Рубрика "Шпаргалка для родителей". Статья "Не будите спящего ежа: о проблеме заикания".
статья по логопедии

Дерябина Ольга Владимировна

Дошкольный возраст от двух до пяти лет - это период активного формирования фразовой речи. Ребёнку уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревшие речевые возможности не успевают за мыслью.

Из-за этого у большинства детей речь изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, разбросанностью, хаотичностью и прочими возрастными проблемами. Это естественный процесс становления ритмичной речи. Когда ребёнок начинает лучше выражать свои мысли, эти трудности, как правило, бесследно исчезают. Но у части детей этот ответственный этап речевого развития проходит менее благополучно: запинки становятся настолько частыми, что затрудняют общение, развивается заикание.

Каковы же причины такого рода «речевой поломки»?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_rod._1.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Не будите спящего ежа

О проблеме заикания

Дошкольный возраст от двух до пяти лет - это период активного формирования фразовой речи. Ребёнку уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревшие речевые возможности не успевают за мыслью.

Из-за этого у большинства детей речь изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, разбросанностью, хаотичностью и прочими возрастными проблемами. Это естественный процесс становления ритмичной речи. Когда ребёнок начинает лучше выражать свои мысли, эти трудности, как правило, бесследно исчезают. Но у части детей этот ответственный этап речевого развития проходит менее благополучно: запинки становятся настолько частыми, что затрудняют общение, развивается заикание.

Каковы же причины такого рода «речевой поломки»?

Родители, обращаясь за помощью к логопеду или к невропатологу, обычно называют ту причину заикания, которая очевидна. Приведу несколько примеров.

Оля К. Девочка впечатлительная, замкнутая, стеснительная. Она постоянно носила с собой любимую игрушку - коровку. Однажды оставленную в стороне игрушку взял чужой ребёнок. Он стал раскручивать её за хвост, и тот оторвался. С Олей случилась истерика. На другой день девочка стала говорить с заиканием. Возраст на момент возникновения заикания - 3,5 года.

Слава С. В возрасте 4 лет был в деревне. Во время сильной грозы перед домом упало большое дерево. Мальчик видел это из окна. Он сильно испугался, его долго не могли успокоить. После этого случая ребёнок начал заикаться.

Валера М. В 3,5 года мальчик испугался большой собаки, которая выскочила из-за кустов и начала громко лаять.

Миша А. В 4,5 года заболел бронхитом и попал в больницу без мамы. Мальчик постоянно плакал, отказывался от еды, ни с кем не вступал в контакт. Когда его выписали, ребёнок говорил с сильным заиканием.

Очень часто именно сильнейший стресс провоцирует возникновение этого дефекта. Не обязательно это должен быть испуг.

Я знаю детей, заикание у которых возникло из-за напряжённой обстановки в семье. В одном случае это затяжной конфликт между мамой и бабушкой, в который втягивался и ребёнок. В другом - алкоголизм отца, постоянно устраивающего пьяные дебоши.

Предрасполагающие к заиканию факторы

Хочется подчеркнуть: многие дети чего-то сильно пугаются, и, к сожалению, у нас много неблагополучных семей, в которых дети испытывают сильные стрессы. Тем не менее этот дефект речи проявляется нечасто.

Исследователи отмечают, что видимые причины, в частности те, о которых я рассказала, являются лишь пусковым механизмом, последней каплей в ряде более глубинных процессов в коре головного мозга, отвечающих за речеведение.

Эти процессы действуют на организм ребёнка исподволь, в той или иной степени ослабляют нервную систему, делают её более ранимой, создают фон для срыва её работы. При определённых условиях они начинают проявляться всё сильнее. Лично у меня всегда возникает ассоциация с ежом, который резко ощетинил свои колючки.

Более подробно о причинах заикания и о профилактических мерах, не позволяющих разбудить «спящего ежа», мы поговорим в следующий раз.

Речеведение - это процесс, включающий в себя несколько связанных между собой компонентов: темп и ритм, интонирование, логическое ударение во фразе. Плавное речеведение обеспечивается благодаря достаточному объёму воздуха, пластичности дыхательных движений.  Предлагаю вам игровое упражнение, направленное на развитие грудно-брюшного (диафрагмального) дыхания. У дошкольников же, как правило, оно ключичное, напряжённое и учащённое.

Упражнение «Ожившая игрушка»

Найдите лёгкую игрушку с плоским и широким основанием. Подойдёт и игрушка-варежка, которую малыш наденет на ладошку. Упражнение выполняется лёжа на спине, руки свободно лежат вдоль туловища. Игрушку разместите в области диафрагмы и обратите внимание, что дышащий живот помогает «оживить» игрушку. Если ребёнок захочет оживить игрушку-варежку, тогда одну руку надо положить на грудь, а другую на живот. При этом он не только зрительно, но и тактильно, с удовольствием ощутит чудодейственные возможности своего животика. Фиксируйте внимание ребёнка на движении живота и расположенной на нём игрушки. При этом сопровождайте игру рифмовками.

Плывёт кораблик смелый,

Его веду умело,

Вверх по волне, вниз по волне

Им управлять приятно мне.

Бычок на мостике качается,

А мостик этот не кончается.

Бычку качаться помогу,

То подниму, то опущу.

Куклу в колыбельке

Тихонько я качаю:

То плавно поднимаю,

То плавно опускаю.

Сегодня Ваня - наш пилот -

Вверх поднимает самолёт.

Немного в небе полетает

И на землю опускает.

Рекомендую проводить такие упражнения несколько раз в день, например перед и после дневного (ночного) сна. Они не занимают много времени, их продолжительность составляет от 1-2 до 4-5 минут.

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический анализ проблемы заикания

В данной статье представлен анализ работ различных авторов на проблему заикания....

Психологический подход к проблеме заикания

Проблема заиканиясчитается одной из самых древних в истории развити учения о различных расстройствах речи....

Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разно...

Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи....

Статья "Не будите спящего ежа"

Дошкольный возраст от двух до пяти - это период активного формирования фразовой речи. Ребенку уже многое хочется сказать, но его еще не вполне созревшие речевые возможности не успевают за мыслью....

Физкультурный праздник "Не будите спящего медведя"( Открытие площадки зимних игр и аттракционов).

Предназначен для дошкольных учреждений,школ,детских зимних лагерей , клубов,центров досуга. Цель: предоставить детям возможность использовать зимние прогулки с пользой для здоровья. Задачи: -разв...

Консультация педагога-психолога для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Предоставлен материал для родителей по предотвращению заикания у дошкольников...