Заикание
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Гладкова Мария Николаевна

Презентацияпо логопедии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay по устранению заикания у детей дошкольного возраста Выполнила: Слушатель ИДО «Логопедия»: Гладкова Мария Николаевна г .Барнаул 2020

Слайд 2

Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Слайд 3

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay .

Слайд 5

Методика Н.А. Власовой Методика Е.Ф. Рау Построена на принципе нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Слайд 6

Е. Ф. Рау видит следующие задачи логопедической работы: освободить речь заикающихся детей от напряжения ; сделать речь свободной, ритмичной, плавной и выразительной ; устранить неправильность произношения; воспитать четкую, правильную артикуляцию . Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Слайд 7

3 этапа занятий по перевоспитыванию речи заикающихся по Е.Ф. Рау На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация. На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед. На третьем , завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Слайд 8

Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми- дошкольниками: Сопряженная речь; Отраженная речь; Ответы на вопросы по знакомой картинке; Самостоятельное описание знакомых картинок; Пересказ прослушанного небольшого рассказа; Спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); Нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Слайд 9

Сопряженная речь – такая речь, когда слово или фразу ребенок произносит с логопедом. «Посмотри, вот мячик, повтори вместе со мной – вот мячик» «Брось мячик мне, скажи – я бросаю мячик»

Слайд 10

Отраженная речь – этот вид речи сходен с предыдущим, так как в нем также нет еще элементов самостоятельной речи.

Слайд 11

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. При ответе на вопрос ребенок одно слово в предложении должен произнести самостоятельно. Логопед – «Кто ловит мышку?» Ребенок – «Кошка ловит мышку»

Слайд 12

Самостоятельное описание картинок. Комментирование процесса рисования/ лепки Обсуждение готового рисунка/поделки

Слайд 13

Пересказ прослушанного небольшого текста Логопед уже не пользуется картинками, подсказывающими детям содержание произносимой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и память путем прослушивания, а затем пересказываниея прочитанных небольших рассказов.

Слайд 14

Спонтанная эмоциональная речь Построение небольшого рассказа на заданные слова ОДУВАНЧИК Девочка : «Шла я раз весной по лужочку , увидела одуванчик. Он уже был не желтый, а белый. Я его сорвала, подула, и он весь разлетелся как маленькие парашютики ». ЛЯГУШКА Мальчик : «Шел я в лесу по дорожке, увидел лягушку. Когда она садится, у нее ноги как будто маленькие, когда прыгает, они становятся большие, наверное, вытягиваются, чтобы лучше прыгать ».

Слайд 15

Когда дети уже овладели спонтанной речью, им можно дать возможность вести разговор друг с другом.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика коррекционной работы при открытой форме ринолалии до операции Выполнила: Слушатель ИДО Гладкова Мария Николаевна г.Барнаул 2020

Слайд 2

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии : ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ, СМЕШАННАЯ Что такое ринолалия ?

Слайд 3

Открытая ринолалия - самая сложная и часто встречаемая форма, хар-ся дефек-ой артикуляцией и носовым оттенком речи. Открытая фун-ая ринолалия бывает у детей с вялой артикуляцией, при недостаточном подъеме мягкого неба и часто наблюдается после удаления аденоидов, когда длительно ограничена подвижность мягкого неба. При этой форме больше нарушаются гласные звуки. Прогноз благоприятный.

Слайд 4

Приобретенная органическая открытая ринолалия образуется при перфорациях твердого и мягкого неба из-за травм, ранений, а также при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба, давлении, опухолей и т.д. Врожденная открытая органическая ринолалия , как следствие расщелины мягкого или твердого неба, наблюдается полное или частичное соединеие полости рта и носа

Слайд 5

Закрытая ринолалия , обусловлена речевым выдохом через рот, при всех звуках, отсюда страдают носовые звуки и тембр голоса. Причина: органические изменения в носовом пространстве(полипы, опухоли, искривления перегородки, или фун-ое расстройство небно-глоточного смыкания Смешенная ринолалия возникает при комбинации факторов, возникающих и при открытой и при закрытой ринолалии .

