Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников подготовительной группы
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Рыжова Татьяна Геннадьевна

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь .Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_podg.gr_.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень – запасиха»

                                                            «Овощи»                                                                                                                             У девчонки Зиночки     - сплести пальцы обеих рук в «корзиночку»                                                                                                                         Овощи в корзиночке.                                                                                                                                                     Вот пузатый кабачок    - одновременно загибать пальцы на обеих руках                                                                                                                   Положила на бочок,        в кулачок, начиная с большого                                                                                  Свёклу и морковку                                                                                                                                                                    Уложила ловко,                                                                                                                                                      Помидор и огурец.                                                                                                                                          Наша Зина – молодец!   - показать большие пальцы обеих рук

                                                             «Компот»

Будем мы варить компот.             - левую ладонь держать «ковшиком»
Фруктов нужно много. Вот:         -
указательным пальцем правой руки «помешивать»
Будем яблоки крошить,                
- загибать пальцы по одному, начиная 

Грушу будем мы рубить,                с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,             
- опять «варить» и «помешивать».
Угостим честной народ.

«Осенние изменения в природе. Грибы»

Топ-топ – пять шагов,              - «идти» пальчиками по столу

В туесочке пять грибов:           - сплести пальцы рук между собой

Мухомор красный –                 - загибать пальцы обеих рук

 гриб опасный.                             в кулачок, начиная с мизинца

А второй – лисичка

–рыжая косичка.                        

Третий гриб – волнушка – розовое ушко,

А четвёртый гриб – сморчок – бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Труд людей осенью»

«Хлеб» 

                                                                                                                                                       Муку в тесто замесили,                  - сжимают и разжимают

                                                            пальчики – «месят тесто»                                                                                                                     А из теста мы слепили                   -  прихлопывают ладошками –

                                                                      «лепят»                                                                                                                           Пирожки и плюшки,                         - поочерёдно разгибают собранные в

                                                                    кулачок пальцы начиная с мизинца                                                                                                                                                        Сдобные ватрушки,                          

Булочки и калачи –                                                                                                                                Всё мы испечём в печи.                 -  обе ладошки разворачивают вверх                                                                                                            Очень вкусно!                                 -  гладят живот

«Спорт и здоровье»

«Спортсмены»

                                                                                                     

 Чтоб болезней не бояться              - поднимают руки к плечам,

                                                                      вверх, к плечам в стороны – 2 раза                                                                                                                                         

 Надо спортом заниматься.                        

Играет в теннис теннисист,              - сгибают пальцы в кулачок, начиная Он спортсмен, а не артист.               с  мизинца                                                                                                В футбол играет футболист,                                                                                                                                                 В хоккей играет хоккеист,                                                                                                                                                   В волейбол – волейболист,                                                                                                                                         В баскетбол – баскетболист.

 «Продукты питания»

«Пирожки»

                                                                                                                                                                       Каша в поле росла              - дети поднимают руки, шевелят пальчиками

К нам в тарелку пришла    - идут пальчиками по столу

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим:              - в правой ладошке мешают указательным

                                                           пальцем левой руки

Птичке-невеличке,             - загибают пальчики на обеих руках по одному

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,-

Всем дадим по ложке!       - разжимают кулачки

 «Посуда»

Раз, два, три, четыре,                      - удар кулачками друг о друга,

                                                                      хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли:                    - одна ладонь скользит по другой по

                                                              кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку    - загибают пальчики по одному,

И большую поварёшку.                   начиная с большого

Мы посуду перемыли,                      - одна ладонь скользит по другой по  

                                                            кругу

Только чашку мы разбили,            - загибают пальчики по одному,

Ковшик тоже развалился,                начиная с большого

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,-

Так мы маме помогали.                  - удар кулачками друг о друга,

                                                                    хлопок в ладоши

 «Наш  родной  край»

«Разные дома»

Этот дом – одноэтажный,        - пальцы обеих рук сжаты в кулак,

Этот дом – он двухэтажный,     на каждую строку разгибается

Этот дом – он трёхэтажный,      один палец, начиная с мизинца

Этот  –  четырёхэтажный,

Ну, а этот – самый важный,

Он у нас – пятиэтажный!

