разработки по развитию речи детей логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Крогульская Елена Алексеевна

подбор лексического материала, игры, загадки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, художественная литература по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_po_razvitiyu_rechi.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «НАШ ГОРОД»

Цель: расширять знания детей о городе, в котором мы живем, названии улиц и в честь кого эти улицы названы; учить понятию домашний адрес.

Словарь:

Существительные: Жуковский, герб, город, улица, дом, квартира, адрес, площадь, дорога, строительство, магазин, детский сад, школа, завод, институт, фонтан, памятник, парк, стадион, музей, театр, дворец культуры, музыкальная школа, летчик, космонавт, ученый.

Прилагательные: родной, красивый, зеленый, просторный, уютный, молодой, высокий, интересный.

Глаголы: строить, сажать, расти, развиваться, любить, уважать, охранять, помнить, почитать.

Наречия: высоко, красиво, весело, интересно.

Игровые технологии:        

- «Узнай на фото»

- «Слайды «Наш город»

- «Разрезные картинки»

- «назови улицу, названную в честь летчика»

- «Назови улицу, на которой живешь»

- «Чего в городе много?» (улиц, домов, школ, детских садов, магазинов и т.д.)

Координация речи с движением        

Мы идём по тротуару,                        шагают друг за другом;

Мы глядим по сторонам.                повороты головой в стороны;

Тут мы видим «Хозтовары» -                показать руками вправо;

Утюги и мыло там.

Ярко буквами белея,

Чуть левее – «Бакалея»,                показать руками влево;

Кукуруза там, рожки

И мука на пирожки.                        «лепить пирожки»;

Мы идём по тротуару                        шагают друг за другом;

Мы читаем как стихи:

«Канцелярские товары»,                хлопки в ладоши.

«Фрукты – овощи», «Цветы».

        

        Пальчиковая гимнастика

Город – это улицы, площади, дома,                ладонь правой руки лежит на столе,

                                                        поочередное постукивание пальцев;

Школы и музеи, парков тишина,                ладонь левой руки лежит на столе,

                                                        поочередное постукивание пальцев;

Блеск огромных стёкол, праздничных витрин,                разводить пальцы в стороны и

                                                                        соединять;

Быстрое движенье                        круговые движения руками, согнутыми в локтях;

Прохожих и машин.                        указательные и средние пальцы «бегут» по столу.

Раз – два – три – четыре – пять –                разжимать пальцы из кулачка, начиная с

Вышли пальчики гулять.                        мизинца;

Раз – два – три – четыре – пять –                постепенно сжимать в кулачок.

В домик спрятались опять.

Стихи

Городов на свете много,                        Он собрал людей великих,        

Но прекрасней всех один,                        Выдающихся людей:

Тот, в котором ты родился,                        Инженеров, космонавтов,        

Сделал шаг в чудесный мир.                        Летчиков, учителей.        

Имя городу родному                                Все стараются трудиться,

В честь Жуковского дано.                        Чтобы стал еще светлей,        

Но не только это имя                                Наш Жуковский – чудный город,        

Славу городу дало.                                Нет на свете нам родней!

Жура – Жура – журавель,

Облетел ты сто земель,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Художественная литература:

З. Александрова «Родина»

С. Михалков «Моя улица».

Гимн г. Жуковского

Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

ТЕМА «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Цель: расширять представления детей о правилах дорожного движения, о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика и госавтоинспектора. Уточнять и закреплять знания детей о названиях и значениях элементарных дорожных знаков.

Словарь:

Существительные: правило, дорога, движение, безопасность, нарушение, авария, светофор, перекресток, асфальт, переход, пешеход, водитель, транспорт, знак, сигнал, регулировщик, госавтоинспектор, жезл, свисток.

Прилагательные: дорожный, пешеходный, наземный, подземный, внимательный, красный, желтый, зеленый.

Глаголы: идти, ехать, тормозить, соблюдать, управлять, уступать, регулировать, следить, нарушать, переходить.

Наречия: внимательно, осторожно, опасно, быстро.

Игровые технологии:        

- «Отгадай загадку»

- «Разрезные картинки»

- «Найди дорожный знак»

Физкультминутка                        

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                ходьба по кругу топающим шагом, круговые

Я стучу, стучу, стучу,                        движения согнутыми в локтях руками;

Я лечу, лечу, лечу,                        руки в стороны, легкий бег по кругу.

Опоздать я не хочу.        

        

Координация речи с движением        

        «Машины»

На улице нашей машины, машины,                дети двигаются из одного конца группы

Машины-малютки, машины большие.        в другой, держа в руках воображаемый руль

Спешат грузовые, фырчат легковые,        сделав разворот, двигаются в другую

Торопятся, мчатся, как будто живые.        сторону;

- Эй, машины, полный ход!                        один из детей – пешеход, «переходит

Я – примерный пешеход.                        улицу», произнося эти слова.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю!

        Пальчиковая гимнастика

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,                - пальцы в кулак, кроме большого;

                                                большой палец «прыжками» по столу;

А вторые – догонять,                        - два пальца по столу;

Третьи пальчики – бегом,                - три пальца по столу;

А четвертые – пешком.                        - четыре пальца по столу;

Пятый пальчик поскакал,                - пять пальцев по столу;

И в конце пути упал.                        - ударить кулачками по столу.

Загадки

Не живая, в идёт,                                        Запылал у чудища изумрудный глаз -

Неподвижна, а ведёт.                                Значит, можно улицу перейти сейчас.

Что это?                                                Что это?

                (Дорога)                                                        (Светофор)

Чтоб тебе помочь, дружок,                        Веселая работа,

Путь пройти опасный,                                Завидно от души!

День и ночь горят огни –                        Свисти, когда охота

Зелёный, жёлтый, красный.                        Да палочкой маши.

Что это?                                                                        (Регулировщик)

                (Светофор)

Эта зебра на дороге                                На машине мчусь стрелой.

Не бежит, не скачет,                                Глядь: «кирпич» передо мной!

И, хотя по ней все ходят,                        Не валяется – висит,

Она совсем не плачет.                                Ехать дальше не велит!

                (Пешеходный переход)                (Дорожный знак «Проезд запрещен»)

На дороге – лежит,

Под машиной – бежит.

Пока молод – чёрный,

Тёплый, размягчённый.

А как постареет,

Затвердеет, посереет.

Пословицы и поговорки        

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Тише едешь – дальше будешь.

Стихотворение                                        Считалка

Чтобы перейти дорогу,                                - Где ты был до сих пор?

Надо правил знать немного.                        - Задержал светофор.

- Пешеход, остановись,                                Красный: ясно – путь опасный.

И налево оглянись.                                Желтый – то же, что и красный.

Не видать ли где машины,                        А зеленый впереди – проходи!

Чтобы не попасть под шины?

Видишь – «зебра» впереди,

Вот по ней переходи!

                В. Орлова

Художественная литература:

А. Вольский «Запомни, юный пешеход»

А. Иванов «Азбука безопасности»

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей логопедической группы средствами УНТ

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.Поэтому необходимо...

Проектная работа "Использование логоритмики в непосредственно музыкальной деятельности для плодотворного воздействия на развитие речи детей логопедических групп

Проект направлен на организацию и внедрение логоритмики   в непосредственно образовательную деятельность «Музыка» в логопедических группах....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Особенности развития речи детей логопедической группы Трофимова К.М. Сентябрь 2021

Особенности развития речи детей логопедической группы...