«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ОНР»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мелентьева Екатерина Геннадьевна

 Консультация для родителей по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи поможет родителям осознать необходимость подготовки руки к письму и узнать основные направления данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov_s_onr.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ОНР»

Графо-моторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное.

        Многие не знают, каков ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.         Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонкокоординированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В графомоторные навыки включены:

1. Мелкая мускулатура пальцев:

- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

2. Зрительный анализ и синтез:

- упражнения на определение правых и левых частей тела

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам

- задания с условиями по выбору нужных направлений

3. Рисование

- занятия по штриховке по контуру, обводка

- срисовывание геометрических фигур

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Задания по формированию и развитию графомотрных навыков обязательно включены в домашние задания логопеда. Отнеситесь к ним с вниманием и ответственностью: все обводки, штриховки и раскрашивание картинок ребёнок должен выполнять сам карандашом. Ваша задача – при необходимости направлять движения руки, советовать (например, при выборе цвета), объяснять (штриховка выполняется по направлению слева направо, или сверху вниз), поддерживать интерес к занятию (находиться рядом, беседовать по содержанию картинок), следить за правильным положением карандаша в руке ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....