Фонационная разминк
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка»  для детей старшей логопедической группы. Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка»  адресовано учителям-логопедам и воспитателям, работающим с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.  «Фонационная разминка»   – это комплекс специально подобранных  упражнений, направленных на коррекцию и развитие просодической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фонационная разминка200 КБ

Предварительный просмотр:

        

Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка»

 для детей старшей логопедической группы

подготовила учитель-логопед МАДОУ № 240

 г. Кемерово

Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка»  адресовано учителям-логопедам и воспитателям,

 работающим с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.  «Фонационная разминка»   – это комплекс специально подобранных  упражнений, направленных на коррекцию и развитие просодической стороны речи.

В разминку  входят упражнения и игры для развития и коррекции:  

• дыхания;

• силы голоса;

• тембра голоса;

• темпа и ритма;

 • интонации.

У ребёнка со стертой дизартрией страдает просодическая сторона речи. Поэтому,  комплекс фонетической разминки для таких детей, должны включать разнообразные виды дыхательных и голосовых упражнений, что будет способствовать коррекции просодики.  Стертая форма дизартрии Чтобы максимально скорректировать просодическую сторону  речевого развития, сформировать новые стойкие умения и навыки у таких детей   требуется достаточное количество времени и  систематическое повторение упражнений. На разминку педагог может потратить не более 5 минут. Физически сложно за столь короткий промежуток времени отработать с детьми упражнения до идеального выполнения. Поэтому возникает необходимость в отработке одного и того же или однотипных упражнений в течение длительного времени. Упражнения подобраны так, чтобы один миникомплекс  отрабатывался в течение недели с учетом лексической темы недели. По необходимости его можно продлить до двух недель. Желательно придерживаться, приведённого в пособии порядка, так как упражнения подобраны с учетом последующего усложнения. Учитель-логопед (воспитатель) вправе выбирать  комплексы целиком  или упражнения из разных комплексов в зависимости от темы недели, уровня развития и возможностей детей группы, а так же  по необходимости. Данные упражнения можно включать в занятия, коррекционные часы или логопедические минутки.

Начинать упражнения следует  с  психологического настроя направленного на установление контакта с детьми, привлечение их внимания,  достаточно добиться, чтобы все обучающиеся начали внимательно слушать учителя-логопеда (воспитателя). На этапе формирования мотивации  необходимо ободрить детей, высказав мнение, что у них обязательно всё получится, если выполнят упражнения регулярно.

         На этапах выполнения упражнений взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, уточняет правила, по возможности используя игровые приемы, а затем показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делают воспитанники, а учитель-логопед (воспитатель) контролирует выполнение.  

Картотека дыхательной и дикционной гимнастики.

№ недели

Даты

Тема

Дыхательная и дикционная гимнастика.

Сентябрь

1

4-8

«Лето красное прошло»

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом - 4-5 раз.

2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть).

2

11-15

Детский сад.  Игрушки.

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом -4-5 раз.

2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть).

3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз.

3

18-22

Осень

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на осенний листочек. Выполнять 4-5 раз.

2. Положить листья перед собой на столе,  сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз.

3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз. Выполнять 4-5 раз.

4

26-29

Овощи

1.  Сидя за столом подуть в соломинку не надувая щек.

«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там друзья.

Соломинкой , втягивая в себя воздух взять горошины (лучше фасоль, чтобы были крупнее диаметра соломинки) и переносить горошины из одной чашки в другую без помощи рук.

2.  Лежа на спине сделать бесшумный вдох носом, игрушка поднимается вверх.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, игрушка опускается вниз. Выполнять 3-4 раза.

3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе У-У-У (длительно, пока не закончится воздух).  Выполнять 3-4 раза.

Октябрь

5

2-6

Фрукты/ Сад-огород

1.  Выполнить стоя. На область диафрагмы положить ладонь, подвигать мышцами живота надуть-втянуть.  Выполнять 3-4 раза.

2. Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе А-А-А (пока не закончится воздух).  Выполнять 3-4 раза.

6

3-13

  Продукты питания.

1.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп»(картинка) живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  На выдохе произносить длительно О-О-О живот втянуть. Контроль ладонью.

3. Выполнить упражнение № 2. На выдохе произносим У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О.  Контроль ладонью.

7

16-20

Посуда.

1.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп» живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить   И-И-И, Э-Э-Э, И-Э-А-У  живот втягивать.  Контроль ладонью.

