Консультация для педагогов «Эстетическое оформление участков в летний период как средство коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Кутузова Валентина Владимировна

Цель консультации: познакомить педагогов с видами и способами использования наглядного  оформления участков  в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lok-konsultatsiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

Тема: «Эстетическое оформление участков в летний период как средство коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Цель консультации: познакомить педагогов с видами и способами использования наглядного  оформления участков  в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

 В летний период дети дошкольного возраста много времени находятся на прогулке. Занятия, дидактические игры и развлечения  также успешно проводятся на свежем воздухе.

Разнообразное, красочное оформление участка является не только средством для эстетического воспитания детей, но и может служить в качестве дидактического пособия для коррекции и развития речи дошкольников. Оно может являться наглядным материалом для проведения различных дидактических игр и упражнений. 

Оформление можно выполнить из различного, влагоустойчивого бросового материала. Этим могут служить разноцветные пластмассовые крышки от бутылок, дезодорантов и майонеза, пластмассовые упаковочные контейнеры для продуктов, баночки от йогурта и майонеза, разноцветные пластиковые бутылки и т. д.

 Игры и упражнения можно проводить как индивидуально, так и фронтально на протяжении всей прогулки, включая их в различные виды деятельности: наблюдение, подвижные игры, индивидуальную работу, занятие.

Целью этих игр и упражнений   является формирование у детей фонематической стороны речи, правильного звукопроизношения, коррекция слоговой структуры слова, уточнение, расширение и обогащение словаря, практическое усвоение лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи.

Название

Задания

Дидактическая гусеница

Цель: Знать правила поведения на прогулке летом (мыть грязные руки, не брать различные предметы в рот,  в жару обязательно пить воду, надевать головной убор).

Развивать связную речь и контролировать правильное звукопроизношение при четком проговаривании каждого предложения. 

Солнышко.

Цветы (ландыш, подсолнух, ромашка…)

  • Составить предложение со словом «солнышко, ландыш».

Сосчитать количество слов в предложении, слогов в слове.

  • Сколько лучиков (Цветов), столько придумать эпитетов о солнце или цветке (Какое оно, он?)
  • Сколько лучиков (цветов, лепестков), столько назвать заданный слог. Например: [РА]
  • Сколько лучиков (цветов, лепестков), столько раз назвать заданное слово. Например: [Лопата]
  • Рассказать стихотворение, загадку.

Насекомые (бабочки, жуки, пчелы, стрекоза)

Улитки.

Птицы

(ласточки…)

  • Составить предложение со словом «бабочка, жук…»

Сосчитать количество слов в предложении, слогов в слове.

  • Д/И: «Хлоп»

Цель: Формирование слогового анализа слова.

Сосчитать количество слогов (частей) в слове.

  • Рассказать стихотворение, загадку.

 [Ж]            Жук.              

Жук жужжит в железной банке-

Он не может жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька,

Жалко бедного жука.

Цель: Развитие фонематического слуха.

 (Какой чаще всего слышится звук?)

 (Назвать в стихотворении слова со звуком [Ж])

[С-Ш]        Улитка.

А улитка всех смешит,

Потому, что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому.

Цель: Дифференциация звукопроизношения [С-Ш].

  • Упражнять в употреблении глагольных форм

 (Что может делать данное насекомое?)

Бабочка: порхать, перелетать с цветка на цветок, собирать нектар, ползать, раскрывать и складывать  крылья и т.д.

  • Составить загадку-описание (Круглой формы, красного цвета с черными точками, может летать, а может ползать, питается тлей…)
  • Д/И: «1,2,5»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительным.

Например: 1 жук, 2 жука, 5 жуков

Усложнение (добавляются прилагательные):

1 желтый, навозный, круглый жук, 2…, 5…

  • Придумать рассказ,  сказку.

Стихи для заучивания и анализа.

Я соткано из зноя,      [С, З, Л]

Загадки о лете:

  • Солнце печет,         [С]

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Летом) 

  • [С,Л-ЛЬ]

В щедром поле колосится Золотистая пшеница.

Ягоды в лесу поспели,

Пчелы прячут мед по кельям.

Много и тепла, и света…

Так бывает только…                     (Летом)

  • Это кто          [С, З, Ц]

Кусты, газоны

Разукрасил

В цвет зеленый?

(Лето)

Я соткано из зноя,      [С, З, Л]

Несу тепло с собою,

Я реку согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

(Лето)

Стихи о лете:

[Л, ЛЬ, Р]   Доброе лето.

