Автоматизация звука [З`]
картотека по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

Автоматизация звука [ЗЬ]

Песенка маленького комарика зь-зь-зь
 
Основные направления автоматизации
1Прямые слоги и слоговые ряды:  ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ
зя-зё-зю-зи                  зю-зи-зя-зё
зё-зю-зи-зя                  зи-зя-зё-зю
 
2. Слова с прямыми слогами:
Зина                магазин          зевать             зябь                        зяблик*
вазелин*          зима               бензин            газета                     зябнуть
нельзя*           газель*           зимний           бузина                    музей
Кузя                зелень*           козёл*             зимовать                низина
подземный      хозяин            земля*            озёра*                    зимовье
Тузик              везёт               хозяйка          земляника*            зёрна*
зимы               дивизия          позёмка          козявка                  землянка*
резина*           зимник           возить             изюм                      возят
зелёный*         корзина*
 
3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:
ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ                    АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ
зня - знё - зню - зни                 азнь - ознь - узнь - ызнь
знё - зню - зни - зня                 ознь - узнь - ызнь - азнь
зню - зни - зня - знё                 узнь - ызнь - азнь - ознь
зни- зня - знё - зню                  ызнь - азнь - ознь - узнь
 
(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)
 
4.  Слова со стечением согласных:
Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма.
 
5. Фразы с отработанными словами:
Зина запускает змея.
Тузик зябнет зимой.
Зимой зябнет нос.
Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везёт гвозди.
Зина, возьми букет гвоздик.
Медведи спят зимой.
 
6.  Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зябнет нос, идет зима.                                Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома.                         Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет:                                 Зеленые бананы -
Землю, степи и завод.*                               Забавной обезьяне.*
 
В зеленом, зеленом, зеленом лесу               Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,
Зеленый листок земляники несу.                     Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,
Зеленая ветка под елью не спит,                      Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,
Зеленая музыка где-то звенит,                          Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.
Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.*
 
7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания:
Зима
Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
 
ГАЗЕТА
Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
 

8. Лексико-грамматические упражнения.
 
а) Подбор родственных слов:
- зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка...
- земля - землянка, земляной, земляника, земельный...*
- змея - змей, змейка, змеиный, змеевик...
 
б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
зима - зимний (день)                          музей - музейный (экспонат)
земля - земляная (жаба)*                   газета - газетный (киоск)
змея - змеиный (яд)                            бензин - бензиновый (бак)
звезда - звездный (путь)                     болезнь - болезненный (вид)*
озимь - озимые (поля)*                       магазин - магазинная (цена)
 
в) Образование имен, и родит, падежа множественного числа существительных
зима - зимы - много зим
музей - музеи - много музеев
земля - земли - много земель*
газета - газеты - много газет
змея - змеи - много змей
магазин - магазины - много магазинов
звезда - звезды - много звезд
фантазия - фантазии - много фантазий
обезьяна - обезьяны - много обезьян
гимназия - гимназии - много гимназий
 
г) Составление предложений из данных слов:
Обезьяны, зимой, зябнуть -
Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -
Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -
Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -
Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* -
Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -
Зина, зябнуть, у, зимой, нос -
Небо, светить, в, звёзды -
Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать -
Кузя, Зина, везти, санки, на –

9. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
амиз -    йезум -  мюзи -   изев -
яемз -    ялмез* - аниЗ -    бязо –
идзовг - йомиз - газгиз - тинез –
тизов -   ковез -   низнеб - йинмиз -
 
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:
зин-ма-га -    зе-га-та -              нит-зе-ка –
зи-бу-на -      ин-зя-хо -      та-во-зе –
ва-лин-зе* -  зяй-хо-ка -    ва-зе-ка –
лян-ка-зем* -       гвоз-ка-ди -  ка-зём-по -
 
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3'):
                                  ЯЩПГАЗЕТАХИ
                                  НТУМУЗЕЙСАФ
                                  БВОЫДЁЗЕМЛЯ*
                                  РЮЛГВОЗДЬСЦ
                                  ЖБЕНЗИНХЧПК
 
                                 ОШИЛЗИМАХТР
                                 ПГАЗЕЛЬГСЛМ
                                 ОРСШУЛИЗЮМФ
                                АЛЗМЕЯЖУНПХ
                                СКУКОЗЛИКРМ*
 
г) Чтение слогов ЗЯ. ЗИ. ЗЕ. Придумывание слов с этими слогами.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....