8

23-27

Домашние птицы

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на легкое перышко живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  П-П-П, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ живот втягивать.  Контроль ладонью.

9

30.10-3.11

Домашние животные/ Деревенский двор

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  живот втягивать.   Громко-тихо.

Ноябрь

10

6-10

Каникулы. Город Кемерово. /Россия

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.   Громко-тихо.

11

13-17

Дикие животные. Животные Кузбасса.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного»(можно использовать игрушку с длинным мехом, или на картинку животного приклеить мех). Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.  Медленно-быстро. С вопросительной интонацией.

12

20-24

Зоопарк. Животные жарких стран. Животные севера.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного». Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  НА-НА-НА, МА-МА-МА, ПА-ПА-ПА, НА-МА-ПА и т.д. как можно больше слогов на одном выдохе, живот втягивать.   Медленно-быстро., с вопросительной интонацией, с восклицательной.

13

27.11-1.12

Зима. Зимующие птицы. Птицы нашего города.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить зимующих птиц от 3 до 5 (живот сдуть). С вопросительной интонацией, с восклицательной, с повествовательной.

Декабрь

14

4-8

Одежда.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить одежду, кто больше (живот сдуть). Медленно- быстро, громко-тихо.

15

11-14

Обувь.

Головные уборы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на одном выдохе произнести 1 фразу: « Как у нашей свинки на ногах ботинки», «У сыночка Вовки новые кроссовки», «Шапка да шубка, вот и весь мишутка» , « Как у нашей кошки  а ногах сапожки». В медленном и быстром темпе. Громко-тихо. С разной интонацией.

16

18-22

Зимние забавы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Широкий язык положить между губами и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», загнать ватку в ворота из кубиков.  Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Читать стихотворение.

Вдох бесшумный:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Вдох бесшумный:

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Вдох бесшумный:

Но где - же снежинки? В ладошке вода,  

Вдох бесшумный:

Куда же исчезли снежинки? Куда?  

Вдох бесшумный:

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...  

Вдох бесшумный:

Как видно, ладошки мои горячи».

4. Каждую строчку произнести с разным настроением весело, грустно, обиженно, сердито.

5.Этоже стихотворение:

Каждый раз увеличивать количество строк на выдохе.

17

25-29

Новый год.

1 Сделать бесшумный вдох, на выдохе произносить игрушки, которые весят на елке, кто больше назовет на одном выдохе.

2. Сказать фразу с разной интонацией: В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.

Январь

18

8-12

Мебель.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произнести знакомое стихотворение.

Медленно- быстро, громко-тихо.

19

15-19

Бытовые приборы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произносить чистоговорки и скороговорки.

С разной интонацией.

20

22-26

Транспорт

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на маленькую машинку (привести в движение), на бумажные кораблики (оригами), на бумажные самолетики. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  как можно дольше У-У-У,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.  

Медленно-быстро, высоко-низко. С вопросительной интонацией.

3.  Рассказывать стихотворение с интонацией меняя темп.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять

Можно гонки начинать. (весело, средний темп)

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,   (весело, быстрее)

 Но  пальцы  машинку мою тормозят.   (Удивленно,  замедляя)

Закрылись.(грустно)

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли,  не  светят уже. (грустно, медленно и тише)

4.  На одном выдохе прочитать все стихотворение.

Февраль

21

29.01-2.02

Профессии.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого).

2. Читать знакомые стихи с разным эмоциональным настроением.

22

5-9

Инструменты.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого).

2. На выдохе как можно большее количество раз повторить название инструмента. Брать слова с разной слоговой структурой от коротких до длинных.

23

12-16

Человек. Семья.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот.(от низкого до высокого).

2. Произнести фразу разными голосами как бабушка, как папа, как мама, как сестренка и т.д.

24

19-23

День Защитника Отечества. Великие полководцы.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

Март

25

26.02-2.03

Комнатные растения.

1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

26

5-9

Мамин праздник. Цветы. Первоцветы Кузбасса.

1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо, разной высотой

3. Читать стихи используя интонацию.

27

12-16

Весна. Прилет птиц. Птицы нашего края.

1. Дуем на «бумажных птиц», перья, соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо, разной высотой

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

28

19-23

Обитатели водоёмов. Реки Кузбасса и их обитатели

1. Пускание мыльных пузырей, дуем в воду через соломинку, соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить названия рыб с разной скоростью, громко-тихо. Повышая и понижая голос.

