Лексические темы
методическая разработка по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

Описаны лексические темы, задачи по разделам работы: словарь, грамматика, связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование работы над обогащением словаря, развитием грамматического строя и связной речи на апрель 2020 года:

Лексическая тема

Словарь

Грамматика

Связная речь

1 неделя

Перелетные птицы

Ввести в активный словарь: зяблик, кукушка, журавли, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец;

Звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный;

Прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.

Закрепить правильное использование в речи:

 -простых и сложных предлогов по теме;

- относительных и притяжательных прилагательных;

- существительных с числительными;

- совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Д/и: «4 лишний»

Д/и: «Улетает – не улетает»

Д/и: «Назови ласково»

Д/и: «У кого – кто»

Д/и: «Подбери (вставь) нужный предлог»

Д/и: «Один – много»

Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине.

Опорный план – карта.

Рассказ «Прилетели грачи» с.111 Агранович З.Е.

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде» с.112 Агранович З.Е.

2 неделя

День Космонавтики

Ввести в активный словарь: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, ракета, космос, космонавт, Ю.А.Гагарин,

Д/и: «Подбери признак» (космонавт какой? - …)

Д/и: «Слова – родственники»

Заучивание стихотворения с.112 Агранович З.Е.

3 неделя

Весна (обобщение). Весенний гардероб.

Обобщить представления детей о типичных изменениях весной в живой и неживой природе; дать представления о том, что изменения связаны с потеплением и появлением определенных условий для жизни растений, животных, обратить внимание на изменения в одежде людей.

Сущ.: весна, март, апрель, май, оттепель, ручей, первоцвет, верба, ольха, половодье, гроза.

Прил.: грязный, темный, мокрый, хрупкий, красивый, душистый, яркий, ласковый, теплый, первый, весенний, зеленый.

Гл.: таять, капать, прилетать, расцветать, просыхать.

Закрепить правильное использование в речи:

- относительных и притяжательных прилагательных;

- существительных с числительными.

Д/и: «Что сначала, что потом»

Д/и: «Так бывает или нет»

Д/и: «Подскажи словечко»

Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине.

Работа со стихотворением («Найди и исправь ошибки»

Пересказ рассказа с123 Агранович З.Е.)

4 неделя

Сад. Парк. Лес. Труд взрослых весной (орудия труда).

Ввести в активный словарь: ремонт, техника, трактор, комбайн, уборка, лейка, удобрение, подкормка, поливка;

Сочный, зеленый, влажный, теплый;

Ремонтировать, готовить, чинить, чистить, ухаживать, беречь, поливать, пересаживать, удобрять, протирать.

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед. и мн. числе; согласование сущ. с прилаг.; учить образовывать глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.

Д/и: «Что для чего?»

Д/и: «Кому что нужно для работы»

Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине, серии картин.

Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Составление описательных загадок о цветах и деревьях.

Работа со стихотворным текстом с119 Агранович З.Е.

Речь с движением с.63 Агранович З.Е.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «П Е Р Е Л Е Т Н Ы Е    П Т И Ц Ы».

(1-я неделя апреля).

  1. Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краёв – одна из примет весны. Выучите названия перелетных птиц: ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА. При этом следите, чтобы ребенок старался четко произносить новые слова.

  1. Вместе с ребенком найдите картинки с изображением птиц, названия которых вы выучили и наклейте их в тетрадь. Пусть он показывает и называет картинки. Обратите внимание ребенка на то, что у птиц есть крылья, клювы, что их тело покрыто перьями. Расскажите, что крылья нужны птицам для того, чтобы летать. Покажите, что грач, скворец и ласточка – птицы разного размера. Можете показать на картинках, какие разные гнезда у птиц, рассказать, что грач строит гнездо из веток, ласточка лепит его из глины, а скворец устраивает гнездо в скворечнике.

  1. Дидактическая игра «Кто у кого?» (образовать названия птенцов).
  • Кто у грача?   (Грачата.)
  • Кто у скворца?   (Скворчата.)
  • Кто у ласточки?   (Ласточата.)

  1. Выучить стихотворение:

                        Мы не ели и не пили, –

                        Мы скворечник мастерили.

                        Очень в гости ждем скворцов,

                        Пусть выводят там птенцов.

  1. Выучить пальчиковую гимнастику «ЛАСТОЧКА»:

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

– За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке.

  1. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных).

Грач –

Ласточка –

Скворец –



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «К О С М О С».

(2 неделя апреля)


  Объясните ребёнку, что и почему отмечают во всём мире 12 апреля. Скажите, что это -  День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Алекссевиче Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

- Какой праздник отмечают 12 апреля?

- Что такое космос?

- Что люди запускают в космос?

- Как называют человека, который летит на ракете в космос?

- Кто был первым космонавтом?

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли?

- Что надевает космонавт для полёта в космос?

