чей, чья, чье, чьи?» на образование прилагательных (Чья берлога? – Это медведья берлога)

6.Упражнение для ММР «Обведи контур животного»

24.

Итоговое

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Иголочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Корни деревьев», «Пароходик», «Домик».

3.Упражнение        на воображение «Отгадай, кто я?».

4.Физминутка        «Комплименты».

5.Игра        «Назови действия» по показу.

Коллективное        рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

6.Упражнение        для ММР «Составь любой предмет» (счетные палочки).

Январь

№ п\п

Тема

Структурные элементы занятия

25.

Придумай-расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Достань до носа», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Стул», «Пальчики здороваются».

3.Упражнение        на воображение «Невероятная история»

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Игра        «Эхо» на изменение силы голоса.

6.Упражнение        для ММР «Составь звездочку» (полоски бумаги).

26.

Придумай-расскажи, послушай-назови

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Достань до носа», «Иголочка»

2.Пальчиковая        гимнастика «Стул», «Пальчики здороваются».

3.Упражнение        на воображение «Невероятная история» (продолжение).

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». Игра «Назови персонажей» по стих-ю «Телефон».

6.Упражнение для ММР «Разложи по размеру» (Фасоль, рисовая крупа).

27.

Подготовка к коллективной декламации

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Пальчики здороваются».

3.Упражнение на воображение «В гостях у дедушки Мороза».

4.Физминутка        «Комплименты».

5.Заучивание наизусть стихотворения «Телефон» К.И.Чуковского.

6.Упражнение для ММР «Дорисуй».

28.

Представь и расскажи Чтение наизусть

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Цепочка».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя телефоном».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Телефон» наизусть (по частям).

6.Упражнение для ММР «Завяжи узелки».

29.

Подумай и назови, измени голос

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Качели», «Лошадка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Стул», «Стол».

3.Упражнение на воображение «На что похоже?» (изображение силуэта половины предмета).

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

5.Упражнение        на интонационный смысл «Произнеси быстро, медленно, громко, тихо». Отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».

6.Упражнение        для ММР «Солнышко» (счетные палочки).

30.

Вообрази и расскажи.

Коллективная

декламация

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Широкий язычок».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Флажок», «Лодочка».

3.Упражнение        на воображение «Если бы я был волшебником».

4.Физминутка        «Дотронься до...».

5.Коллективная        декламация стихотворения «Телефон» К.И.Чуковского.

6.Упражнение        для ММР «Сложи из бумаги»

Февраль

№ п\п

Тема

Структурные элементы занятия

31.

Сочини и расскажи (герои сказок)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики здороваются».

3.Упражнение на воображение «Веселые сочинители».

4.Физминутка        «Сбрось усталость».

5.Рассматривание        иллюстраций с изображением сюжетов из сказок «Назови героев сказки».

6.Упражнение        для ММР «Завяжи узелок».

32.

Сочини-

угадай- расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики спят».

3.Упражнение на воображение «Веселые сочинители» (продолжение).

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Чтение отрывков из произведений В.Сутеева. Задание «Угадай и назови рассказ»

6. Упражнение для ММР «Завяжи бантик».

33.

Представь- расскажи- угадай (Сказки, сказочные герои)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Повороты», «Чашечка», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пальчики здороваются», «Флажок».

3.Упражнение на воображение «Представь себя любимым сказочным героем».

4.Физминутка        «Гора с плеч».

5.Чтение отрывков из известных сказок. Задание «Угадай и назови сказку»

6. Упражнение для ММР «Обведи по контуру».

34.

Представь- расскажи- назови (действия сказочных героев)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Человечек», «Флажок», «Цепочка».

3.Упражнение на воображение «Представь себя сказочником».

4.Физминутка        «Заряд бодрости».

5.Игра        «Кто что делает?» (действия героев сказки «Три медведя»)..

6.Упражнение для ММР «Обведи и раскрась».

35.

Представь- расскажи- составь (материал, качество)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Повороты», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Человечек», «Лодка», «Жук».

3.Упражнение        на воображение «Летаем на летучем корабле».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Игра        «Что из чего и какое?» на словообраз- ние, составление предложений (мороженое из молока, оно холодное, вкусное).

6.Упражнение        для ММР «Рожица» (счетные палочки).

36.

Представь- расскажи- составь (материал, качество)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Повороты», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Человечек», «Лодка», «Жук».

3.Упражнение        на воображение «Летаем на летучем корабле».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Игра        «Что из чего и какое?» на словообраз- ние, составление предложений (мороженое из молока, оно холодное, вкусное).

6.Упражнение        для ММР «Рожица» (счетные палочки).

37.

Подумай и расскажи, правильно произнеси

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Часики», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Пальчики спят».