 

«Наша страна. День народного единства»

На опушке дом стоит,                 - сложить ладони над головой –

                                                              «крыша» 

На двери замок висит.              - сплести пальцы в замок

За дверями стоит стол,             - ладонью правой руки накрыть кулачок

                                                              левой

Вокруг дома – частокол.          - растопырить пальцы обеих рук перед

                                                               собой

Тук–тук–тук –дверь открой!    - постучать кулачком по ладони

Заходите, я не злой!                  - раскрыть руки в стороны, приглашая

                                                              в гости

 «Все профессии нужны, все профессии важны»

Повар варит кашу.                    - имитация помешивания каши с

                                                               вращением кистей рук

Плащ портниха шьет.                  - имитация шитья указательным

                                                              пальцем («иголкой»)

Доктор лечит Машу.                 - открыть и закрыть ротик,

                                                               высунув язычок

Сталевар сталь льёт.                 - хлопки в ладоши

Дровосеки рубят.                      - имитация рубки дров

                                                             соединёнными в замок кистями рук

Строят мастера.                         - имитация кладки кирпича

                                                                ладонями (одна сверху другой)

Что же делать будет                  - поднимание плеч

Наша детвора?

«Модный приговор»

Посчитаем в первый раз              - поочерёдно хлопают  в ладоши и Сколько обуви у нас:                       ударяют кулачками друг о друга

Туфли, тапочки, сапожки                - поочерёдно загибают пальчики на Для Наташки и Серёжки,          обеих руках, начиная с большого пальца

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 «Модный приговор»

    «Шапка шерстяная»

Шапка шерстяная, наверху помпон,             - изображают шапку и

                                                                                     помпон

Круглый, словно мячик, и пушистый он.   - поочередно соединяют

                                                                                     пальцы одной руки с  

                                                                                      пальцами другой руки

Есть ещё у шапки отворот цветной,             - показывают отворот  

                                                                                      у шапки

В этой шапке можно бегать и зимой.           - бегут по столу

                                                                          указательным и средним пальцеми

Бабушка вязала шапку не спеша,            - «вяжут спицами»

Шапка шерстяная вышла хороша.        - показывают большие пальцы

                                                                                обеих рук, остальные  

                                                                                сжаты в кулак    

 

 «Зима. Зимние игры и забавы»

Раз, два, три, четыре, пять,          - загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять.          - идут пальчиками по столу

 Бабу снежную лепили,                - «лепят» комочек

Птичек крошками кормили,        - «кормят всеми пальчиками

 С горки мы потом катались,       - показать ладонями катание

А ещё в снегу валялись.               - перемещают ладони разными

                                                          сторонами по столу

Все в снегу домой пришли,         - отряхивают ладошки

Съели суп и спать легли.             - ладошки под щёку

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                - загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.   - «лепят снежок», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий,  - показывают круг, сжимают ладони

                                                             вместе, гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий.       - грозят пальчиком

Раз – подбросим,           - «подбрасывают снежок» двумя руками

Два – поймаем,              - приседают  - «ловят» (ладони ковшиком)

Три – уроним,                - встают, «роняют снежок» (раскрывают ладони)

И … сломаем!                - топают ногой

«Зимующие птицы»

Мы кормушку смастерили,            - попеременные хлопки в ладоши и

                                                            удары кулачками

Мы столовую открыли.                  - открывание «ворот-ладоней»

В гости в первый день недели       - загибание пальчиков одновременно на

К нам синицы прилетели,               двух руках, начиная с большого пальца

А во вторник,- посмотри,-

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы на ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

     А в субботу на порог                       - соединяют большие пальцы рук,

    Налетело семь сорок.                        остальными размахивают («крылья»)                                      

В воскресенье, в воскресенье         - попеременные хлопки в ладоши и

Было общее веселье!                        удары кулачками                     

 «Новый год»

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка:          - пальцы рук переплетены, из больших

                                                    пальцев – верхушка «ёлочки»

Шишечки, иголочки,      - показать кулачки, затем указательные

                                                    пальцы выставить –«иголочки»

Шарики, фонарики,        - «шарики» из большого и указательного

                                                     пальца вверх, потом вниз

Зайчики и свечки,           - «ушки» из указательного и среднего

                                                   пальцев, затем обе ладони    

                                                   сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки.           - ладони вместе, пальцы расправлены,

                                                    затем средний и указательный

                                                    пальцы стоят на столе

 «Домашние птицы»

«Утята»

Первый, второй  –  шли утята,     - поочерёдно сгибать пальцы рук, Третий, четвёртый – за водой,       начиная с большого пальца

А за ними плёлся пятый,

Позади  бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-и!» - «Не пищи!               - ритмично соединять четыре

Мы тут рядом, поищи!»                  плотно сжатых пальца с

                                                                     большим пальцем («клюв»)

                   

«Домашние животные и их детёныши»

Довольна корова своими телятами,       - показывают поочерёдно

 Овечка довольна своими ягнятами,          пальцы на обеих руках,

Кошка довольна своими котятами.           начиная с большого

Кем же довольна свинья?

– Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

«Дикие животные и их детёныши»

Медведь зимою крепко спит,     - загибать пальчики обеих рук в    

Всю зиму до весны сопит.             кулачок, начиная с мизинца

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится,           - вращать большими пальцами

Убегает от лисицы.                          обеих рук

Мелькает он среди кустов,           - соединить большой палец правой

Напетлял – и был таков!                     руки с указательным  пальцем

                                                           левой руки и наоборот

«Животные жарких стран»

Где обедал, воробей?            - дети машут перекрещенными ладошками  

 - В зоопарке у зверей!          - изображают ладошками

Пообедал я сперва               раскрывающуюся  пасть

За решёткою у льва.             - на каждое название животного загибают

Подкрепился у лисицы,         по одному  пальчику поочерёдно сначала на

У моржа попил водицы,         левой, затем на правой руке

Ел морковку у слона,

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру,

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил           - изображают ладошками  

Чуть меня не проглотил!      раскрывающуюся пасть       

                                               

«Животные севера»

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

                                   У тюленей ласты эти

     Носят мамы, папы, дети.

(ладошки с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают

по коленям или по столу, двигаются только кисти рук)

«Наши защитники»

«Солдаты»

 Аты-баты, аты-баты!              - поочерёдно «шагать»  

 На парад идут солдаты!          указательными и средними

Вот идут танкисты,                     пальцами обеих рук по столу

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой!

        

«Мебель»

«Мышки-шалунишки»

Раз, два, три, четыре,                   - хлопки в ладоши чередуют с

Много мебели в квартире.            ударами кулачков друг о друга

В шкаф повесим мы рубашку,    - загибают пальчики одновременно  

А в буфет поставим чашку,         на обеих руках, начиная с большого

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали,

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили,    -  хлопки в ладоши чередуют с

Много мебели в квартире.             ударами кулачков друг о друга

«Всё о маме»

«Мамочка»          

                                                                                                                                                            (кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоянии друг от друга).

Мамочка-мама,           - на каждый слог мизинцы размыкаются и

                                             смыкаются                                                        

Милая моя                    - то же — безымянные пальцы                                                                                       Мамочка-мама,            - подушечки средних пальцев производят те же

                                              движения                                                      

  Я люблю тебя!           - указательные пальцы соединяются и  

                                               разъединяются;    

(при соприкосновении подушечек больших пальцев   дети губами имитируют поцелуй)

«Русские традиции и обычаи»

Народная  закличка (на праздник Пасхи)

Солнышко – вёдрышко,             - поднять руки вверх и вращать

                                                         кистями 

Выйди из-за морюшка!              - манить солнце руками

Твои дети на лугу                       - прижать ладони к груди

Гнут берёзоньку в дугу,             - качать соединёнными над

                                                       головой  руками       

Зарю величают,                           - руки в стороны ладонями вверх                                                    Тебя ожидают!                            - протянуть руки к солнышку.

 «Игрушки. Народные игрушки»

     

На большом диван в ряд       - попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят:             стучат кулачками

      Два медведя, Буратино         - загибают поочерёдно пальчики на

      И весёлый Чипполино,          обеих руках, начиная с

      И котёнок, и слонёнок.          больших пальцев

      Раз, два, три, четыре, пять  - разгибают поочерёдно все

                                                            пальчики на обеих руках

      Помогаем нашей Тане           - попеременно хлопают в ладоши и

      Мы игрушки сосчитать.        стучат кулачками

     

 «Весна»

«Грачи»

Мы лепили куличи,                     - «лепят пирожки»

Прилетели к нам грачи.                 - большие пальцы рук сцеплены,

                                                                «машут крыльями»

Первый грач испёк пирог,          - поочерёдно массируют каждый

А второй ему помог,                      палец, начиная с большого пальца

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

 И пирог у них склевал.               - стучат пальцами по коленям

 Раз, два, три, четыре, пять,        - поочерёдно загибают пальчики в

                                                                  кулак

Выходи грачей считать!             - резко вытягивают руки вперёд

                                                                ладонями вверх

 «Пернатые соседи»

       

Тили-тели, тили-тели,                    - скрещивают большие пальцы,

     Птицы с юга прилетели.                машут ладошками

Прилетел к нам скворушка –     - поочерёдно сгибают пальцы

Серенькое пёрышко.                      на обеих руках, начиная

Жаворонок, соловей          с мизинца левой руки

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,        - машут ладошками

Песни звонкие запели!               - указательным и большим

                                                            пальцами делают клюв

«Космические просторы»

«Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,    - по очереди соединяют большой

                                                                  палец с остальными пальцами

Космонавт летит в ракете.          -  соединить ладошки домиком

День летит и ночь летит             - по очереди соединяют большой

                                                                  палец с остальными пальцами

И на землю вниз глядит.             - поднести ладонь ко лбу.

Видит сверху он поля,                 - загибают пальцы на обеих

Горы, реки и моря,                            руках, начиная с мизинца

Видит он весь шар земной,         - соединяют пальцы одной руки с

Шар земной – наш дом родной.     пальцами другой руки – «шар»

«Транспорт. Нам на улице не страшно»

                                                                       

Раз, два, три, четыре, пять,     - поочерёдно загибают пальчики на

                                                     обеих руках,   начиная с больших

                                                     пальцев

Буду транспорт я считать:       - сжимают и разжимают кулачки

Автобус, лодка и мопед,          - поочерёдно загибают пальчики,  

Мотоцикл, велосипед,                начиная  с мизинца левой руки

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

           

«Деревья. Кустарники»

Всем в лесу на удивленье       -трут ладони друг о друга

Растут разные деревья:          - открывают ладони и растопыривают пальцы

Вот упёрлась в небеса              

Вся смолистая сосна.              - соединяют локти – «ствол», раскрывают

Распустила ветви-косы            ладони – «крона»

Белоствольная берёза.            - «фонарики» с движением сверху вниз

Как во полюшке былинка                                                                                                     Тонкая растёт осинка.            - показывают указательный палец, остальные

Дуб раскинул свои ветви       сжаты в кулак

И не страшен ему ветер.        - вытягивают руки вверх, растопыривают  пальцы                             

Липа цветом зацвела,              - собирают пальцы в щепотку – «бутон»                                                                                                    Пчёлок в гости позвала.         - делают круговые вращения указательным

                                                     пальцем – пчелы летят

Ель иголки распушила          - опускают руки в стороны вниз,

                                                    растопыривают пальцы             

И грибочки все закрыла.       - показывают гриб: указательный палец –

                                                    ножка, ладонь сверху – шляпка

Шелестят листвой деревья,   - трут ладони друг о друга – «шуршат»

Словно разговор ведут,          - стряхивают ладони

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.   - сцепляют большие пальцы рук, разводят

                                                     ладони в стороны –  показывают птиц   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в 1 младшей группе

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психич...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников старшего возраста

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, котор...

картотека пальчиковых игр по лексическим темам во второй младшей группе

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе...

КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздев...

КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшей группы

Комплекс упражнений для мелкой моторики рук в стихах.Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические...