Игры и упражнения со словами
картотека по логопедии

Словообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_so_slovami.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со словами

Звук «К»

  1. Уменьшительно – ласкательные формы слов:

    Скажем ласково – и вот

    Звук «к» в слово и придет!

  • Существительные: нос – носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.). Голова – головКа (трава, нога, спина, нора, и т.д.)

  • Прилагательные: синий – синеньКий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т.д.).

  • Наречия:  мало – маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

  1. Детеныши:

У любящих мам есть, конечно, ребенок:

У доброй слонихи – милый слоненок,

У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

У храброй тигрицы – игривый тигренок.

Часто теряются дети в пути –

Мамам поможем деток найти!

Лосиха – лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, аистиха, грачиха, журавлиха, ворон и т.д.).

  1. Жительницы стран и городов:

Что за женщины живут в странах?

Как же их зовут?

  • Во Франции – француженКи, в Австрии – австрийКи (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).

       Если дама парижанка, то,

       Конечно, горожанка!

  • Париж – парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т. д.).

  1. Профессии:

                    У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем мне заниматься?

                                     (В. Маяковский)

Плавает на кораблях – моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т.д.).

  1. Занятия, увлечения:

             Профессий и занятий очень много.

             А ты какую выберешь дорогу?

Собирает грибы – грибниК (охотиться, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т.д.).

  1. Он – она (профессии, занятия):

 Артист – артистКа, (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).

Звук «Х»

  1. Он – она

Животные, птицы, насекомые

Птицы, звери и козявки,

Вылезайте из - под лавки!

Всех по парам разобьем,

Всем названия найдем!

Слон – слониХа (лось, еж, бобр, морж, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.).

  1. Люди (профессии, занятия):

Старик – старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).

Звук «С»

  1. Профессии, занятия:

Машина – машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).

  1. Спорт – спортсмены:

Что такое тренировка?

Ловкость, сила и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учебе, и в труде!

 Шахматы – шахматиСт (штанга, футбол, каратэ волейбол, рапира и т.д.).

  1. Музыкальные инструменты, музыканты:

Лишь мелодию услышим,

Замираем… и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

На пианино – пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне на арфе).

Звук «Ш»

  1. «Ласковые» слова:
  • Голова – головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).
  • Трус – трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т.д.).
  • Горе – горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т.д.).
  • Ваня – ВанюШка – ВанюШенька (варя, катя, Надя и т.д.).
  • Милый – милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и т.д.).

  1. Профессии (он  - она):

Лифтер – лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т.д.).

  1. Степени сравнения:

Мы сравним и то, и это,

Мяч успев поймать при этом.

  • Красивый – красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.)
  • Высоко – выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).

  1. Глагольные формы:

Просить – я проШу – ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).

Звук «Ц»

  1. Он – она
  • Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)

     Он, она – какая разница?

     Он – проказник, она – проказница.

     Он был умник, она же – умница.

     Вот послушай, что получится.

  • Учитель – учительниЦа (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, цветочник, молочник, булочник, лодочник танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник модник, скромник бездельник начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т.д.).
  • Поет – певеЦ – певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).
  • Молодой – молодеЦ – молодиЦа (красивый, упрямый и т.д.).
  • Удалой – удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т.д.).

  • Животные:

Лев – львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.)

  1. Жители стран, городов:

                  Города и страны знаем,

                  Кто живет в них, - отгадаем!

  • Норвегия – норвежеЦ – норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, индия, Италия, Испания, Вьетнам и т.д.).
  • Лондон – лондонеЦ – лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т.д.).

  1. «Ласковые» слова:

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково – и вот

Звук к нам в слово и придет!

  • Книга – книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
  • Задание – заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
  • Мороз – морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).

  1. Продукты, посуда:

Где продукты размещать?

Это надо твердо знать!

Хлеб – хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т.д.).

  1. Тара, сосуды, здания:

Сколько есть предметов разных,

Мелких, крупных, очень важных.

Как все это разместить?

Это надо уяснить!

Мыло – мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).

Звук «Ж»

  1. «Ласковые слова»:
  • Сапог – сапоЖок (пирог, друг, круг, долг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).
  • Подруга – подруЖенька (дорога, бумага, нога и т.д.).

  1. Глагольные формы:
  • Гладить – глаЖу (сидеть, находить, водить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и т.д.).
  • Показать – покаЖи – покаЖу – покаЖешь – покаЖете (сказать, вязать, приказать, заказать и т.д.).

  1. Страны, города и их жительницы:

Франция – француЖенка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).

  1. Детеныши:

Верблюд – верблюЖонок (медведь, уж, еж, чиж, морж, стриж).

  1. Сравнительная степень наречий:

Близко – блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).

  

Звук «ЛЬ»

  1. Люди (профессии, занятия, черты характера):

Строит – строитеЛЬ (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобретает, исследует, ищет, оформляет, посещает, покупает, наблюдает, воспитывает, сеет, мечтает и т.д.