Слайд 6

Формы расщелин сводятся к двум основным группам: 1)Сквозные - когда нарушается целостность альвеолярного отростка, могут быть односторонние и двухсторонние , а также сопровождаются расщелинами верхней губы, нарушениями строения зубного ряда

Слайд 7

2)изолированные- разделяют небо пополам, могут захватывать только мягкое небо, твердое небо и доходить до альвеолярного отростка. Как разновидность – субмукозная расщелина- отверстие закрыто слизистой оболочкой.

Слайд 10

При врожденных расщелинах нарушаются Питание ребенка Физиологическое и речевое дыхание. Характер работы лицевой мускулатуры Стабилизируется неправильное положение языка в ротовой полости (чрезмерное поднятие корня языка) Снижение слуха Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата вызывают многообразные отклонения в развитии всех сторон речи и голоса. Наиболее распространённым речевым нарушением является открытая ринолалия , возникающая при врожденном дефекте губы и неба.

Слайд 11

Нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания Неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным (гортанным) способом На развитие голоса влияют особенности поведения Причины патологии голоса при врожденном дефекте

Слайд 12

Речь развивается с опозданием. Импрессивная относительно в норме, а экспрессивная имеет качественные изменения - Речь крайне невнятна, - Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т, д , ч, ш , щ , ж, р ; у нижних резцов для произнесения звуков с, з , ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки. - Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией. Тяжелее всех при этом дефекте страдает речь. Характеристика речи ринолалика :

Слайд 13

Коррекция дефекта при ринолалии осуществляется медицинскими и психолого-педагогическими средствами Обычно применяются хирургические методы лечения. Их цель в первую очередь - улучшение питания и восстановление нормального дыхания ребенка, что имеет огромное значение для всего организма в целом ( операции:уранопластика,хейлопластика,велопластика ) К сожалению, даже идеально сделанная операция без логопедических занятий не создает у ринолалика нормальной речи, так как он продолжает использовать привычный стереотип артикуляционных движений. Коррекция дефекта при ринолалии

Слайд 14

1. Дооперационный подготовительный этап. 2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. 3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. 4. Этап полной автоматизации новых навыков. Коррекционная работа по исправлению ринолалии проводится в 4 этапа и требуетвоздействия на всю систему голоса и речеобразования :

Слайд 15

Логопедическое воздействие в дооперационный период 1. Подготовить нёбную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки. 2. Выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания. 3. Укрепить мускулатуру гортани. 4. Создать предпосылки для правильно о звукопроизношения, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед. 5. Дифференцировать слуховое восприятие фонем. Логопедическое воздействие в послеоперационный период 1.Развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания (активизация небной занавески) 2.Устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков; 3. Подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков ).

Слайд 16

Коррекционная работа Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы: а) массаж мягкого нёба; б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

Слайд 17

Основные направления коррекционной работы Активация мышц мягкого неба Упражнения с гласными «А,Э» Активизация мышц глотки Имитация глоточного рефлекса и позевывания Подготовка артикуляционного аппарата к правильному звукообразованию Упражнения дляязыка,щёки губ. Массаж губ Развитие речевого дыхания Упражнения на выработку правильной воздушной струи. Дыхательные упражнения Назализация гласных звуков Фонопедические упражнения Вокальные упражнения Развитие речеслуховых дифференцировок Упражнения акустического дифференцирования : неречевых звуков, звуков в слове. мелодико - ,интонационно - слуховогоопыта,восприятие назализованных и «чистых» звуков, восприятие собственного произношения

Слайд 18

Структура логопедического занятия при ринолалии Оргмомент . Нормализация моторики нижней челюсти. Массаж твёрдого и мягкого нёба. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки. Массаж лица. Массаж губы (после хейлопластики ). Мимическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким. Дыхательная гимнастика. Работа над голосом. Объявление темы. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). Развитие лексико-грамматической стороны речи. Домашнее задание. Итог логопедического занятия.

Слайд 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : ВансовскаяЛ.И . «Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» - СПб, Гиппократ. 2000г. Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» / Под.ред . С.П.Таптаповой - М. Просвещение, 1984г. Ипполитова А.Г. «Открытая ринолалия »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...