Программа кружка художественное слово
материал по логопедии (старшая группа)

Григорьева Екатерина Владимировна

План работы кружка "Художественное слово" в старшей группе логопедического детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hudozhestvennoe_slovo.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 245»

           Перспективный план работы кружка

                        «Художественное слово»

                в старшей логопедической группе

                        Логопед Григорьева Е.В.

Пояснительная записка: Овладение словарным составом литературного языка является для воспитанников необходимым условием освоения ими языка и его грамматики.  Вот почему работа над художественным словом в логопедии заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто коррекционная работа. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Чтение и заучивание стихов позволяет детям: улавливать созвучность, мелодичность речи; решает задачи формирования звуковой культуры речи- помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Цель работы кружка: формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучение детей умению владеть устным словом.

Задачи:

  1. Развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
  2. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
  3. Развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
  4. Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
  5. Закреплять навыки произношения поставленных звуков.
  6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
  7. Воспитывать умение слушать товарища.

Содержание программы

Данная программа рассчитана на учебный год с октября по май. Занятия проводятся 1раз в 2 недели по 30 минут. На занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, дети работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на праздниках в детском саду, городских конкурсах чтецов.

Первый период обучения

Октябрь 

Тема: Стихотворения об осени.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

  1. Беседа об осени.
  2. Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников.
  3. Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.
  4. Прослушивание мастеров слова «Осень» (Е.Баратынский), «Чем осень богата» (Г.Ходырев).
  5. Чтение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высотской, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А.Плещеева.

Тема: Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа об осени.
  2. Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.
  3. Чтение стихотворения.
  4. Беседа по содержанию стихотворения.
  5. Заучивание стихотворения.

Тема: Звуковая и языковая игра в поэзии.

Цель: Познакомить с богатством русского языка, с особенностями звуковой стороны поэзии.

Содержание:

- Беседа о звуках в нашей речи.

- Игра: «На что похож звук?».

- Чтение стихотворения А. Усачева «Шуршащая песенка»

- Беседа по содержанию стихотворения.

- Заучивание отрывка стихотворения.

Ноябрь

Тема: Интонация.

Цель: Формировать умение рассказывать стихи с вопросительной и восклицательной интонацией.

Содержание:

  1. Беседа о интонации.
  2. Игра: «Спроси – ответь».
  3. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
  4. Беседа по содержанию стихотворения.
  5. Заучивание и рассказывание стихотворения по ролям.

Тема: Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о поздней осени, о начале зимы.
  2. Слушание мастеров художественного слова.
  3. Чтение стихотворения.
  4. Беседа по содержанию стихотворения.
  5. Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

  1. Слушание песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».
  2. Беседа о празднике «День матери».
  3. Рассказ детей о маме по плану.
  4. Чтение стихотворения.
  5. Беседа по содержанию стихотворения.
  6. Заучивание стихотворения.

Второй период обучения

Декабрь

Тема: Стихотворения о зиме.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста
  • Развивать образность речи.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

  1. Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников.
  2. Чтение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина.
  3. Беседа по содержанию стихотворений.

Тема: Заучивание стихотворения «Зима» Н.Некрасова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о начале зимы.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений.
  • Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Содержание:

  1. Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки.
  2. Пальчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной.
  3. Чтение стихотворения.
  4. Беседа по содержанию стихотворения.
  5. Заучивание стихотворения.

Январь

Тема: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.
  • Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о зиме, о зимних развлечениях.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Февраль

Тема: Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

Содержание:

  1. Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

  1. Беседа о предстоящем празднике «8 Марта!».
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Третий период обучения

Март

Тема: Стихотворения о весне.

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
  • Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  • Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  • Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

  1. Беседа о том, как весна с зимой встречаются.
  2. Рассматривание репродукций с весенними пейзажами русских художников.
  3. Чтение стихотворений о весне: «Гули-гули голуби» А. Прокофьева, «Лицом к весне» Р. Сефа, «Песенка весенних минут» В. Берестова.
  4. Беседа по содержанию стихотворений.

Тема: Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой.
  • Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о весне.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Апрель

Тема: Заучивание русской народной заклички «Весна».

Цели:

  • Познакомить детей с устным народным творчеством.
  • Способствовать пониманию текста.
  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  • Вызвать интерес к устному народному творчеству.

Содержание:

  1. Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне.
  2. Чтение заклички.
  3. Беседа по содержанию.
  4. Заучивание.

Тема: Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о весне.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Май

Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» 

Цели:

  • Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией отношение к памяти о Войне и великой победе..
  • Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

  1. Беседа о войне,  объяснение слова шинель.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Беседа по содержанию стихотворения.
  4. Заучивание стихотворения.

Тема: Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

Цели:

  • Способствовать эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, понимать средства выразительности.
  • Развивать образность речи.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Содержание:

  1. Чтение стихов о деревьях: «Березка» П. Воронько, «Осинка» И. Токмаковой, «Черемуха» С. Есенина.
  2. Беседа о деревьях.
  3. Чтение стихотворения «Черемуха» Е. Благининой.

Литература:

  1. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
  2. «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
  3. «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
  4. «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.

Примерный конспект кружковой деятельности

Примерный конспект занятия

Тема:

  • Праздник — День Матери. Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.

Цели занятия в детском саду:

  1. Знакомство детей с социальным событием в жизни общества – с праздником «Днем матери».
  2. Формирование умений выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
  3. Развитие умений чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.
  4. Формирование умений передавать свое отношение к содержанию стихотворения.
  5. Развитие связной речи, умение составлять рассказ по плану.
  6. Развитие внимания и памяти.
  7. Воспитание любви и уважения к своей маме.

Оборудование для занятия в детском саду:

  • сюжетная картина «Семья»;
  • картинки с изображения фрагментов из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Ход занятия в детском саду:

1. Организационный момент:

Появляется изображение мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка», звучит песенка мамонтенка про маму.

Логопед: — Дети, кто это? (Мамонтенок.) Что же с ним произошло? Почему мамонтенок такой грустный? (Мамонтенок ищет маму.)

На экране появляется слониха.

Логопед: — Посмотрите, кто это там появился? Да это же слониха. Слониха — мама мамонтенка. Ведь мамонтенок – это слоненок обросший шерстью. Как хорошо, что мамонтенок нашёл свою маму! Слоны — его семья. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети. А вы ребята любите свою маму?

2. Беседа с детьми о празднике «День матери».

Логопед: — Дети, 25 ноября все жители нашей страны отмечали праздник «День матери». Этот праздник прошёл и в нашем детском саду. Дети показывали мамам праздничный концерт, читали мамам стихи и пели песни.

Предложить детям рассказать о своих мамах по предложенному плану:

  1. Как зовут маму? (по имени и отчеству)
  2. Кем работает твоя мама? (назвать профессию, место работы)
  3. Какое самое любимое блюдо готовит тебе мама?
  4. Что любит твоя мама?
  5. Как ты помогаешь своей маме?
  6. За что ты любишь свою маму?

Проводится игра «Подбери признаки»: логопед предлагает детям подобрать слова-признаки.

Логопед: — Дети, какие красивые слова можно подобрать к слову МАМА? Мама, она какая? Добрая, нежная, ласковая, заботливая, хорошая, строгая, работящая, умелая, красивая, веселая, трудолюбивая и т.д.

Проводится физкультминутка: игра-пантомима «Мамины помощники». Ведущий (ребенок), выполняет какие-либо действия (моет, посуду, подметает пол, стирает и т.д.), дети угадывают действия.

3. Чтение стихотворения «Мама» Лунина.

Я так люблю тебя!
Мне нужно, чтобы ты
И в час и в день любой
Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,
Что и сказать нельзя!
Но не люблю, когда
В слезах твои глаза.

Я так тебя люблю!
Хоть обойди весь свет,
Тебя красивей нет,
Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя,
Любимей нет тебя
Никого,
Нигде,
Мама моя,
Мама моя,
Мама моя!

4. Беседа по содержанию стихотворения

Логопед: — Дети, вам понравилось стихотворение? А чем оно вам понравилось? О чём говорится в стихотворении?
Правильно, в стихотворении говорится о любви к маме. О том, как необходима и дорога нам мама каждый час и каждую секунду. О том, как нам грустно, если мама грустит. О том, что наша мама самая лучшая, самая красивая, самая любимая. Дети, а вы хотите выучить это стихотворение для своих мам?

Логопед читает стихотворение ещё раз.

5. Заучивание детьми стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Программа кружка художественного творчества «Капитошка» для детей 5 – 6 лет

Учебный план и конспекты занятий кружка по художественному творчеству с детьми 5-6 летна год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Программа кружка "От слова к звуку"

Программа кружка "От слова к звуку"...

Программа кружка "Художественное слово"

Пояснительная записка Направленность программы - художественнаяОдной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры чел...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»

Рабочая программакружкахудожественно - эстетической  деятельности «Художественная мастерская»...