3. Читать стихи, используя интонацию.

29

26-30

Наша Родина Кузбасс. Символика Кузбасса. /Столица нашей Родины – Москва.

1. Дуем на «флаги» (сильный ветер, слабый) соблюдая движение диафрагмы, не надувая щек.

2. На выдохе произносить фразы с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

Апрель

30

2-6

Здоровье. Спорт.

Спортсмены. Кузбасса.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

31

9-13

Космос. Космонавты.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

32

16-20

Деревья. Лес. Растительный мир Кузбасса.

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на зеленый листочек. Выполнять 4-5 раз.

2. Положить листья перед собой на столе,  сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз.

3. На выдохе произнести знакомое стихотворение по теме с ускорением.

33

23-27

Ягоды. Грибы.

1. Вдох, на одном выдохе посчитать грибы (кто больше).

2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса.

34

30.04-3.05

Насекомые и пауки.

1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

Май

35

7-11

День Победы.

Герои Кузбасса.

1. На одном выдохе произносить ритмично слоги (кто больше)

2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса.

36

14-18

Злаки.  

1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы.

2. Стихи с интонацией.

37,38

21-31

Лето.

1. Дуем на «бумажных насекомых», бумажные к кораблики соблюдая движение диафрагмы.

2. Стихи с интонацией с соблюдением логических пауз.

        

Картотека дыхательной и дикционной гимнастики.

Рекомендации: каждый комплекс отрабатывается ежедневно в течении недели, задания построены по принципу от простого к сложному.

№ недели

Тема

Дыхательная и дикционная гимнастика.

Сентябрь

1

«Лето красное прошло»

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом - 4-5 раз.

2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть).

2

Детский сад.  Игрушки.

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом -4-5 раз.

2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть).

3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз.

3

Осень

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на осенний листочек. Выполнять 4-5 раз.

2. Положить листья перед собой на столе,  сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз.

3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз. Выполнять 4-5 раз.

4

Овощи

1.  Сидя за столом подуть в соломинку не надувая щек.

«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там друзья.

Дуть на горошины, соломинкой, втягивая в себя воздух, взять горошины (лучше фасоль, чтобы были крупнее диаметра соломинки) и переносить горошины из одной чашки в другую без помощи рук.

2.  Лежа на спине сделать бесшумный вдох носом, игрушка поднимается вверх.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, игрушка опускается вниз. Выполнять 3-4 раза.

3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе У-У-У (длительно, пока не закончится воздух).  Выполнять 3-4 раза.

Октябрь

5

Фрукты/ Сад-огород

1.  Выполнить стоя. На область диафрагмы положить ладонь, подвигать мышцами живота надуть-втянуть.  Выполнять 3-4 раза.

2. Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе А-А-А (пока не закончится воздух).  Выполнять 3-4 раза.

6

  Продукты питания.

1.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп» живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  На выдохе произносить О-О-О живот втянуть. Контроль ладонью.

3. Выполнить упражнение № 2. На выдохе произносим У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О.  Контроль ладонью.

7

Посуда.

1.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп» живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить   И-И-И, Э-Э-Э, И-Э-А-У  живот втягивать.  Контроль ладонью.

8

Домашние птицы

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на легкое перышко живот втянуть. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  П-П-П, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ живот втягивать.  Контроль ладонью.

9

Домашние животные/ Деревенский двор

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  живот втягивать.   Громко-тихо.

Ноябрь

10

Каникулы. Город Кемерово. /Россия

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.   Громко-тихо.

11

Дикие животные. Животные Кузбасса.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного». Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  У-А-У-А,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.  Медленно-быстро. С вопросительной интонацией.

12

Зоопарк. Животные жарких стран. Животные севера.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного». Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  НА-НА-НА, МА-МА-МА, ПА-ПА-ПА, НА-МА-ПА и т.д. как можно больше слогов на одном выдохе, живот втягивать.   Медленно-быстро., с вопросительной интонацией, с восклицательной.

13

Зима. Зимующие птицы. Птицы нашего города.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить зимующих птиц от 3 до 5 (живот сдуть). С вопросительной интонацией, с восклицательной, с повествовательной.

Декабрь

14

Одежда.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить одежду, кто больше (живот сдуть). Медленно- быстро, громко-тихо.

15

Обувь.