3.Упражнение        на воображение «На что похож снег?»

4.Физминутка        «Сломанная кукла».

5.Упражнение на интонационный смысл «Произнеси строго, ласково, громко, тихо». Стих-е А.Барто «Зайка».

6.Упражнение        для ММР «Кошелек» (складывание из бумаги).

38.

Вообрази и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Широкий язычок».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Флажок», «Лодочка».

3.Упражнение        на воображение «Если бы я был колобком».

4.Физминутка        «Дотронься до...».

5.Коллективное        рассказывание сказки «Колобок».

6.Упражнение для ММР «Выложи из семечек»

Март

№ п\п

Тема

Структурные  элементы занятия

39.

Представь-

почувствуй-расскажи

(ручей)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Широкий язычок», «Иголочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Пароход», «Лодка», «Стол», «Стул».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя ручейком».

4.Физминутка        «Сломанная кукла».

5.Игра        на словообразование от слова «весна» (одежда весной - весенняя).

6.Упражнение        для ММР «Выложи из ниток ручеек».

40.

Представь - почувствуй-расскажи (деревья, весна)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Флажок», «Очки», «Корни деревьев».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя весенним деревом».

4.Физминутка        «Дотронься до...».

5.Упражнение        «Подбор признаков» к слову «весна» (ранняя весна, теплая весна).

6.Упражнение        для ММР «Дерево» (счетные палочки).

41.

Представь- расскажи, назови признаки и качества

(птицы)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Вкусное варенье», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Качели», «Жук».

3.Упражнение на воображение «Представь себя ласточкой».

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Чтение рассказа Ушинского К.Д. «Смелая ласточка». Упражнение «Какая была ласточка?» по содержанию рассказа.

6.Упражнение для ММР «Обведи по контуру»

42.

Представь- расскажи, назови признаки и качества

(птицы)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Вкусное варенье», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Качели», «Жук».

3.Упражнение на воображение «Представь себя ласточкой».

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Чтение рассказа Ушинского К.Д. «Смелая ласточка». Упражнение «Какая была ласточка?» по содержанию рассказа.

6.Упражнение для ММР «Обведи по контуру»

43.

Приметы и звуки весны

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Цепочка», «Птичка».

3.Упражнение        на воображение «Звуки весны».

4.Физминутка        «Подари улыбку».

5.Чтение рассказа Сладкова Н.«Весенние ручьи». Название ручьев по содержанию рассказа.

6.Упражнение для ММР «Обведи контур».

44.

Представь и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Лодочка».

2.Пальчиковая        гимнастика «Гости пришли», «Пальчики здороваются», «Птичка».

3.Упражнение на воображение «Как спасти Снегурочку?»

4.Физминутка        «Гора с плеч».

5.Чтение сказки «Снегурочка», беседа по содержанию.

6.Упражнение для ММР «Выложи что хочешь» (счетные палочки).

45.

Представь и отгадай (животные)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Иголочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Корни деревьев», «Жук», «Петушок».

3.Упражнение на воображение «Представь себя лесным зверем весной».

4.Физминутка        «Доброе животное».

5.Игра        «Подбери признаки и действия» к слову «солнце» (солнце яркое, греет).

6.Упражнение        для ММР «Слепи любимого зверюшку» (пластилин).

46.

Итоговое

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусная конфетка», «Иголочка», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Корни деревьев», «Жук», «Петушок».

3.Упражнение        на воображение «Звуки зимы и весны».

4.Физкультминутка        «Дотронься до...»

5.Коллективное        рассказывание «Сочини сказку» (о Снеговике).

6.Упражнение        для ММР «Дорисуй снеговика».

Апрель

№ п\п

Тема

Структурные  элементы занятия

47.

Поделись своей мечтой (профессии)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Иголочка», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Крокодил», «Петушок».

3.Упражнение        на воображение «Расскажи, кем хочешь стать».

4.Физкультминутка        «Передай мячик».

5.Чтение произведения «А, что у вас?» Дидактическое упражнение: «Кто, где работает?»

6.Упражнение для ММР «Самолеты» (оригами).

48.

Представь и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Иголочка», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Крокодил», «Петушок».

3.Упражнение        на воображение «Что бы я построил, если бы был строителем».

4.Физкультминутка «Запрещенные движения».

5.Чтение и заучивание произведения «А, что у вас?»

6.Упражнение для ММР «Собери бусы».

49.

Представь и расскажи  (фрукты)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Лодочка», «Часики»

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Крокодил», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя фруктом».

4.Физкультминутка        «Поварята».

5.Повторение        произведения «А, что у вас?» Упражнение «Что можно приготовить из персика, груши, апельсина?»

6.Упражнение        для ММР «Вылепи любимый фрукт» (пластилин).

50.

Отгадай и назови (профессии и орудия труда)

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Лодочка», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Крокодил», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Отгадай, кто я».

4.Физкультминутка        «Заряд бодрости».

5.Повторение        произведения «А, что у вас?» Упражнение «Кому, что нужно?» (называние предметов и орудий труда по картинкам - профессии).

6.Упражнение        для ММР «Обведи по контуру».

51.

Представь- расскажи, назови

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Лодочка», «Достань до носа»

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Птичка», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя каким-либо спортсменом».

4.Физкультминутка        «Сбрось усталость».

5.Повторение        произведения «А, что у вас?» Упражнение «Назови спортивный инвентарь?» (называние спортивного инвентаря по картинкам - спорт).

6.Упражнение        для ММР «Выложи лесенку» (счетные палочки).

52.

Представь и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Широкий язычок», «Достань до носа».

2.Пальчиковая        гимнастика «Цветы», «Птичка», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя автомобилем».

4.Физкультминутка        «Есть или нет?».

5.Повторение        произведения «А, что у вас?»

6.Упражнение        для ММР «Выложи машину» (счетные палочки).

53.

Придумай, расскажи, подбери признаки

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Чашечка», «Широкий язычок», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Цветы», «Птичка», «Сосна».

3.Упражнение        на воображение «Придумай свою планету».

4.Физкультминутка        «Инопланетяне».

5.Повторение        произведения «А, что у вас?» Дидактическое упражнение «Подбери признаки к словам: ракета, космонавт.

6.Упражнение        для ММР «Выложи ракету» (счетные палочки).

54.

Вообрази и расскажи.

Коллективная

декламация

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Чашечка», «Широкий язычок», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Цветы», «Пароход», «Сосна».

3.Упражнение        на воображение «В каком доме ты хотел бы жить?».

4.Физкультминутка        «Комплименты».

5.Коллективная        декламация произведения «А, что у вас?»

6.Упражнение        для ММР «Обведи по контуру».

Май

№ п\п

Тема

Структурные  элементы занятия

55.

Вообрази и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Чашечка», «Широкий язычок», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Краб», «Пароход», «Сосна».

3.Упражнение        на воображение «Если бы ты попал в картину».

4.Физкультминутка «Запрещенные движения».

5.Игра        на внимание «Хорошо - плохо»

6.Упражнение        для ММР «Завяжи бантик».

56.

Представь и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Лодочка», «Достань до носа».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Птичка», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя фиалкой».

4.Физкультминутка        «Доброе животное».

5.Упражнение        «Ты - часть, я - целое».

6.Упражнение        для ММР «Выложи цветок» (фасоль).

57.

Подумай и представь

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лодочка», «Вкусное варенье», «Часики».

2.Пальчиковая        гимнастика «Домик», «Качели», «Жук».

3.Упражнение на воображение «Что было, что будет».

4.Физминутка        «Дотронься до...».

5.Дидактическая        игра «Что в начале, что потом».

6.Упражнение        для ММР «Обведи по контуру»

58.

Представь,

почувствуй, расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Иголочка», «Вкусное варенье», «Качели».

2.Пальчиковая        гимнастика «Очки», «Качели», «Краб».

3.Упражнение на воображение «Точка зрения» (муха-паук, собака-щенок).

4.Физминутка        «Сломанная кукла».

5.Упражнение        «Отгадай загадку» (растения).

6.Упражнение        для ММР «Бабочка» (оригами).

59.

Почувствуй и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка», «Лодочка», «Достань до носа».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Птичка», «Замок».

3.Упражнение        на воображение «Эмпатия».

4.Физкультминутка        «Подари улыбку».

5.Игра        на внимание «Рыбы-птицы-звери».

6.Упражнение        для ММР «Выложи рыбку, зверя» (веревочки).

60.

Выбери и объясни

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Повороты», «Часики», «Достань до носа».

2.Пальчиковая        гимнастика «Деревья», «Птичка», «Жук».

3.Упражнение        на воображение «Давай поменяемся».

4.Физкультминутка        «Сбрось усталость».

5.Упражнение «Летает-плавает-бегает».

6.Упражнение для ММР «Составь узор» (мозаика).

61.

Вспомни и расскажи

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Чашечка», «Широкий язычок», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Краб», «Птичка», «Жук».

3.Упражнение        на воображение «Обиженные вещи».

4.Физкультминутка        «Комплименты».

5.Упражнение        «Путаница».

6.Упражнение        для ММР «Сплети косичку» (шнурки).

62.

Итоговое

1.Упражнение для артикуляционного аппарата «Чашечка», «Широкий язычок», «Повороты».

