"Советы логопеда - учимся читать быстро, внимательно, с пониманием"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Богачева Виктория Германовна

Скоро в школу. Вы беспокоитесь, как помочь своему ребенку научиться читать? Это очень важно, так как именно от чтения зачастую зависит успешность обучения нашего ребенка в школе. Что же делать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для начинающих читать

Исследования показывают, что между скоростью чтения и успеваемостью школьника существует прямая взаимозависимость.

Упражнения, на развитие навыка чтения

Многие учителя на первых порах обучения чтению рекомендуют прочитывать текст вслух 5 раз.

Чтобы отработать навык чтения это просто необходимо. Только вот детям наше «необходимо» абсолютно не нужно и читать 3-5 раз подряд заставишь не каждого ребенка. А надо! Выход можно найти, если использовать различные способы чтения. Нам не так важно, на первых порах, чтобы ребенок понял, что читает, как важно, чтобы он научился правильно произносить слово, сливать буквы в слог и слово. А обратить внимание на содержание текста можно, читая последний раз, когда уже не надо будет ребенку думать, как произнести эти буквы.

Как уговорить ребенка прочитать один и тот же  текст 5 раз?

Чтение вслух, как обычно.

Чтение шепотом

Чтение задом наперед. Это получается очень смешно, когда слово прочитывается с конца, но цель – научиться сливать буквы в слог и слово, запомнить, как читаются буквы – достигается легко.

Задание: Есть на свете Вреднючки, которые все делают наоборот. Даже читают. А ты можешь прочитать, как читают Вреднючки?

Чтение вверх ногами.

Книгу кладем вверх ногами и читаем слово сначала, только теперь это будет не слева направо, а справа налево. Такое задание надо давать, когда ребенок уже немного читает. Если только учится соединять буквы, то еще рановато.

Чтение «Буксиром». Здесь требуется помощник, кто-нибудь, кто читает немного лучше. Это может быть брат или сестра, не обязательно, чтобы помогали родители. Помощник-«буксир» читает текст вслух чуть быстрее, чем может читать ребенок, а ребенок шепотом повторяет за помощником и следит указкой по тексту.

Если вы видите, что ребенок отстал или потерял строчку, значит, притормаживаете, возвращаетесь туда, где ребенок застрял. Таким образом, мы учим ребенка читать быстрее, быстрее проговаривать текст, т.е. способствуем развитию артикуляции.

Задание: Буксир тянет за собой корабль. Сейчас буксиром буду я, а ты кораблем. Я быстро иду по странице и прочитываю текст, а ты старайся успевать за мной и тихо повторять.

Чтение «По верхушкам».

Вы закрываете нижнюю половину строчки линейкой или указкой так, чтобы ребенок видел только верхушки букв (верхние половинки). И ребенку надо прочитать текст только по этим половинкам. Конечно, если очень трудно, то некоторые слова можно приоткрыть и показать целиком, но только некоторые.

При таком чтении ребенок прочитает медленнее, но, во-первых, он прочитает еще раз этот же текст, а во-вторых, он развивает антиципацию - умение предугадывать, что очень нужно для быстрого чтения.

Задание: Представляешь, зловредный Кляксич испортил все буквы, он откусил нижние половинки букв, чтобы ты ничего не прочитал. Но ты же сможешь победить этого Кляксича? Попробуй догадаться, что здесь написано, читай по верхушкам букв.

Чтение «По корешкам». 

Аналогично предыдущему, только закрываем верхнюю часть слова, а читаем по нижней. Это задание гораздо труднее, чем предыдущее и давать его надо уже читающим детям (2-4 класс).

Чтение с заданием. Когда ребенок уже прочитал несколько раз, полезно дать ему перед прочтением текста какое-то задание.

Например, текст: «Я хожу в библиотеку по воскресеньям». Вы даете задание: прочитай и скажи, куда ходит человек по воскресеньям? Кто ходит в библиотеку? Нам это кажется очень легко и просто, но когда малыш учится читать, для него это достаточно трудное задание. Детям постарше, конечно, вопросы будут труднее, уже не по каждому предложению, а по абзацу. Чтение «Волной».

Это упражнение можно давать детям, которые уже читают 50 слов в минуту и больше. Отрабатываем навык чтения и умение читать в разном темпе. Ребенок читает текст быстро, а потом по сигналу начинает читать медленно. Затем по сигналу снова читает быстро. И так, чередуя темп чтения, прочитывается весь текст. Сигналом может быть что угодно – хлопок, стук, слово «стоп» и т.д.

Задание: Как идет волна? Вверх – медленно, а вниз – быстро. Так и мы сейчас будем читать. Сначала ты читаешь так быстро, как умеешь, а когда я хлопну в ладоши, ты на волне поднимаешься вверх и читаешь очень медленно. По хлопку снова начинаешь читать быстро.

Чтение «Кусочками».

Ребенок читает предложение не полностью, начало или конец предложения закрывается закладкой (1-3 слова). Прочитав неполное предложение, ребенок может догадаться и восстановить предложение. Что вы и предлагаете сделать, задав вопрос «Что дальше?» Таким образом, ребенок не только отрабатывает навык чтения, читая еще раз текст, но и учится читать осмысленно, вникать в смысл текста и восстанавливать целое по части.



Предварительный просмотр:

Информационный буклет для родителей

6 игровых приёмов для развития речевого дыхания

Подготовила учитель-логопед Богачева В.Г.

Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое речевое дыхание.

Дети, у которых слабый вдох и выдох, обычно говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу. Не все дети умеют правильно выдыхать, некоторые говорят на вдохе.

Если воздух расходуется нерационально, то страдает плавность речи, потому что ребёнок вынужден делать паузы и добирать воздух. Бывает, что дети не могут договорить слово или произносят последние слова в предложении шёпотом. При коротком выдохе ребёнок вынужден произносить фразы очень быстро, не соблюдая логических пауз.

Начиная работать над совершенствованием речевого дыхания, нужно в первую очередь заниматься развитием плавного длительного выдоха через рот. Также параллельно нужно отрабатывать у ребёнка умение выдыхать струю воздуха в определённом направлении.

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

1. Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно использовать различные свистульки.

2. Мыльные пузыри.

Надувая мыльные пузыри малыш отрабатывает длинный, плавный выдох, тренирует мышцы губ. 

3. Воздушные шарики.

Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

4. Игры с ватой. 

- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.

- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

5. «Волшебные фломастеры». Купите  специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. Такие фломастеры научат малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.

6 игровых приёмов для развития речевого дыхания

6. Игры с водой.

Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.

В процессе этой игры отрабатывается правильность речевого дыхания: вдох – через нос, долгий выдох - через рот.

Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).

При выполнении упражнений на дыхание необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Заниматься нужно не более 3-5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения.

• Нужно следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи при вдохе, не надувал щёки при выдохе.

• Одежда ребёнка не должна стеснять его движения.

• Комната для занятий должна быть хорошо проветренной.

• Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу приёма пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжка-малышка для родителей. Советы логопеда. "Внимательные ушки"

В книжке-малышке для родителей  "Внимательные ушки" собраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания у детей.Уважаемые родители!  Вы прекпрасно знаете, что мир вокруг нас "жи...

Советы логопеда "Учим ребенка читать".

Вы самостоятельно решили научить ребенка читать, прислушайтесь к нашим советам...

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Учимся говорить

Статья содержит полезную информацию для родителей детей, у которых есть проблемы с речью....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет «Учимся читать быстро» на 2019 – 2020 уч.год.

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего ...

Несколько советов логопеда внимательным родителям

Несколько советов логопеда внимательным родителям по развитию речи младшего дошкольника...

Советы логопеда " Учим стихи с детьми легко."

В данной статье речь идет о способах и приемах,облегчающих заучивание стихотворений с дощкольниками....

Программа дополнительного образования детей "Учимся читать быстро"

Программа направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста чтению...