Головные уборы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на одном выдохе произнести 1 фразу: « Как у нашей свинки на ногах ботинки», «У сыночка Вовки новые кроссовки», «Шапка да шубка, вот и весь мишутка» , « Как у нашей кошки  а ногах сапожки». В медленном и быстром темпе. Громко-тихо. С разной интонацией.

16

Зимние забавы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Широкий язык положить между губами и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», загнать ватку в ворота из кубиков.  Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Читать стихотворение.

Вдох бесшумный:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Вдох бесшумный:

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Вдох бесшумный:

Но где - же снежинки? В ладошке вода,  

Вдох бесшумный:

Куда же исчезли снежинки? Куда?  

Вдох бесшумный:

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...  

Вдох бесшумный:

Как видно, ладошки мои горячи».

4. Каждую строчку произнести с разным настроением весело, грустно, обиженно, сердито.

5.Этоже стихотворение:

Каждый раз увеличивать количество строк на выдохе.

17

Новый год.

Утренники.

Январь

18

Мебель.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произнести знакомое стихотворение.

Медленно- быстро, громко-тихо.

19

Бытовые приборы.

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза.

2. Фокус (ватка на носу).

3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произносить чистоговорки и скороговорки.

Как мышка, как едведь.

20

Транспорт

1.  Сидя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть.  Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на маленькую машинку (привести в движение), на бумажные кораблики (оригами), на бумажные самолетики. Выполнять 3-4 раза.

2.  Стоя  сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить  как можно дольше У-У-У,    А-У-О-А-У-О,  ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ,  ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М  и т.д. живот втягивать.  

Медленно-быстро. С вопросительной интонацией.

3.  Рассказывать стихотворение с интонацией меняя темп.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять

Можно гонки начинать. (весело, средний темп)

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,   (весело, быстрее)

 Но  пальцы  машинку мою тормозят.   (Удивленно,  замедляя)

Закрылись.(грустно)

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли,  не  светят уже. (грустно, медленно и тише)

4.  На одном выдохе прочитать все стихотворение.

Февраль

21

Профессии.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого).

2. Читать знакомые стихи с разным эмоциональным настроением.

22

Инструменты.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого).

2. На выдохе как можно большее количество раз повторить название инструмента. Брать слова с разной слоговой структурой от коротких до длинных.

23

Человек. Семья.

1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот.(от низкого до высокого).

2. Произнести фразу разными голосами как бабушка, как папа, как мама, как сестренка и т.д.

24

День Защитника Отечества. Великие полководцы.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

Март

25

Комнатные растения.

1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

26

Мамин праздник. Цветы. Первоцветы Кузбасса.

1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать стихи используя интонацию.

27

Весна. Прилет птиц. Птицы нашего края.

1. Дуем на «бумажных птиц», перья, соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

28

Обитатели водоёмов. Реки Кузбасса и их обитатели

1. Пускание мыльных пузырей, дуем в воду через соломинку, соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить названия рыб с разной скоростью, громко-тихо. Повышая и понижая голос.

3. Читать стихи, используя интонацию.

29

Каникулы. Наша Родина Кузбасс. Символика Кузбасса. /Столица нашей Родины – Москва.

1. Дуем на «флаги» (сильный ветер, слабый) соблюдая движение диафрагмы, не надувая щек.

2. На выдохе произносить фразы с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

Апрель

30

Здоровье. Спорт.

Спортсмены. Кузбасса.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

31

Космос. Космонавты.

1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук.

2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

32

Деревья. Лес. Растительный мир Кузбасса.

1. Сделать бесшумный вдох носом.

Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на зеленый листочек. Выполнять 4-5 раз.

2. Положить листья перед собой на столе,  сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз.

3. На выдохе произнести знакомое стихотворение по теме с ускорением.

33

Ягоды. Грибы.

1. Вдох, на одном выдохе посчитать грибы (кто больше).

2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса.

34

Насекомые и пауки.

1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы.

2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо.

3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно.

Май

35

День Победы.

Герои Кузбасса.

1. На одном выдохе произносить ритмично слоги (кто больше)

2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса.

36

Злаки.  

1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы.

2. Стихи с интонацией.

37,38

Лето.

1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы.

2. Стихи с интонацией с соблюдением пауз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и фонационного дыхания

в статье раскрывается значение дыхания для развития речи, выделены несовершенства речевого дыхания у дошкольников, представлены основные правила работы над дыханием, пречислены игры и игровые упражнен...

Развитие фонационного выдоха

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голос...

Развитие фонационного выдоха у детей с нарушениями речи

Упражнения, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека...