Конспект открытого занятия "Автоматизация звука [Р] " (Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции)). «Пиратские приключения». (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Юнькова Екатерина Сергеевна

Конспект открытого логопедического занятия:

 

Автоматизация звука [Р] 

Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции).

«Пиратские приключения».

(Подготовительная группа)

 

 

ЦЕЛЬ: автоматизация звука [Р] в слогах, и в словах.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах.
  • развитие моторики артикуляционного аппарата:
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие фонематического слуха, закрепление умения определять место заданного звука в слове.
  • упражнять в подборе антонимов,
  • совершенствовать грамматический строй речи и связную речь детей.
  • развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.

МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, предметные картинки (со звуком “Р”), синие карандаши, погремушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия:

Автоматизация звука [Р]  

Изолированно, в слогах, в словах (разной позиции).

«Пиратские приключения».

(Подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: автоматизация звука [Р] в слогах, и в словах.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах.
  • развитие моторики артикуляционного аппарата:
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие фонематического слуха, закрепление умения определять место заданного звука в слове.
  • упражнять в подборе антонимов,
  • совершенствовать грамматический строй речи и связную речь детей.
  • развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.

МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, картинки с артикуляционными упражнениями, предметные картинки (со звуком “Р”), синие карандаши, погремушки.

Этап занятия

Деятельность учителя логопеда

Картинный и речевой материал.

Ответы детей

Время

Организационный момент:

Учитель –логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Поздоровайтесь с нашими гостями.

Учитель –логопед:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим.

И никогда мы не спешим

 Сегодня я хочу вам предложить отправиться в морское путешествие по островам. Превратимся с вами в добрых пиратов. Им пришло письмо с разных островов, у волшебных жителей беда, никак они не могут научится выговаривать звук [Р]. Просят помощи. Мы с вами отправимся по островам

Хотите? На каком транспорте можно плыть по морю? - корабль, катер, лодка. А мы отправимся на корабле. Занимаем свободные места.

Чтобы дорога была легкой надо к ней

хорошо подготовиться.

Дети: Здравствуйте!

Корабль, катер, лодка.

2 мин.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признаком.

Перед большим путешествием мы с вами вспомним как произносим звук [Р]. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук.

Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р

  • Когда ты произносишь его, есть преграда во рту?
  • Какой это звук?
  • Когда мы его произносим, рот широко открыт.
  • Зубки сближены, но не сомкнуты, губы в каком положении? Губы в улыбке.
  • Язык широкий поднят за верхними зубками, прижимаем к потолочку и дуем на него, он вибрирует

Струя воздуха сильная. (горлышко «дрожит») звук звонкий.

Да

Согласный, твердый

Губы в улыбке.

Дети произносят звук (тянут его)

Да, звук звонкий.

2 мин.

Дыхательная гимнастика

Чтобы наш корабль поплыл, нам нужен ветер. Поможем? (полоски кальки, дуем) (вдыхаем через нос выдыхаем через трубочку) Упражнение «Ветерок» Звучит шум моря.

2 мин.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения выполняются совместно с движениями рук. 

1. «Трубочка улыбка.» Руки согнуть перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Вытянуть губы трубочкой, руки отталкивающим движением выбросить вперед. Растянуть губы в улыбку, руки развести в стороны.

2  «Часики.» Улыбнуться, рот приоткрыть. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вверх. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком. Под счет до 5

3. «Качели.» Рот широко открыт. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вниз. Язык поднять к верхним зубам, ладони поднять вверх. Язык опустить за нижние зубы, ладони опустить вниз. Язык двигается к уголкам рта вправо-влево, руки двигаются синхронно с языком.

4. «Маляр» Руки перед собой. Кисти рук опускаем-поднимаем. Под счет до 5

5. «Лошадки» Цокаем язычком. Кулачки сжимаем-разжимаем. + «Грибок» под счет до 5

6. «Дятел» Стучим кулачок о кулачок.

Теперь мы с вами готовы к путешествию.

7.«Чистим верхние зубки»

8. «Котенок лакает молоко»

4 мин.

Автоматизация звука [Р] изолированно

Автоматизация звука [Р] в слогах

Но чтобы моторчик завести нужно потренироваться: найти и обвести синем карандашом все буквы [Р], четко произнося при этом звук [Р]

Давайте заведём моторчики у корабля и поедем в путешествие.

1-я остановка: остров Крабов.