Доброе лето!

 Доброе лето!

Сколько тепла в нем

И сколько в нем света!

Лето стучится

К нам в окна  с утра:

—Вставай, детвора!

Вставайте, утята,

Гусята, телята!

Я всех вас умою

Водою речною

И солнцем согрею!

Растите скорее!    Н. Полякова

Июнь.        [С- СЬ, Л]

Пришел июнь. «Июнь! Июнь!»—

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь—

И весь он разлетится.

С.Маршак

Солнышко. [С, Л-ЛЬ]

Выйду утром на прогулку

И по небу все хожу.

Я теплом всех согреваю,

Только с тучкой не дружу.

Тучка-злючка, уходи,

Уноси с собой дожди!

[Ж, Р]           Дождик

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей!

(Народная песенка)

Радуга.     [Л-Р]

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга стоит.

С.Маршак

Мяч     [Ж, Ч]

Загадка

Не имея ножек,

Не боясь подножек,

По дороге вскачь

Резво мчится…(Мяч)

Стихи о насекомых.

Божья коровка. [Р]            

По ветке ползает так ловко

Краснокрылая коровка.

Тлей питается,

Росою умывается.

                        Л.А.Полянская

Народная песенка. [ Ш, Р-РЬ]            

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Считалка

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки

Всем по одной, а тебе не одной.

Загадка. [С, Л]            

«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела…

                               (божья коровка).

Пчела. [Л]            

На цветке сидит пчела,

До чего она мала.

Набирает сладкий сок

Наша пчелка в хоботок.

                                           К.Быкова

Народная песенка. [Л-ЛЬ]            

Пчелы гудят—

В поле летят.

С поля идут—

      Медок несут.

Загадки. [Л-ЛЬ]            

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

                                             (Пчела)

[Ж]Весь день жужжу,

Ни минуты не сижу.

И с гвоздики, и с ромашки

Мед ребятам соберу.

                                             (Пчела)

[Л-Р] Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо!

                                               (Оса)

Бабочка.

Загадка. [Л-Р]

Сорвать цветок я захотел,

А он…вспорхнул и улетел.

                                            (Бабочка)

   [С, Ц]    Бабочка-капустница

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка

Больше на два лепестка.

 Е.Фейерабенд

Жук.             [Ж]            

Жу-жу-жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» все твержу.

Знаю твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

                                        (А.Прокофьева)

Шмель. [Ш, Л]

Шмель тяжелый, полосатый,

Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал:

—Трудна работа!

Ведь цветам в саду нет счета!

Е.Фейерабенд

Кузнечик.

Загадка. [С, З, Ч]

Светлым, теплым летним днем

Мы в траве его найдем.

Он зеленый и стрекочет,

Замолкать никак не хочет.

(Кузнечик)

Комар

«Паника». [Ш, Р]

Что за грохот, что за гром,

Что за паника кругом?

Это палкой со двора

Прогоняют комара!

Владимир Орлов

Стихи о цветах.

Колокольчик.

Загадка. [Л]            

Дили-дили-дили-дон,

Это что за странный звон?

Наклонился он немножко,

Голубой цветок на ножке.

(Колокольчик)

[Л]            

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.Толстой

Ромашки.

Загадка. [С]            

Стоят в поле сестрички –

Желтые глазки, белые реснички.

Одуванчик. [Ч, Ц]            

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице.

Загадка. [Л]            

Рос шар бел,

ветер дунул –

Шар улетел.

Мак. [С]            

Только солнышко взойдет –

Мак на грядке расцветет.

           

Мышиный горошек.     [Ш]      

В траве у дорожки мышиный горошек.

Мышиный горошек такой нехороший –

Опутал лягушке и лапки,  и брюшко.

Сидит и задумчиво смотрит лягушка.

Стихи о лесе.

 В лесу.   [Л-ЛЬ-Р-РЬ]

Здесь, в лесу, царит прохлада,

Здесь кричать, шуметь не надо.

По лесной тенистой стежке

Мы до просеки дойдем,

На полянках вдоль дорожки

Земляники наберем

И под пеньем разных птичек

Россыпи найдем лисичек.

Гриб    [Ш-Ж]

Загадка

Стоял в лесу на толстой ножке,

Природой любовался.

И вот лежу уже в лукошке—

Съедобным оказался.

(Гриб)

Уточнение, расширение и обобщение словарного запаса детей (учитывать возраст).

Деревья, лес.

