Семинар-практикум «Фонетическая система русского языка»
методическая разработка по логопедии

Ольхова Алла Юрьевна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Фонетическая система русского языка»

Педагогу необходимо понимать и хорошо усвоить, как образуются звуки родного языка, по каким признакам и на какие группы они делятся, какие группы звуков чаще всего нарушаются, и понимать, почему это происходит.

Классификация звуков русского языка:

  1. классификация по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости:

гласные – а, э, и, ы, о, у

согласные – все остальные.

Гласные: нелабиализованные и лабиализованные (и, э – полуулыбка; а, ы – нейтральное положение губ; о, у – вытягивание губ, лабиализация) Лабио – губы.

2. Согласные звуки: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

Звуки в речи употребляются не изолированно. Сочетаясь друг с другом в словах, они оказывают друг на друга влияние.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение , без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением (“каша во рту”) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

  • Следует заниматься ежедневно 7–10 минут.
  • Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например “ Где находится язычок?”
  • Если во время занятий язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого промежутка времени, необходимо обратиться к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнение пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:

  • Следует заниматься ежедневно 5–10 минут.
  • Сначала все упражнения выполняются медленно.
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырех лет, детей знакомят с терминами “слово” и “звук”, с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные , определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Рекомендации по работе со скороговорками:

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
  • Объясняют значение сложных слов.
  • Предлагают проговорить скороговорку, прихлопывая ритм ладонями.
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Четкое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Участники семинара – практикума делятся на две команды : “Говоруньи” и “Болтуньи”. Затем проводятся конкурсы. Жюри оценивает каждый конкурс от одного до трех баллов.

Конкурс “Развитие артикуляции и мелкой моторики”

Разминка. Ведущий (логопед) предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки “ У бабушки с дедушкой”.

Толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой лишь всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем “спасибо” и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.

Знание органов артикуляции.

Ведущий поочередно задает вопросы командам.

  • какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  • какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
  • какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость.)
  • как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

Знание артикуляционных упражнений

Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям (“Улыбаются лягушки”, “Хобот слона”, “Лопатка”, “Чистим зубы”, “Качели”.) Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и сказать для постановки каких звуков они нужны.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс “Развитие фонематического слуха и восприятия”.

  • “Назовите слова на заданные звуки”

Ведущий произносит звуки (гласные, твердые или мягкие согласные). Участники конкурса поочередно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.

  • “Придумайте рифму к слову”

На мольберте выставлены перевернутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочередно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам: (кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.).

  • “Подберите слово к схеме”

На мольберте выставлены два варианта схем слов, состоящих из трех звуков: гласные обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым. Команды должны подбирать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. Кот, мул, жук, мышь, вошь, мох, лес, вяз, пес, лис, кит, лев, чиж, еж, як, рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь, оса, тля).

  • “Подберите слово с наибольшим количеством букв”

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв: (самоуничижение, газонокосилка и т.п.).

  • “Определите место звука в слове”

Ведущий предлагает выполнить задание: “Если в слове, которое я произнесу, звук (Л) будет стоять в начале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени”. (лампа, кулак, стол, колба, осел, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

Конкурс “Формирование правильного звукопроизношения и дикции”.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую тоже быстро и с определенной интонацией.

Карточка № 1.

Гризли продавал гриву льва за гривну.
Компьютерному пирату в Интернете не рады. 
(Сердито).

Карточка № 2

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки. 
(Удивленно).

  • Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает команде – сопернику ее произнести.
  • Ведущий предлагает каждой команде придумать чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться с определенного звука, либо иметь автоматизируемый звук в своем составе. (Терминатор Арнольд Шварценеггер – губернатор Калифорнии).

Конкурс “ Развитие связной устной речи. Работа с пословицами”.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.

Карточка № 1.

С волками жить – . . . (по волчьи выть).
С миру по нитке – . . . 
(голому рубаха).
Всяк сверчок – . . .
 (знай свой шесток).

– “Переведите” пословицы на русский язык.

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.)

(Яблоко от яблони недалеко падает.)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)

(Шила в мешке не утаишь.)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция.)

(В тихом омуте черти водятся.)

– Назовите пословицы про дружбу.

Карточка № 2.

– Продолжите пословицы:

Двое пашут – . . . (а семеро руками машут).
Кончил дело – . . . 
(гуляй смело).
Гром не грянет – . . . 
(мужик не перекрестится).

– “Переведите пословицы на русский язык”.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.)

(Слово серебро, а молчание золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)

(Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух и от дождя убегает. (Франция)

(Обжегшись на молоке, дуешь на воду.)

– назовите пословицы про труд.

   Ведущий объявляет об окончании семинара – практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"

Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...

Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов

Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть  учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности  усваивать...

Семинар-практикум на тему: «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей»

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:·         формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов ху...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Усвоение фонетической системы родного языка

Освоение детьми произношения звуков по разным возрастным группам....

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей «Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК»

laquo;Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК» по теме: «Система работы, создание языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку с использова...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народ...