- Как называется планета, на которой мы живём? Какие еще планеты ты знаешь?

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?

  1. Игра  «Один – много» (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
  2. Игра  «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – …
  3. Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять
  4. Раскрасить ракету пластилином (по трафарету размазываем тонким слоем пластилин, как будто «раскрашиваем»). Выполнить работу на альбомном листе, фамилию подписать (трафарет см.ниже)

        



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «В Е С Н А».

(3 неделя апреля)

  1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово ВЕСНА и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: «Какое сейчас время года?» - «Сейчас весна». Побеседуйте с ребенком о весне во время прогулки, вместе с ребенком назовите ее приметы:
  • Растаял снег, появляется трава.
  • Прилетают птицы.
  • Пригревает солнышко.
  • На деревьях и кустарниках появляются почки, листочки.
  • Появляются первые весенние цветы.

  1. Помогите ребенку составить рассказ о весне. Например: наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Дети пускают кораблики и пр. Запишите его в тетрадь.

  1. Научите ребенка отвечать на вопросы:
  • Какое время года наступило?
  • Почему ты так решил?
  • Какая погода стоит весной?
  • Как одеты люди?

  1. Вместе с ребенком найдите яркую картинку или открытку по теме «ВЕСНА» и наклейте ее в тетрадь. Объясните ему, почему на картинке весна, затем пусть он вам это расскажет. Над картинкой крупно, печатными буквами напишите ВЕСНА. Покажите ребенку, какое слово написали. Задайте ребенку вопросы:
  • Какое время года на картинке?
  • Почему ты так думаешь?
  • Как ты догадался?

  1. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование существительного и прилагательного).

Весна (какая?) – теплая … .

Солнце (какое?) – яркое … .

Цветы (какие?) – первые, весенние … .

Переписать это задание в тетрадь (выполненное).

  1. Выучить пальчиковую гимнастику.

Кап, кап, кап – звенит капель.

Наступил уже апрель.

Ритмично ударять подушечками пальцев обеих рук по столу, как бы играя на пианино.



Предварительный просмотр:


C:\Users\Светлана\Desktop\9maya(100).jpg

Лексическая тема: «9 мая – День Победы»

Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

В День Победы - 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых

  1. РАССКАЖИТЕ детям какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы"; о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.

  1. ВСПОМНИТЕ, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников (дома).

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ:

1)    Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).

Смелый - храбрый,

Отважный - …

Геройский -…

2) Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.

Враг -.

Мир -…

3) Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение

"Мир строит, а война разрушает".

4) Выучите пальчиковую гимнастику:

 Майский праздник - (кулачок-ладошка попеременно)

День Победы, - (кулачок-ладошка попеременно)

Отмечает вся страна - (кулачок-ладошка попеременно)

Надевают наши деды - (сгибают-разгибают пальчики)

Боевые ордена. - (сгибают-разгибают пальчики)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

1.Родителям рекомендуется:

рассказать ребёнку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе; рассмотреть школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей; сходить с ребёнком в магазин, где продают канцелярские товары.

2.Дидактическая игра «Назови ласково».

Рюкзак – рюкзачок, тетрадь – тетрадочка, альбом – альбомчик, карандаш – карандашик, пенал – пенальчик, дневник – дневничок, линейка – линеечка, перемена – переменка.

3.Дидактическая игра «Один – много».

Ручка – ручки, учебник – учебники, портфель – портфели, карандаш – карандаши, фломастер – фломастеры, тетрадь – тетради ….

4.Дидактическая игра «Посчитай».

Одна школа – две школы – пять школ.

Один пенал – два пенала – пять пеналов.

Карандаш, линейка, тетрадь, учебник, циркуль, кисточка ….

5.Дидактическая игра «Ответь, чем?»

Рисуют (чем?) … карандашами.

Пишут (чем?) … ручкой.

Клеят (чем?) … кисточкой.

Показывают (чем?) … указкой.

Режут (чем?) … ножницами.

6.Дидактическая игра «Наоборот».

Тупой – острый, длинный – короткий, толстый – тонкий.

Умный, высокий, весёлый, лёгкий, близко, быстро.

7.Дидактическая игра «Подбери признак».

Карандаш – … длинный, толстый, деревянный, острый….

Портфель – … кожаный, вместительный, яркий, большой ….

8.Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ручка из пластмассы, значит, она … пластмассовая.

Тетрадь из бумаги, значит, она … бумажная.

Ранец из кожи, значит, он … кожаный.

Папка из картона, значит, она … картонная.

Карандаш из дерева, значит, он … деревянный.

Ластик из резины, значит, он … резиновый.

9.Дидактическая игра «Зачем нужен предмет?»

Портфель нужен для того, чтобы ….

Ручка нужна для того, чтобы ….

Тетрадь, карандаши, учебник, пенал, альбом ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...