Развиваем связную речь детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мауль Анна Петровна

Помощь воспитателям и родителям в развитии связной речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развиваем связную речь детей дошкольного возраста.

Цель: Способствовать повышению педагогического мастерства воспитателей по формированию у детей связной речи через самообразование.

Связная речь- смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления.

Выделяют два типа связной речи:

Диалогическая:

Монологическая.

Диалог- по стилю в основном разговорная речь, включает вопросы и ответы. К диалогической речи относится беседа, которая используется- как метод обучения. Беседа-это целенаправленный заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему, например: «Виды транспорта». Основным примером обучения в беседе является вопрос. Они могут быть разными по сложности и содержанию. Ценны вопросы требующие сравнения предмета, например: «Чем отличается трамвай от автобуса».

Дети должны уметь отвечать не только на вопросы, но и уметь их задавать. В беседе выявляются знания детей. Для построения беседы у ребенка должен быть накоплен определенный запас знаний, т.е. должна быть проведена предварительная работа: наблюдение, рассматривание объектов.

Монолог-связная речь одного лица. Цель монолога сообщение о каких-то фактах. Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она отличается развернутостью. Для того, чтоб она была понятна слушателям в ней должны использоваться распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Основные типы монологической речи пересказ и рассказ.

Пересказ – связное изложение прослушанного художественного произведения.

При обследовании  - надо обращать внимание насколько внимательно дети слушают, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность и сложение, могут ли самостоятельно пересказать или с опорой на вопросы.

Подбирая тексты для пересказа надо следить, чтобы их содержание было доступно и имело четко выраженную структуру.

Рассказ – связное, развернутое изложение какого – либо факта.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида:

- фактические;

- творческие (придуманные детьми).

Содержание фактического рассказа должно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого либо события, например дня рождения.

При составлении творческих рассказов (рассказ по воображению), основанных на вымышленном материале, дети так же используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить в новой ситуации, предположить какое либо событие. Ребенок 5 – 6 лет по аналогии с прослушанными сказками, придумывает свои, где действующие лица или предметы, наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок).

Например, поиграем в игру «Чудесные вещи», изобретаем для Федоры «чудесную кастрюлю», не похожую на другие кастрюли.

Картинка «Воздушный шарик». Он какой? (легкий, прозрачный).

Картинка «Вертолет». Он какой? (летающий).

Картинка «Роза». Она какая? (пахнущая духами).

А теперь расскажите с самого начала, какая у вас получилась кастрюля. (кастрюля получилась легкая, прозрачная, переливающаяся, смешная, с запахом розы).

Можно выделить следующие виды рассказов:

Описательные – это изложение характерных видов какого – либо предмета.

При обучении описательным рассказам можно использовать такие схемы (распечатки).

Если проводим обследование, то проводим его так: при диагностики мы показываем игрушку ребенку, предлагаем ее внимательно рассмотреть, поиграть, а затем рассказать о ней. При этом дается простой план типа: расскажи об этой кукле:

Как ее зовут?

Какая она по размеру?

Из чего она сделана?

Во что одета?

Если ребенок затрудняется ответить, можно дать свой образец рассказа. Я тебе расскажу о кукле, а ты мне составишь рассказ про неваляшку.

Составление рассказа по сюжетной картинки.

При обучении составлению рассказов используются такие приемы, как образец рассказа. План рассказа – это 2 – 3 основных вопроса определяющих содержание и последовательность.

Детей старшего дошкольного возраста надо познакомить со структурой рассказа, т. е. мы объясняем , что у рассказа есть короткое начало. Наступила зима. Выпало много снега. Потом мы рассказываем о том, что видим на картинке. (показ на схеме – это самая длинная, основная часть рассказа). Дети вышли на улицу. Они катаются на лыжах, санках, коньках. Слепили снеговика. И концовка.   Детям на улице весело.

Составление рассказа по серии картин.

Для этого вида работ подбираются серии из 2, 3, 4, 5 картин. Предварительно педагог сам раскладывает картинки 1 серии и объясняет почему они расположены в такой последовательности. После этого ребенку предлагается разложить другие картинки, рассмотреть их и ответить на вопросы по их содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на их картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Статья на тему «Диалогическая речь как вид связной речи детей дошкольного возраста»

В статье даны определения связной и диалогической речи, основные признаки диалога, возможности развития связной речи в дошкольном возрасте....