Звук «Л»

  1. Вещи, которые нас окружают:

  • Много есть вещей полезных,

           Деревянных и железных,

           Что помогут нам всегда.

           Нам без них – совсем беда!

Качаться – качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.)

  • Чем мы будем укрываться,

Примостившись на кровать?

Чем мы будем умываться?

Что нам нужно в руки взять?

Одевать – одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.).

  1. Прошедшее время глаголов:

Бить – биЛ (-а) (петь, шить, сидеть и т.д.).

Звук «Щ»

  1. «Большущие слова»:

У кошки – усы, у тигра – усиЩи,

У птички – глаза, у дракона – глазиЩи,

У гномика – дом, у Кощея – домиЩе,

В баночке – сомик, в речке – сомиЩе!

  • Нога – ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
  • Сапог – сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).

  1. Существительные среднего рода, образование с помощью суффикса – ищ:

Пасти – пастбИЩе (учить, судить, обитать, хранить и т.д.).

  1. Усиленная степень качества прилагательных:

Ветер дует просто злющий.

Он вреднющий, холоднющий,

От него стал нос краснющий,

Сам же весь стою синющий.

Злой – злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).

  1. Причастия:

Если человек поет, он – поющий,

Если едет – едущий.

Если вдруг ревет – ревущий,

А бежит – бегущий.

Петь – поюЩий (лететь, слышать, сидеть, лежать, говорить, играть и т.д.)

  1. Сравнительная степень наречий:

Толсто – толЩе (чисто, сладко, густо, часто, просто).

  1. Профессии (он - она):

             Много профессий сейчас подберем,

             Мамам и папам занятье найдем!

Мусор – мусорЩик – мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).

Звук «Й»

  1. Глаголы повелительного наклонения:

      Дать – даЙ (копать, падать, стоять и т.д.).

  1. Люди:

    Стоит на часах – часовоЙ (стоит на посту, работает в полиции, отдыхает, нападает, ленится и т.д.).

Звук «РЬ»

  1. Профессии:

Ворота – вратаРЬ (аптека, библиотека, виноград, звон, точит детали и т.д.)

Звук «Ч»

  1. «Ласковые» слова:

Захотелось ласковых нам слов…

Кто из звуков нам помочь готов?

«Ч» - наш самый нежный звук!

Не откажемся мы от его услуг!

  • Юля – ЮлеЧка (Коля, Соня, Ваня, Лена, Таня, Вова и т.д.).
  • Палец – пальЧик (заяц, цветок и т.д.).
  • Сито – ситеЧко (утро, время, имя, сердце, кольцо, крыльцо и т.д.).

  1. Люди (профессии, занятия):
  • Скрипка – скрипаЧ – скрипаЧка (цирк, трюк и т.д.).

  1. Автомат – автоматЧик – автоматЧица (перевод, лодка, пасека, обход, миномет и т.д.).

  1. Животные и их детеныши:

Заяц – зайЧиха – зайЧонок – зайЧата (волк, белка, кролик, барсук, паук, скворец, грач и т.д.).

  1. Люди (он - она):
  • Пловец – пловЧиха (купец, дворник);
  • Сибиряк – сибиряЧка (рыбак, моряк, бедняк гордец, добряк и т.д.).

  1. Сравнительная степень наречий:

Богато – богаЧе (громко, жестко, звонко, коротко, крепко, круто, легко, мелко, мягко, резко, ярко).

  1. Притяжательные прилагательные:

       Хвост у собаки, конечно, собачий,

       У поросенка он поросячий,

       А вот у кошки просто кошачий,

       У индюка цветной, индюшачий.

  • Заяц – заяЧий (волк, белка, поросенок, теленок и т.д.).
  • Охотник – охотниЧий (старуха, девица, рыбак, разбойник и т.д.).

Игра «Слово заблудилось»

Дифференциация согласных

Заблудиться может каждый,

Даже очень, очень важный:

Бизнесмен или ребенок,

Белка, мышка и котенок.

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось…

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей!

  • 1 вариант: на доску выставляются картинки (от 3 до 8):

- «З» - «Ж»: зубы, забор, заяц, жаба, завод, звезда.

  • 2 вариант (с мячом): слова даются на слух. Логопед произносит ряд слов и бросает мяч кому-либо из детей. Ребенок выбирает на слух лишнее слово, произносит его и возвращает мяч логопеду.

- «С» - «Ш»: шуба, санки, шарф, шайба, шакал, шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов

В презентации представлена система работы над формированием умения выполнять звуко-слоговой анализ слов у дошкольников  с ОНР. Этапы работы сопровождаются методическим обеспечением....

Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения ...

Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.

Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с  ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

Рекомендации для воспитателей средней массовой группы. Игры и упражнения со звучащим словом.

Материал предназначен для воспитателей средних массовых групп детского сада. Цель: работа по профилактике звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста....