Автоматизация звука [Ч]
картотека по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ч, начинается с самых легких заданий для малыша.

  1. Спой «песенку веселого паровозика».

Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…

  1. Повтори обратные слоги со звуком Ч.

Ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.

  1. Повтори обратные слоги со стечением согласных:

Ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт

  1. Повтори прямые слоги со звуком Ч.

Ча-чо-чу-чи-че

  1. Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.

Ача-ачо-ачу-ачи
оча-очо-очу-очи
уча-учо-учу-учи
ича-ичо-ичу-ичи

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Чта-что-чту-чти-чте
чма-чмо-чму-чми-чме

  1. Повтори слова со звуком Ч в конце слова.

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач.
Оч: ночь, дочь.
Уч: могуч, тягуч, тянуч.
Ич: дичь.
Еч: меч, течь.
Яч: мяч.

  1. Повтори слова со стечением согласных.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

  1. Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.

Ча: кочан, туча, бахча.
Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок.
Чу: хочу, каучук, жемчуг.
Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий.
Че: ученик, учение, учебник.
Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

  1. Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша.
Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий.
Чи: чиж, чижик, чинный.
Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха.
Чё: чётки, чёткий, чётный.
Стечение согласных: чмокать, чтение.

  1. Повтори слова с двумя звуками Ч.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка        новая маечка           Анечкин мячик
ягодная начинка              ночная бабочка       дикая уточка
чугунная печка                тонкая веточка        мягкая овчинка
Ванечкин зайчик              мягкие тапочки       темная тучка
удобные ботиночки         чайные чашки         умный ученик
кожаный чемоданчик      утиное яичко           дубовая бочка
чугунная ванна                пахучий мёд            новый учебник

  1. Повтори предложения.

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

  1. Повтори пословицу.

Ученье-путь к уменью.

  1. Повтори и отгадай загадки.

Бочку за бочкой
Тянут из мешочка.
(Лото) 

Мы ночью ходим,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
(Часы) 

Мычит: «Му-му-му»,
Кто это — не пойму?
(Корова)

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(Ручей)

  1. Повтори стихи.

У зайчика значок,
На значке — кабачок.
А. Хмелёва  

Птичка, птичка,
Попей водички!
Водичка в бочке,
Бочка — на кочке.
А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....