2.Пальчиковая        гимнастика «Краб», «Птичка», «Жук».

3.Упражнение        на воображение «Представь себя тем, кем бы ты хотел быть» (насекомые).

4.Физкультминутка        «Комплименты».

5.Игра        «Раньше-позже» (в кругу).

6.Упражнение        для ММР «Завяжи или сплети» (шнурки, веревочки, бантики).

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  ЗАНЯТИЙ

Успешность занятий зависит от умения воспитателя  создать комфортные условия, где  каждый ребенок  почувствовал бы  себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе.          Таким образом, благоприятная образовательно -  развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.

В работе с детьми дошкольного возраста  необходимо помнить о том, что каждый ребенок (и даже самый маленький),-  это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи  раскрыться  возможностям  и способностям детей.

        Воспитатель находится в позиции организатора развивающей среды. Он исследователь и наблюдатель, который  уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.

Воспитатель - это уважительный собеседник в диалоге, старший друг  направляющий его в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и свою волю. Это консультант, помощник в подготовке монологов и диалогов, отнюдь не критик и контролер, прежде всего человек, поощряющий любые находки  особенно оригинальные, - стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.

При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии, формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, сравнения,  инновационные приемы педагогической техники развивающего и поискового обучения.

  1. ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

        Дети, обучающиеся по воспитательно-образовательному курсу «По развитию речевой деятельности и творческого воображения», прежде всего «погружаются» в пространство, создаваемое посредством программы,  которое способствует развитию у ребят уникального человеческого дара-дара слова, помогает детям осмыслить свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти  им вперед в овладении умением общаться.

        Форма работы кружка «По развитию речевой деятельности и творческого воображения» направлена на развитие  активной речевой деятельности  ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.

        Основными достижениями работы кружка являются, во-первых,  успехи ребят  в развитии речи, во-вторых,  умения и навыки  речевой деятельности, которая способна кардинально  преобразить  речь ребенка.

        Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником  своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла  жизни.

        В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются  у детей благодаря реакциям других.

        В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

Воспитательные и развивающие задачи

 

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

1.

Формирование навыков и умений эффективного общения

Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения.

Включенное педагогическое наблюдение, беседы

3.

Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям.

Качество выполнения заданий

4.

Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь

Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего

Качество выполнения заданий

5.

Развитие творческих  речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий

Самостоятельность, инициатива, воображение

 

Через систему специальных заданий

        

  1. Итогами  работы с детьми по программе

«По развитию речевой деятельности и творческого воображения»  являются:

  1. Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой  коллективной деятельности.
  2. Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
  3. Сформированность у дошкольников  культуры речи и определенного культурного кругозора.
  4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих  проектов.

Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи и последовательность их усложнения от темы к теме.

В заключение отмечу, что важным фактором в достижении положительных результатов в работе по программе является умелое создание педагогом ситуации успеха.

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, психолог проводит тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, развитости основных психических процессов и др.). Результаты личностного и творческого роста ребенка заносятся в Личную карту, которая хранится у воспитателя.

Контроль за техническими навыками обучающихся:

Формирование и развитие культуры речи и культуры общения

Самостоятельность  оценивания речевой ситуации, речевой роли,  а также уместность использования словесных и несловесных средств общения

Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала.

Правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка)

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах обозначенных в программе)

Демонстрация различных видов речевой деятельности

  1. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

        Главным условием для реализации программы является сам педагог -  воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.

Педагог должен:

  • владеть методикой преподавания курса «Развитие речи», «Этикет» и «Культура речи», «Чтение художественной литературы» и др.;
  • иметь базовые  знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;

        Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

        Для успешной работы по речевому развитию и творческому воображению   обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

  1. Уютное эстетическое пространство для занятий
  2. Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)
  3. Библиотеку  детских стихотворений, сказок и рассказов.
  4. Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы по речевому развитию и творческому воображению, а также книги по развитию речи).
  5. Медиатека по данному направлению деятельности.

Методическая литература:

  1. «Развитие эмоционального мира детей» H.JI.Кряжева;
  2. «Развитие речи» (зима) В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
  3. «Развитие речи» (весна) В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
  4. «Развитие речи» (лето) В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
  5. «Развитие речи» (осень) В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
  6. «Игры - шутки, игры - минутки» С.А.Шмаков;

7. «Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарный;

8. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», популярное пособие для родителей и педагогов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Авторская программа: "Развитие экологического сознания и ознакомление с природой детей дошкольного возраста"

Данная программа предлагает разработанную систему образовательного процесса для всех возрастных групп....

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

Картотека игр для развития изобразительных способностей и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

С помощью,подобранных игр, очень хорошо развивается воображение и творческие способности....