Сборник "Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции и применение их в логопедической практик"
методическая разработка по логопедии

Ксензик Анна Александровна

Данное пособие представляет собой методические рекомендации из опыта работы учителя – логопеда по вопросу знакомства с нетрадиционными методами активизации органов артикуляции и применения их в логопедической практике. Весь материал, представленный в пособии относится к работе по здоровьесбережению. Представлены лишь некоторые выдержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Представлено и согласовано

на РМС Кежемского района

протокол № _______

от «____» ____________ 2018г.

Рассмотрено на

Педагогическом совете

МБДОУ «Солнышко»

Протокол № _____

от «____» ________2018 г

Утверждаю

заведующий МБДОУ «Солнышко»:

___________ И.о.заведующего А.И.Томина

Приказ № ______________

от «___» __________2018 г.

Нетрадиционные методы  активизации органов артикуляции и применение  их в логопедической практике.

Методические рекомендации.

                                         Выдержки из сборника

Автор: Ксензик Анна Александровна

Красноярский край

Кежемский район

город Кодинск

2018

 

Введение

Мне, как логопеду в силу специфики своей работы часто приходится  сталкиваться с сочетанием  стойких  нарушений  звукопроизношения у детей,  отягощённых  неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Поэтому в  таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка.  Есть ещё  важная деталь, для достижения наиболее высоких результатов в коррекционной работе необходимо применение медикаментозного лечения, но большинство родителей очень негативно относятся  к такому воздействию на ребёнка, тем самым затрудняя коррекционный процесс.  В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы  активизации органов артикуляции. Нетрадиционные методы хороши тем, что  можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики речевых нарушений.

Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация).  В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в дошкольном учреждении.

Используемые мною   нетрадиционные методы просты в применении, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.

Данный комплекс   нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям. Я использую следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции:  «грушевый» - спринцовочный  самомассаж языка,  контрастные ванны кистей рук, аурикулярный массаж, массаж кистей рук, прослушивание классической музыки.

  1. «Грушевый» самомассаж  языка для улучшения работы органов артикуляции

К этому методу воздействия на органы артикуляционного аппарата я пришла совершенно случайно. В 2007году проходя курсы в Московской Педагогической академии последипломного образования по теме «Нетрадиционные методы и приёмы артикуляционного аппарата в логопедической работе», которые проводил академик Российской академии Естественных наук - Новикова Елена Викторовна. Человек уникальный и удивительный! Она обучала нас  пальцевому массажу артикуляционного аппарата, знакомила с массажными зондами и особенностями работы с ними, обучала массажу при треморе кистей рук. Щедро делилась многолетним опытом работы в данной области. На одной из лекций она рассказала, как одна из её учениц использует в своей практике  в качестве массажа языка и укрепления мышц всего артикуляционного аппарата жевание спринцовок предназначенных для детей грудного возраста. Меня поразило то, что способ воздействия очень прост и по отзывам весьма эффективен. К слову сказать, я долго обдумывала сказанное педагогом. Но пришла к применению этого метода на практике лет через пять-шесть, когда не получила ожидаемых результатов от применения в коррекционной работе зондового массажа языка. Как метод он себя не оправдал в полной мере. Сложно создавать специальные условия для его организации и проведения, необходимо специальное помещение для проведения массажа, кушетка  и т.п. И ещё имея великолепно созданные условия для его проведения возникали трудности во время его проведения: родители   неохотно соглашались на его проведение, сами дети очень болезненно реагировали на данную процедуру, так как в основном это не совсем приятные ощущения, ну сам вид металлических зондов просто приводил и детей и их родителей в лёгкое состояние паники. Вот тогда-то я и вспомнила слова чудесного педагога.

И вот теперь я могу поделиться своим  опытом и рассказать, как я его применяю.    

Всем известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но  самомассаж  языка с помощью медицинской силиконовой  спринцовки (для грудничков), который  носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают  своему язычку «стать сильным  и крепким»,  «жуя» силиконовую  «грушу» делают массаж языка, выполняя интенсивные движения имитирующие «жевание пищи». Необходимо помнить, что выполнение данного самомассажа  возможно через час после приёма пищи или за полчаса – час до её приёма, чтобы избежать возникновения рвотного рефлекса. «Жевать грушу» нужно не менее трёх минут на начальном этапе и увеличивать время до семи-десяти, а то и пятнадцати  минут. Всё зависит от степени тяжести речевого нарушения каждого ребёнка. Упражнения с «грушей»  дети выполняют два раза в день (в первую половину дня перед дневной прогулкой и вторую половину дня, сразу после сна).  Очень эффективно применение данного вида массажа языка на этапе постановки звуков. За последний год пришли к выводу, что необходимо его проводить в течении всего учебного года, чтобы мышцы языка достаточно укрепились и были готовы  к постановке любого звука по месту образования. Считаем, что курсы  «грушевого» самомассажа  необходимо повторять и на втором году обучения уже для автоматизации поставленных звуков и более успешного их введения в связную речь.

Очень важная деталь! Для «Грушевого массажа» желательно использовать именно силиконовые спринцовки,  так как  спринцовки из резины быстро становятся не пригодными для применения из-за обработки дезинфицирующими средствами. Материал быстро истончается и становится рыхлым. Поэтому есть опасность травмирования спринцовками из данного материала. Чем хороши силиконовые спринцовки? Материал более прочный и хорошо поддаётся обработке дезинфицирующими средствами. Спринцовки из силикона гораздо плотнее резиновых, поэтому  массажный эффект при их использовании более сильный и качественый.

Хочется отметить, что на языке, так же как и на кончиках пальцев и ушных раковинах расположены точки, воздействуя на которые мы активизируем чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию, что положительно сказывается и на речевом и на познавательном развитии.

Используемый нами в коррекционной работе самомассаж способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Воздействуя на полость языка,   мы автоматически стимулируем и биологические точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.

Имеются противопоказания. Нельзя проводить данный вид самомассажа  детям с  эписиндромом. Отмечена эффективность данного метода. У детей значительно укрепились мышцы артикуляционного аппарата, что значительно ускорило процесс постановки  звуков.                                                                                                                                        

  1. Улучшаем работу мозговых центров с помощью  Аурикуло-массажа.

Существует ещё один метод, активизирующий мыслительную и речевую деятельность детей:  Аурикуло-массаж.

Аурикуло-массаж - это точечное воздействие на биологически активные точки. Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще, чем через 5 часов. Не рекомендуется выполнять его перед сном. Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо – левой рукой, правое ухо – правой рукой. Я выполняю  массаж,  посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе. Массаж выполняю без остановок выбрав для себя определенный темп, что усиливает эффект от полученного  воздействия. Регулярное выполнение  аурикулярного  массажа способствует активизации работы всего организма, а также благоприятно влияет на зоны памяти и внимания, которые, как правило, сильно нарушены у детей с проблемами  речевого развития.

1.Быстро загнуть ушные раковины к лицу и резко отпустить (2 раза).

2.Поглаживающие движения ушных раковин по часовой стрелке и против часовой стрелки (10-15 сек).

3. Оттягивание мочек ушей вниз (15-20 сек).

4. Массирующие движения мочек ушей по часовой стрелке и против часовой стрелки (20 сек).                                                                        

5. Большой палец поставить в слуховое отверстие, указательный – под козелок. Резко сжимать козелок (20 сек).

6. Массирующие и сжимающие действия на противокозелок (20 сек).  Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще, чем через 5 часов. Не рекомендуется выполнять его перед сном. Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо – левой рукой, правое ухо – правой рукой. Выполняют массаж,  посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе. Массаж выполняют без остановок выбрав для себя определенный темп, что усиливает эффект от полученного  воздействия. Так же использую воздействие на ушные раковины массажными мячиками. Как приём хорошо идёт взаимомаасаж. Дети сидя «паровозиком» массируют уши другу-другу с помощью массажных мячиков. Такой приём содействует сплачению микроколлектива и взаимопомощи.

Регулярное выполнение  аурикулярного  массажа способствует активизации работы всего организма, а также благоприятно влияет на зоны памяти и внимания, которые, как правило, сильно нарушены у детей с проблемами  речевого развития.

 Данный метод  применяю  на начальном этапе коррекционно-развивающей работы, т.к он  так же как и   спринцовочный самомассаж  языка  активизирует биологически активные точки, отсюда положительный эффект  усиливается.  Улучшается работа  мозговых центров, работа артикуляционного аппарата, работа общей и мелкой моторики и всего организма в целом, а также повышается иммунитет.  

                                                                                                                                                                                         

  1. Контрастные  ванны для  активизации  речедвигательной активности

Контрастные ванны - это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Проведение контрастных ванн  не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы два средней величины эмалированных таза, кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет, полотенца для вытирания  рук и материал для развития тактильной чувствительности пальцев рук: шишки, массажные мячики, Су-Джоки, грецкие орехи и т п. Контрастные ванны  проводятся  в три этапа.

1.Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки  в тазу с тёплой водой. Снова опускают руки в лёд. Данные ванночки проводят в три подхода. Затем насухо вытирают руки полотенцем, интенсивно растирая каждый пальчик.

2. После  проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности:

- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.;

- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);

- развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Необходимо помнить и о противопоказаниях!!! Нельзя проводить контрастные ванны кистей рук с детьми с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание);

- очень гибким детям.

Осторожно применять  с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

Детям очень нравятся контрастные ванны! Сам процесс очень динамичен и вызывает положительный эмоциональный отклик у ребятишек. Целесообразно этот метод проводить во вторую половину дня, после дневного сна, вместо гимнастики после сна. Проводили контрастные ванны два раза в год: осенью и весной. Длительность каждого комплекса две-три недели. По рекомендации старшей медсестры вели табель соматического здоровья, в котором отмечались занятия только соматически здоровыми детьми.

Применение данного   метода способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов: нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;  стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;  активизируется речевая функция;  повышается работоспособность,  улучшается соматическое состояние. 

Метод очень эффективный и полезный, но должна сказать, что использование «Контрастных ванночек» было решено пока не применять на практике, т.к. для детей с  ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) так и для детей в норме в последнее время  характерна высокая соматическая ослабленность, что может привести к повышению заболеваемости воспитанников и вынужденным пропускам, что ведёт к нарушению систематичности  оказания коррекционно-развивающей деятельности.  Целесообразно начать применять «контрастные ванны» кистей рук, а также проводить «контрастные ванны» для стоп   воспитанников в более раннем возрасте, начиная со второй младшей группы в летний период, что значительно снизит предполагаемые риски здоровью детей. Проводить данную методику, как закаливающую процедуру начиная закаливание без применения льда, а с использованием  на начальном этапе тёплую и слегка охлаждённую воду, постепенно ближе к концу учебного года слегка охлаждая градус прохладной воды и повышая градус тёплой воды, увеличивая между ними разницу, создавая так называемый контраст. Тогда применение контрастных ванн будет проходить уже в старших группах более эффективно и менее болезненно для воспитанников.

  1. Мелодия способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Вот уже несколько лет совместно с педагогами группы компенсирующей направленности  используем метод Музыкотерапии. Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и даже способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а через него - восприятия разных сторон жизни, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи. Мелодия способна изменить душевное и физическое состояние человека:

-Замедляет пульс

-Способствует расширению сосудов

-Нормализует артериальное давление

-Стимулирует пищеварение

-Улучшает аппетит

-Повышает тонус коры головного мозга

-Стимулирует дыхание и кровообращение

-Усиливает внимание

В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А.Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил                         В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект  ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же - классическую музыку Моцарта.  В своей работе я применяю этот метод уже третий год. Наши дети прослушивают  перед утренними занятиями  одно музыкальное произведение , благодаря которому заметно меняется настроение, дети становятся более собранными, внимательными, улучшается познавательная активность всех детей на занятиях. Замечено на практике, что если вдруг музыкальная минутка по техническим причинам  заменялась (из-за отсутствия света )  артикуляционной гимнастикой, то познавательная активность на занятиях была значительно ниже, дети не успевали переключиться с игровой деятельности на более серьёзную требующую волевых усилий, внимания.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ...

Презентация "Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике"

Правильное артикулирование звука,уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звука. В презентации представлены модели артикуляции звуков, задания  и игры дл...

Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики....

Логопедическое занятие.Знакомство с органами артикуляции.

Логопедическое занятие для детей 3-5 лет....

Модели артикуляции звуков в логопедической практике

Применение моделей при постановке звуков, незави­симо от формы речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а акти...