Конспект фронтального логопедического занятия по программе преодоления ФФН
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Заец Ирина Викторовна

Конспект фронтального логопедического занятия по программе преодоления ФФН

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по программе преодоления ФФН

 (2 период обучения в старшей группе)

  1. Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах и фразах» (по мотивам сказки «У солнышка в гостях».)
  2. Цель: закреплять навык дифференциации звуков [с] – [ш] в слогах, словах и фразах. Задачи:
  • Активизировать биологически активные зоны;
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
  • Воспитывать умение слушать логопеда;
  • Совершенствовать умение образовывать форму существительного множественного числа.
  • Воспитывать аккуратность
  1. Оборудование: фланелеграф, картинки для фланелеграфа: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёж; шарик, самолет.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть. Артикуляционно-акустическая характеристика звука [Ш] и [С].
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Массаж биологически активных зон.
  6. Физкультминутка.
  7. Образование множественного числа существительных.
  8. Произношение звука [С] и [Ш]  в словах в предложениях.
  9. Итог занятия.

Ход занятия:

Логопед

Дети

1. Организационный момент

 - Здравствуйте. Я предлагаю вам отгадать загадку:

Огненное блюдце по небу катается.

 Утром на востоке поднимается.

Вечером на западе за горизонт опускается.        

Солнышко.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы побываем в сказке и будем учиться правильно произносить звук [Ш] и   [С].

- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко и оно перестало освещать землю. ( На фланелеграфе: туча закрыла солнце.)

Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На фланелеграфе: туча, закрывающая солнце, цыплята.)

Звуковая разминка «Листья».

 Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

- Как шелестят листья?

Подул ветерок. Как ветерок свистит?

 Листики шуршат: ш-ш-ш,

ветерок свистит: с-с-с, листики…, ветерок

Характеристика звуков

- Какие звуки мы будем стараться правильно произносить?

Что ты знаешь про эти звуки?

Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая воздушная струя – тёплая, при произнесении звука [с] язык лежит за нижними зубами, а выдыхаемая воздушная струя – прохладная.

- Идут, цыплята идут… Вот кого они встретили… 3.Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто так медленно ползёт,

Дом свой на себе несёт?

Проползёт ещё немножко,

Высунет и спрячет рожки. По листу, по ветке гибкой Медленно ползёт… улитка!

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка. - Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».

 - Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока.) У нее такое задание.

4. Развитие фонематического слуха - Если услышишь в слове звук ([ш], подними шарик, если услышишь звук [с], подними самолет).

Слова: усы, уши, нос, нож, мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, кашка, крыса, крыша, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

 - Сорока нас благодарит за помощь.

- Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой носик прикрывает. ( На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц.)

 Что с ним случилось? Слушай и повторяй. Дифференциация звуков [с] — [ш] в чистоговорках 

Ша – ша – са – ша – ша – са – на пеньке сидит оса.

Ша – ша – са – ша – ша – са – села на нос мне оса.

Ша – ша – са – ша – ша – са – укусила в нос оса.

Шо – шо – со – шо – шо – со – стал мой нос как колесо.

Иска – иска – ишка – иска – иска – ишка – стал мой нос как шишка.

Шу – шу – су – шу – шу – су – лапкой я гоню осу.

Ша – ша – са – ша – ша – са – улетела в лес оса.

- Цыплята пожалели зайку и рассказали историю про другого зайчика.

5. Массаж биологически активных зон «Зайка» (для предотвращения простудных заболеваний)

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко нам зайчишку, Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс.

- Цыплята спросили, не знает зайка, как пройти к солнышку. (Можно предложить ребёнку задать этот вопрос от имени цыплят.) «Нет, может ежик знает?» — ответил заяц.

6. Физкультминутка «Ёжик»

По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ – топчут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик.

 Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк – Превратится ёж в клубок.

Ощетинит он иголки – Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его!

7. Игра «Один- много».

Назовите друзей во множественном числе.

8. Произношение звука [С] и [Ш]  в словах в предложениях.

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.

- Ёжик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и все друзья. (Логопед показывает на фланелеграф.)

Стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко, Золотое донышко!

Солнце, солнышко – гори! Солнце, солнышко – свети!

Солнышко, солнышко, Золотое донышко!

Ты по кругу иди, Не сбивайся с пути!

 

Ш-ш-ш.

С-с-с.

Ш-ш-ш.

С-с-с.

[ш] и [с].

Твёрдые согласные, глухие.

Одна ладошка накрывает другую.

«Улитка» медленно ползёт по столу.

Указательный и средний пальцы высовываются из-под ладошки.

«Улитка» ползёт с высунутыми рожками.

Повторяют

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Кулачками проводить по крыльям Носа от переносицы к щекам.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Проговаривают.

Шагают

Пальцы- иголки

Ищут

Крадутся

Пальцы- иголки.

Цыпленок- цыплята,

Улитка- улитки, и т.д.

Слушают и отражённо проговаривают.

8. Итог занятия.

- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На фланелеграфе: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какие звуки ты старался правильно произносить?

Твои новые друзья говорят тебе: «До свидания», им нужно отправляться домой, прощайся с ними, до свидания.

Звук [с] и [ш]

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

Конспект фронтального логопедического занятия по программе преодоления ФФН

Конспект фронтального логопедического занятия по программе преодоления ФФН...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...