Крабы оставили нам послание:

Они не помнят, как петь свои любимы песенки, из-за того, что разучились произносить звук Р. Сейчас мы им поможем: Будем помогать им строить песочные замки.

Листок бумаги А4 (синие карандаши)

Работа выполняется на листочках

Ра-ро-ру-ры

2 мин.

4 мин

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.

Ра-ра

Ро-ро

Ры-ры

Развитие фонематического восприятия

1.Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.

(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)

2. Корабль привез крабам груз, но им нужны только те предметы, в названии которых есть звук [Р]. Поможем разгрузить корабль? Дети выбирают нужные картинки

Погремушки (маракасы)

Картинки: ракета, краб, лампа, подарок, гранат, листик, стул, стол, комар, пила, лампа, рука, тигр, рыба, ласточка, лось, робот, пирог, топор, ромашка

5 мин

Автоматизация звука [Р] в словах

(звуковой анализ)

2-я остановка: остров Роботов.

  1. Посмотрите, мы приплыли на остров, кто здесь живет?

-Роботы

Они предлагают нам с ним поиграть. Хотите?

Роботы хотят собрать себе красивые камней. Но они не помнят, как произносить звук [Р] в словах, сейчас мы им поможем:  

Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)

берем картинку называем ее, и определяем где находится звук [Р] (в начале слова, середине слова, в конце слова) кладем камешек в определенную коробочку(ведерко)

  1. Добавить в слово недостающий звук [Р]:Бульвар,клевер,двор,танцор,факир,зефир,буксир,сахар,катер,сквер

Груша, кран, фары,

комар, рукавицы, рыбак, корзина, самовар, руль, тигр, шар

4 мин.

Физкультминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

А нам с вами пора в путь. Садимся на корабль.

Наступила ночь. Закрываем глазки. Звучит шум моря.

1 мин

Автоматизация звука [Р] в словах

3-я остановка: остров Русалок.

Они такие болтушки, любят играть в слова. Но у них не получается без нашей помощи. Поможем русалкам с игрой

Игра с мячом:

  1. Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). 

роза-розочка,

помидор-помидорчик,

карман-карманчик,

кровать-кроватка,

рыба-рыбка,

фартук-фартучек

b)Упражнять в подборе антонимов:

Дешевые-дорогие, плохое –хорошее, копить-тратить, длинный-короткий, трудное- простое, закат-рассвет, утро-вечер, молодой –старый, тупой-острый(карандаш)

 3 мин

4-я остановка: остров Пиратов.

Мы приплыли к нашим братьям пиратам.

Сейчас мы и им поможем вспомнить как правильно произносится звук [Р]

1-е испытание:

Картинки : машина-пружина; мимоза-роза; пушка-ракушка: мышка-крышка; дворец-кузнец; чашка-ромашка;  флажок-пирожок; сова-трава.

2-е испытание: 

На острове пиратов живут только те животные, в названиях которых есть звук [Р] Обвести животных и назвать четко, проговаривая звук [Р].

3- испытание:

 Фишки — это пиратские деньги. Сколько в слове слогов, столько и фишек мы оставляем на острове.

Но для этого нужно выполнить последние задание: назвать сколько слогов в слове (за каждый правильный ответ дается морская звезда(фишка))

Пи-рог, реп-ка, ка-ран-даш, ро-за, гор-ка, кен-гу-ру, жи-раф, гра-нат.

Проверяем карту! на всех островах побывали? Всем помогли вспомнить как произносить звук Р и сами стали лучше произносить!

Найти к слову рифму.

Занятие 26 (О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова

Обводят животных: зебра, тигр, носорог, жираф, кенгуру,

Дети: Да! Проверяют карту.

5 мин

Итог занятия:

Какой звук мы учились произносить изолированно, в слогах, и словах?

        Какой он?

Звук [Р]

Согласный Твердый Звонкий.

Общее время занятия:

33 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы. Задачи:формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, артикуляционную и м...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Подгрупповое занятие для детей старшей группы, реализующей адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гости с Шушей"...

Подгрупповое открытое занятие: Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в слова. «Приключения Самолетика»

Конспект открытого логопедического занятия:Постановка звука С. Автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, в слова.«Приключения Самолетика» (старшая и подготовительная группа)...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

НОД по социальному развитию в средней группе «Воспитание правильного звука (с) изолированно, в слогах, словах, фразах»

Программные задачи:Познакомить детей со звуком (с).Показать артикуляцию звука(с).Упражнять в умении произносить звук (с) изолированно, в слогах, словах, фразах.Развивать фонематический слух.Воспитыват...