Существительные: 

  • дерево, береза, дуб, осина, клен, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива
  • ель, елка, сосна, пихта…
  • Части: дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья,  почки
  • земля, лес, хвоя, иголки, ягоды, грибы
  • кусты, кустарник.

Прилагательные: 

  • лиственные, хвойные деревья;
  •  лиственный, хвойный, смешанный лес;

— дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний;

  • Отыменные прилагательные —  березовый, осиновый и т.д.;
  • цвета — зеленый, желтый, красный, бурый, черный.

Глаголы:

  • расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

Грибы.

Существительные:

  • гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, груздь, опенок, чернушка, свинушка…;
  • поганка, мухомор ;
  • лес, земля, шапка, ножка, грибница ;
  • лето,  осень.

Прилагательные:

  • лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
  • Цвета – белый, коричневый, красный, черный, рыжий и т. д.

Глаголы: 

  • ходить, собирать, выбирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить, отравиться.

Цветы, растения.

Садовые цветы.

Существительные: 

  • цветок, нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии…
  • сад, земля, клумба;
  • корни, стебель, листья, бутон, лепестки;
  • вода, полив, ваза, букет, подарок, праздник.

Прилагательные:

  • красивые, пахнущие, нежные, цветущие;
  • цвета – красный, желтый, белый, зеленый…

Глаголы:

  • сажать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, распускаться, срезать, дарить, радоваться…

Полевые цветы.

Существительные:

  • цветок, незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак;
  • корм, венки, поле, луг, земля, букет.

Прилагательные:

  • полевые, луговые, дикие.

Глаголы:

  • расти, цвести, собирать, дарить, есть.

Полевые культурные растения.

Существительные:

  • растение, кукуруза, овес, гречиха, хлопок, рожь, пшеница, подсолнух, лен;
  • колос, зерно;
  • человек, поле, урожай, польза;
  • нитки, ткани, одежда;
  • хлеб, мука, масло, мед, корм;
  • пекарь, животновод, ткач, комбайнер, агроном, продавец.

Прилагательные:

  • полевые, культурные, полезные;
  • Отыменные прилагательные —  гречишный, подсолнечное…

Глаголы:

  • сажать, выращивать, собирать, ткать, молоть, печь, кормить, есть …

Лекарственные растения.

Существительные:

  • крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, мать-и-мачеха, чертополох, ромашка;
  • цветы, растения, лекарство, польза, лес, поле, чай, мед.

Прилагательные:

  • полевые, лесные, садовые;
  • лекарственные, лечебные, полезные, пахучие, сушеные.

Глаголы:

собирать, сушить, заваривать, лечиться.

Растения, занесенные в красную книгу.

Существительные:

  • красная книга;
  • кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия;

Прилагательные:

  • редкие, исчезающие, красивые;
  • Цвета;
  • Запахи.

Глаголы:

  • заносить, охранять, рвать, цвести, исчезать.

Насекомые

Существительные:

  • насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук;
  • Место обитания: улей, дупло, нора, муравейник.
  • Этапы формирования: кокон, куколка…
  • Части тела: крылья, голова, усы, лапки (три пары или 6 лапок у насекомых, 4 пары или 8 лапок у паука).
  • Чем питаются: цветы, листья, пыльца.
  • Собирают: нектар, мед.
  • Приносят: пользу, вред.

Прилагательные: 

вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые.

Причастия: 

летающие, ползающие, кусающиеся.

Глаголы:

летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.

Дикие птицы средней полосы

Существительные: птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка …

  • кормушка;
  • стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды;
  • скворечник, птенцы;
  • зимовка.

Прилагательные:

  • дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелетные, водоплавающие.

Глаголы:

  • высиживать, вылупляться.

Рыбы.

Существительные:

  • рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осетр, ерш, плотва…

мальки, икринки;

  • продукты, уха;
  • река, море, океан, аквариум, дом;
  • туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя;
  • водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк, приманка.

Прилагательные:

  • хищные, декоративные;
  • Отыменные прилагательные —  речные, морские, океанические, аквариумные;

Глаголы:

  • вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, сушить, есть.

Земноводные.

Существительные:

  • лягушка, тритон, крокодил, черепаха;
  • земля, вода.

Прилагательные:

  • земноводные, плавающие,

Глаголы:

  • жить, ползать, плавать, квакать…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но  системно и планом...

Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...

ПЛАН и ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»

    Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему для самообразования «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»Цель с...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...